25 марта 2015 в 19:21

Наш Крым

Самое первое и яркое впечатление от Крыма: тут живут очень красивые люди. Речь, кстати, не только о женщинах, хотя они особенно обворожительны. Крымчане в массе своей удивительно доброжелательны, улыбчивы и преисполнены достоинства. Такой настрой одним благодатным климатом и смешением наций не объяснишь. Крымчане светятся внутренней гордостью. Она расправляет им плечи и озаряет счастьем их лица - счастьем самим строить свою судьбу.

Чуден Крым при всякой погоде...
Честно говоря, я сомневался, могут ли впечатления трехдневной командировки в Крым и общение с полусотней крымчан быть полноценной базой для выводов и обобщений. Но на момент выхода этого репортажа подоспели опросы «Forbes», ВЦИОМ и «Левады». Мои субъективные наблюдения и результаты их авторитетных опросов совпали: за год, что Крым в составе России, 90 процентов его жителей не разочаровалось в своем выборе.
Но «крымский год» в составе России ‑ это ведь не только для крымчан повод оценить правильность решения. Мы на «большой земле» тоже ведь думаем: а не разонравились ли крымчанам? Все ли мы сделали, чтобы наши вновь обретенные соотечественники не пожалели о своем выборе?
Представьте: дружили вы с прекрасной девушкой. Потом злая судьба разлучила вас на долгие годы. И вот спустя десятилетия девушка та порвала с постылым кавалером и вернулась к вам. Тут два вопроса. Первый: по-прежнему ли прекрасна та девушка? И второй: а не перекинется ли она вновь к постылому? Вдруг вы ее разочаруете? Что тут сказать? По первому вопросу: Крым должен быть только наш ‑ и ничей больше. Слишком много крови пролила тут Россия. 23 года «не нашего» Крыма были нонсенсом, одной большой исторической несправедливостью. Слишком большой кусок нашей истории связан с этой землей и радостями, и трагедиями. Ну и понятно, останься Крым в сегодняшней Украине, не видать бы нам Севастопольской военно-морской базы. А это значило бы в том числе отвлечение гигантских ресурсов России на создание главной ВМБ ЧФ в Новороссийске.
Теперь о втором: не разочаровались ли сами крымчане? В общем, они знали, что попадут не в сказку. Всем было известно, что и в России проблем по горло. Плюс ‑ за год эйфория чуть спала. Люди смотрят на вещи более трезво. Но главное в основе отношения крымчан к России остается - они теперь вновь и, надеемся, навсегда ‑ живут в великой и надежной стране, 145-миллионный народ которой не бросит, не изнасилует, защитит от беды.
Что получили?
Есть у меня еще одна аналогия. Представьте, вы выдали дочку замуж. Какое-то время у молодых все вроде было ничего, но в общем ‑ через пень-колоду. Но потом ваш зять стал ей открыто изменять направо и налево, а дочку вашу лупить смертным боем. Потом и вовсе сказал: «А будешь родакам жаловаться ‑ убью!» Вам в такой ситуации понадобилось бы юридические основания, чтобы дать этому подонку в морду и забрать дочь домой?
Да, всякая аналогия хромает, но многомудрые политологи фиксируют: воссоединение Крыма стало «консенсусной точкой» для более чем 80 процентов россиян. И сами крымчане ‑ около 90 процентов - готовы еще раз вернуться в Россию.
Главными бенефициарами (сейчас - лишь о материальной стороне дела) вступления Крыма и Севастополя в Россию стали многочисленные здешние бюджетники, пенсионеры и силовики. Поскольку какая бы то ни было крупная промышленность в Крыму отсутствует (Украина развалила за 23 года), бюджетники, пенсионеры и силовики ‑ главный здешний электорат. Их доходы поначалу выросли по сравнению с украинскими временами в 3-5 раз. Правда, сейчас выплаты понемногу «откусываются» (у нас в России с бюджетом везде проблемы). А вот цены, напротив, летят к российским. Но...
...Довелось проехаться в симферопольском троллейбусе. Заходим, спрашиваем, почем поездка.
- Семь, - отвечают нам.
- Чего семь? Рублей? Гривен?
- Рублей. Гривна у нас уже не ходит.
Водитель продал нам билеты (привезли во Владимир показать их сити-менеджеру Шохину, который возит нас по 18 целковых). Цифра 7 отштампована на обороте. На лицевой стороне билета цена другая - 4 рубля 25 копеек.
- Это у нас до нового года было, - говорят пассажиры. - А после нового года сильно все подорожало...
На рынке и в магазинах ‑ по-прежнему изобилие. И в общем, большинство товарных позиций пока значительно дешевле, чем у нас. Говорят еще, что крымско-севастопольские власти серьезно дотируют коммуналку и она на полуострове в разы ниже, чем на материке.
Но самое главное приобретение, как говорят крымчане ‑ это то, что благодаря вхождению в Россию у них не случилось того, что впоследствии произошло на Донбассе. В том, что в Крыму, останься он в составе Украины, пролились бы реки крови, тут не сомневается никто из тех, с кем я разговаривал. Расстрел крымского «Беркута» на Майдане в Киеве, избиения и убийства крымчан в автобусах по дороге домой с Украины ‑ все это было, все это здесь знают и помнят. Так что лейтмотив всех моих разговоров с крымчанами о житье-бытье: «Вместе ‑ прорвемся, любые трудности преодолеем!»
