8 апреля 2015 в 17:45

Чудо

Считается, что 8 апреля 1158 года князь Андрей Боголюбский заложил во Владимире, на холме над левым берегом Клязьмы, белокаменный Успенский собор. Это была едва ли не первая на Северо-Востоке Руси каменная постройка такого масштаба. Боголюбский, «отпочковавшись» от своего батюшки великого князя Юрия Долгорукого, велел строить владимирский Успенский собор «не ниже» киевской Софии.

Напомню жертвам ЕГЭ: Боголюбский и Долгорукий ‑ это не фамилии. Это прозвища князей. Рода они были Рюрикова, а фамилий тогда вовсе на Руси ни у кого не было.
Но вернемся к собору. Меня всякий раз, когда я касаюсь ладонями стен этого чуда, потрясает их энергетика. Я физически чувствую связь времен и поколений, разделенных восемью с лишним веками. Мой далекий пращур мог работать тут, месить известь и таскать камни. А мог быть одним из средневековых «прорабов» и покрикивать на рабочих. Или мог быть винокуром и поить строителей брагой и медами... Бог весть.
А разве не интересно знать, кто, как и из чего строил собор? Проблема ведь в чем: в середине XII века на Северо-Востоке Руси каменное строительство велось редко. Грубо говоря, не было такой нужды. Кругом было полно леса, и вот как раз с деревом наши зодчие были на ты. Материал теплый, удобный в работе, а если и сгорит постройка ‑ не беда, новую срубим.
Но Боголюбский был амбициозный князь. Ему было нужно нечто величественное, небывалое и «как у настоящих королей». Плюс к 1158 году Боголюбскому было уже 47 лет, а это для XII века если не закат жизни, то уж точно срок, когда надо подумать, что останется после тебя. Поэтому за помощью в строительстве каменного Успенского собора Андрей Юрьевич обратился к германскому императору Фридриху, тому самому, который Барбаросса. Их связывали не только союзнические, но и дружеские отношения. Германец в то время был сильно занят, учил уму-разуму непокорных итальянцев, но мастеров своих на Русь прислал. В итоге получился удивительный памятник «российско-германского сотрудничества», который позже другой иностранный специалист, итальянец Аристотель Фиорованти, бессовестно взял за канон при строительстве Успенского собора Московского Кремля. Авторского права тогда не было...
А откуда брали этот самый белый камень? Геологи считают, что камень ‑ не местный. Его доставляли из районов нынешнего южного Подмосковья, где сейчас расположены города Подольск и Домодедово по речной системе Пахра - Ока - Москва - Клязьма - Нерль. Все эти реки в то время были судоходными.
Карбонатные породы древнерусские строители знали и использовали и задолго до середины XII века. Но сначала из белого камня лишь выжигали известь, которой скрепляли плинфу. Плинфа ‑ это такой вид кирпича из обожженной глины. Например, из плинфы построен Успенский собор в Суздале. Так что ноу-хау строить непосредственно из обтесанных известняковых блоков ввезли на Русь зодчие «и из Голиции и от Немцы». Но наши быстро учились - позже «гастарбайтеров» почти уже не приглашали, так как сформировалась местная строительная школа.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
2 минуты назад Со среды майское тепло вернется во Владимирскую область благодаря антициклону
Гидрометцентр России опубликовал прогноз, который обрадует всех жителей Центральной России. С 15 мая дневные температуры наконец-то поднимутся выше 15 градусов тепла.
час назад За прошедшую неделю во Владимирской области клещи покусали 117 человек
За прошедшую неделю на территории Владимирской области в лечебные организации по поводу присасывания клещей обратилось 117 человек, среди них 33 ребёнка. Случаев заболевания клещевым вирусным энцефалитом во Владимирской…