Ну какой из него вояка?
До войны большая семья Давыдовых жила на улице Подбельского, в доме № 10. Глава семьи Сергей Федорович работал инструктором райкома партии, мама - в магазине военторга. Будущий герой учился в школе № 1. Когда началась война, он окончил всего 9 классов.
По воспоминаниям сестры Евгении (ее письмо от 25 мая 1990 года хранится в архиве музея школы № 1 г. Владимира. - Прим. авт.), Володя был настоящим комсомольцем, любил свою школу, уважал учителей. Мечтал поступить в военное училище. Но в планы вмешалась война. И осенью 1941 года он записался добровольцем в отряд народного ополчения.
Мальчишка рвался на фронт. В первый день войны, когда отцу пришла повестка явиться в военкомат, он просил взять его с собой. Хотел помогать выносить с поля боя раненых. Отец ответил отказом. И действительно, место ли на войне 15-летнему пацану?
Кстати, старший Давыдов прошел всю войну. Был комиссаром военного передвижного санитарного поезда, который вывозил с передовой раненых бойцов. Награжден медалью «За боевые заслуги». Сергей Федорович демобилизовался только в 1946 году, когда его сына уже не было в живых ‑ Володя все-таки вопреки родительской воле ушел воевать.
Узнав, что во Владимире формируется 222-й стрелковый полк, Володя записался в него добровольцем. Отец тогда уже был далеко от дома, а мать уговаривала сына не надевать шинель. Позже Пелагея Михайловна ходила к политруку роты с просьбой вернуть Володю домой.
«Ведь ему только 15 лет. Ну какой из него вояка? Да и дома мужчин никого не осталось», - говорила она. Политрук понял ее. Побеседовал с Володей. Но тот был непреклонен. «Я ‑ комсомолец, и мое место на фронте. Я не подведу», - горячо доказывал юноша, боясь, что его в самом деле могут отчислить». (Из очерка Ирины Чисяковой «Ты с нами, Володя», опубликованного в книге «Поиск», Владимир, 1999 г.)
По документам - совершеннолетний
Как могли школьника взять на фронт? В письме его сестры Евгении говорится, что при поступлении в ополчение Володя приписал себе несколько лет. Людей в ополчении не хватало, а распоряжение Ставки нужно было выполнять, поэтому принимали всех.
Володя Давыдов был отправлен во взвод пешей разведки, которой командовал лейтенант Алексей Сидоров. На учениях, проводившихся в пойме реки Содышки, ему давали самые трудные задания. Но парня было не сломить. Он не попросился домой.
По воспоминаниям ветерана Ивана Степановича Полякова (он приходил на встречу с учениками школы № 1 в конце
1960-х годов), Володя Давыдов воевал не хуже взрослых солдат. Политрук рассказывал о том, как 15-летний паренек в боях с немецко-фашистскими захватчиками проявил себя стойким и мужественным бойцом-разведчиком. В трудных условиях степных равнин он с группой разведчиков по заданию командования полка неоднократно ходил в тыл врага и приносил ценные сведения о расположении живой силы и боевых точек противника. Однажды разведчики привели пленного немца ‑ «языка». В этом рейде владимирский школьник тоже участвовал.
Разведчики собирали сведения о противнике, засекали его огневые точки, выявляли ограждения, наблюдали за движением на дорогах. Много раз Володя ходил в тыл врага.
Погиб под Сталинградом
...25 октября 1942 года разведгруппа возвращалась с очередного задания. Разведчики уже преодолели нейтральную полосу, до нашей первой траншеи оставалось несколько метров. Ползли по-пластунски. Но Володя не выдержал, поднялся и бегом рванулся к своим. Вражеская пуля догнала его. Так погиб юный разведчик.
В музее истории школы № 1 есть альбом, посвященный Володе Давыдову. В нем собраны фотографии, воспоминания очевидцев: старшего лейтенанта Алексея Сидорова, командира взвода пешей разведки 222-го стрелкового полка, и разведчика Владимира Бубнова, на руках у которого умер Володя.
Похоронили героя-разведчика в селе Кузьмичи Сталинградской (ныне - Волгоградской) области. Место захоронения установлено недавно, а раньше считали, что Володя Давыдов похоронен в селе Орловка. Именно туда в 1970-е годы старшей пионервожатой школы № 1 Ниной Михеевой и бывшим политруком Поляковым был организован поход владимирских школьников по местам боевой славы наших земляков. Они посетили братскую могилу в с. Орловка, где предположительно был захоронен Володя. С полей сражений было привезено много экспонатов для школьного музея: проржавевшее от времени оружие, гильзы от патронов и снарядов, пробитая каска. Экспозицию музея украшает и знамя 222-го стрелкового полка. Это не подлинник, но очень хорошая копия, подаренная школе в 1969 году Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.
Ученики школы № 1 несут Вахту памяти у мемориальной доски Володе Давыдову, а в музее есть стенд, посвященный подростку-герою.
В июне 1941 года во Владимире в отряды народного ополчения было записано 3364 человека. В штабы и партийные комитеты поступали десятки и сотни заявлений от желающих сражаться с врагом на переднем крае. Значительная часть народного ополчения в последующем составила костяк воинов
222-го стрелкового полка, который в дальнейшем часто называли Владимирским.
Полк был вооружен оружием, изготовленным в г. Коврове за счет сверхплановых заданий: ППШ ‑ пистолет-пулемет системы Шпагина, РПД ‑ ручной пулемет Дегтярева, ПТР ‑ противотанковое ружье. Значительная часть воинов были обмундированы в одежду за счет населения г. Владимира.
26 февраля 1942 года на митинге на площади за областным театром кукол (сейчас на этом месте находится сквер) после принятия присяги полку было вручено Красное Знамя горкома и исполкома горсовета.
Владимирский поэт Вячеслав Юденич написал стихотворение в память о юном герое Володе Давыдове.
Есть где-то в России высотка,
Затерянная среди ржи.
Там юный разведчик Володька
Под красной звездою лежит.
Когда взрывы мин и бомбежки
Терзали родную страну,
Ушел добровольцем мальчишка,
В разведку ушел, на войну.
Шагал по седым пепелищам
Сквозь смерти и тысячи бед,
Отличный российский мальчишка
Володька пятнадцати лет.
Осколок фашистской гранаты
Пробил комсомольский билет.
Не стало на свете солдата ‑
Мальчишки пятнадцати лет.