7 апреля 2015 в 19:43

ОСАГО с «нагрузкой»

Как только в конце марта СМИ объявили о грядущем с 12 апреля повышении тарифов ОСАГО, автомобилисты, срок действия полисов которых истекает вскоре после даты икс, поспешили переоформить документ по старой цене. Но не тут-то было!

Прихожу я в крупную уважаемую компанию, где была застрахована в прошлом году. Цена полиса приводит меня в изумление. Да, я в курсе, что в октябре тарифы увеличились, но даже с учетом повышения выходит многовато. «Покажите расчет», - прошу. Выясняется, что в стоимость включена «Личная защита» - страховка от несчастного случая стоимостью 1000 рублей.
- Мне просто ОСАГО, - говорю.
- Тогда приходите после 12 апреля, - отвечает агент.
На вопрос, почему, слышу путаное объяснение, что таково указание начальства, потому что ОСАГО невыгодно, и компания вообще предоставляет эту услугу только в виде исключения своим клиентам.
- Но я же ваш клиент второй год как...
- Ну ладно, не хотите страховать жизнь, застрахуйте дачу или квартиру, или гражданскую имущественную ответственность, - тараторит агент.
- Мне нужен только полис ОСАГО.
- После 12 апреля.
- Дайте мне расписку, что вы отказываетесь меня застраховать.
На это предложение мне рассмеялись в лицо. Пришлось идти к начальству. И только под давлением руководства мне... нет, не выдали новый полис, а предложили прийти через неделю, правда, до 12 апреля.
Не особенно рассчитывая на благополучный исход дела у этого страховщика, я пошла в другую крупную компанию. Ожидая очереди в коридоре, обмениваемся опытом с автовладельцами. Каждый из них уже объехал полгорода - везде одна и та же история, правда, с вариациями. Одному сказали, что бланки полисов закончились, другому ‑ что отечественный автопром не страхуют в принципе, третьему ‑ что до истечения срока полиса новый выписывать не будут. Простояв под дверью с полчаса, захожу в кабинет.
- Ой, а у нас апрельская база в компьютере не выгружается, - не моргнув глазом заявляет девушка.
- Как это?
- Сбой в программе. Приходите после 12 апреля.
- По закону вы не имеете права отказать мне в выдаче полиса.
- А мы и не отказываем, просто сейчас не имеем такой возможности. Вот после 12-го - пожалуйста.
- Мне нужно сейчас.
- Сейчас мы можем только принять у вас заявление.
Хорошо, пишу заявление на имя руководителя с просьбой продать мне полис ОСАГО, понимая, что рассмотрят они его, конечно, после 12 апреля. Требую выдать мне копию с подписью агента и датой. Девушка, нисколько не колеблясь, расписывается и даже обещает позвонить, как только станет известен результат.
За порогом офиса этой страховой компании мне становится понятно, что дальнейшая беготня по городу не имеет смысла. Нужны какие-то специальные приемы.
Первым делом поднимаю законодательную базу. Ага! С 1 сентября 2014 года вступила в силу поправка в КоАП: «Необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров либо навязывание дополнительных услуг влечет штраф на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей» (статья 15.34.1). Распечатываю и прикрепляю к старому полису.
Далее звоню в Роспотребнадзор.
- Вы у нас уже 15-я сегодня с подобной жалобой, - отвечают мне в службе по защите прав потребителей.
- Так что вы посоветуете?
- Обращаться в суд!
Я в тот момент подумала, что скорее переплачу тысячу-другую, чем потрачу массу времени и нервов на судебные разбирательства. Собственно, страховщики на это как раз и рассчитывают.
Следующий мой звонок был в управление Федеральной антимонопольной службы. Там мне объяснили, что еще в прошлом году выдали предписания о недопустимости продажи услуг «в нагрузку» двум доминирующим на рынке компаниям. Одна из них дополнительные услуги навязывать перестала - та самая, у которой «апрельская база не выгружается». Другая - по-прежнему продает ОСАГО только в пакете. Однако ФАС раскрыла для меня секрет, как можно отказаться от лишнего. Покупаете полис с переплатой, а как только получаете его на руки, тут же пишете заявление с прось­бой вернуть вам 1000 рублей, так как дополнительные услуги вам не нужны. Передумали вы, и все. Согласно предписанию антимонопольной службы, страховая компания обязана вернуть вам деньги. Правда, распространяется эта хитрость не на всех, а только на данного доминирующего на рынке игрока.
Главным же надзорным органом для страховых компаний является Центробанк. Дозвонилась я в его региональное управление. Там мне сказали, что нарушение закона имеет место, но для привлечения к ответственности страховщиков нужны доказательства. Мне посоветовали написать жалобу и приложить к ней видео- или аудиозапись беседы со страховым агентом. На рассмотрение заявления государственным учреждениям дается месяц, так что этот вариант обзавестись ОСАГО мне никак не поможет - годится лишь в качестве мести.
Через неделю, вооружившись диктофоном, я отправилась к назначенному часу к своему страховому агенту, и - даже не знаю, как это объяснить, - получила уже готовый полис ОСАГО без препирательств и без переплаты, потратив на его оформление не больше трех минут. В чем подвох, пока не поняла, буду надеяться, что его нет. Из второй страховой компании мне, как и следовало ожидать, звонка насчет результата рассмотрения моего заявления не было.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 15:12 Владимирцам рассказали о работе медиаторов и способах разрешения конфликтов
В редакции «Владимирских ведомостей» - очередной гость, профессиональный медиатор, директор АНО «Центр конструктивных решений», руководитель Центра примирительных процедур при уполномоченном по защите прав предпринимател…
сегодня в 11:59 Анатолий Митрофанов рассказал о фронтовиках, посвятивших себя спорту
В числе первых уходили на войну сильные и решительные молодые ребята, которые активно занимались спортом. Они мечтали о победах на крупнейших соревнованиях, а пришлось вступить в реальный бой. Многие не вернулись с фронт…