Что потеряли?
Есть ли те, кто проиграл? Есть. На бытовом уровне сильно проиграли те, у кого нет своего жилья. Съем однушки в Севастополе подскочил до 15 тысяч в месяц ‑ невиданная ранее для Крыма цена. Подорожало и жилье на продажу, выросли ставки коммерческой аренды. Крымчане с обидой фиксируют, что к ним очень быстро прилетел ‑ и подмял под себя местных - агрессивный, нахрапистый и не считающий денег московский бизнес.
Еще из замеченного ‑ очень дорогой бензин. Рублей на пять за литр дороже, чем даже во Владимирской области.
Большие проблемы у малых и средних «купи-продаев». Раньше все закупки они делали на Украине, теперь этот канал им официально недоступен. Надо налаживать связи с Россией, а у нас и цены другие, и товарный ассортимент, и с логистикой проблемы. Впрочем, на прилавках по-прежнему полно украинских товаров, произведенных от Львова до Чернигова. Пытливый ум крымского бизнеса находит способы обойти блокаду со стороны Украины.
В целом же вхождение в РФ и введенные западные санкции лишили крымчан ряда современных товаров и услуг. Во-первых, летом, видимо, будут проблемы с водой, как питьевой, так и для полива полей и огородов ‑ украинцы перекрыли Северо-Крымский канал. Были перебои с электроэнергией, но в декабре прошлого года подписано соглашение о транзите российской электроэнергии через Украину. Будет ли оно аккуратно выполняться ‑ увидим. Твердой надежды на Украину в этом вопросе нет.
Европейцам и американцам запрещено вести бизнес с рядом крымских компаний. Под запретом и западные инвестиции на полуостров. Нельзя поставлять в Крым многие товары и технологии. Есть проблемы с картами ряда распространенных у нас платежных систем. Так что в Крым лучше ехать с наличкой.
Пока что в Крыму работают не все российские сотовые операторы. С «Билайном» и «МТС» проблем нет, а вот «Теле-2» и другие пока не функционируют. Получившим российский паспорт крымчанам посольства стран ЕС в России могут не дать визу. Отменены все авиарейсы западных авиакомпаний. Не ходят в Крым украинские автобусы и поезда.
Санкции нанесли удар и по любимой забаве крымчан ‑ футболу. Клубам Крыма и Севастополя УЕФА запретил участвовать в чемпионате России. В Крыму создают собственную лигу.
Очень волнуются все те, чей бизнес ‑ отдых в Крыму: курортники, отельеры, рестораторы, таксисты, сувенирщики и многие тысячи тех, кто сдает свои углы отдыхающим. Сравните: в 2013 году отпуск на полуострове провели 5,9 миллиона человек. С начала 2014 года по начало 2015-го полуостров посетили 3,8 миллиона туристов. Спад турпотока практически в два раза. Украинцам в Крым ездить запрещено, европейцы практически не могут приехать. Одна надежда ‑ на россиян.
- Вот надеемся, что запрет российским силовикам отдыхать за границей переориентирует их на Крым, - сказали мне на регистрации в 5-звездочном севастопольском отеле «Аквамарин», где простой одноместный номер уже сейчас, не в сезон, стоит 5200 рублей за ночь.
Их симферопольские коллеги из гостевого дома «На Суворовском» (одноместный номер ‑ 2500 за ночь) надеются примерно на тех же клиентов. Я не стал их огорчать, что на этот же контингент надеется и наш пост­олимпийский Сочи.
Нужен мост!
Сейчас добраться до Крыма из России можно на пароме через Керчь (долго, затратно и ненадежно: из-за погоды паромы то и дело прерывают маршрутное движение) - и самолетом.
О мытарствах корреспондента «ВВ», добиравшегося до Крыма на своей машине с помощью парома, мы рассказывали в прошлом году. Я в этом году в Крым и обратно летал самолетом из Шереметьево. Быстро, комфортно (аэропорт в Симферополе принимает и «Эрбасы», и «Боинги»), но дорого. Билет в оба конца ‑ 9600 рублей. Мало какая российская семья из трех человек способна выложить только на дорогу 30 тысяч рублей.
Чтобы россияне массово поехали в Крым, нужен мост. Комбинированный автомобильно-железнодорожный мост, по которому в Крым пойдет и электро, и ГСМ, и, возможно, пресная вода. Без него Крым еще долго будет оставаться, по сути, островом, с трех сторон окруженным морем, а с четвертой ‑ недружественным государством, которому за радость вставить любую палку в крымское колесо.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:20 10 фактов незаконной охоты выявили инспекторы во Владимирской области
Речь идет о первом полугодии 2024 года, уточнили в Госохотинспекции Владимирской области. Всего проведен 861 рейд. Нарушения были выявлены различного характера.
вчера в 18:52 Служба занятости Владимирской области подвела итоги регионального этапа III Всероссийского конкурса профмастерства
Гусь-Хрустальный филиал кадрового центра «Работа России» стал победителем в двух номинациях.