Мы писали это интервью клочками. Вяземский во Владимире был на разрыв: то автограф-сессия в книжном магазине, то встреча с читателями в областной библиотеке, то бесконечные селфи со звездой. Но доброжелательный Вяземский нашел время и для интервью «ВВ». Оказалось, что у Вяземского особое отношение к Владимирскому краю.
- Юрий Павлович, что Владимир в вашем восприятии как русского человека и как историка? У меня сложилось впечатление, что наш город для вас имеет какой-то особенный смысл, с ним что-то личное связано?..
- В начале 70-х годов я трижды проезжал по «Золотому кольцу» на велосипеде. Занимало это путешествие четыре дня. Для меня это моя земля, здесь моя юность прошла, остались романтические воспоминания. Владимир ‑ город удивительный. К сожалению, я в этот раз город очень быстро проехал, практически его не видел. Знаю, что он очень изменился. Еще я очень люблю Суздаль, Кидекшу, Боголюбово с храмом Покрова на Нерли. Не могу выделить
отдельно Владимир. Для меня «Золотое кольцо» ‑ одно целое. Даже историю невозможно изучать только владимирскую или только московскую. Если мы оторвем историю Владимирской земли от московской, то у Москвы - у этой дачи Юрия Долгорукого - мало, что останется. А если оторвем Кострому, тогда непонятно, откуда и зачем появились Романовы...
- Можно ли сказать, что подключение Владимирской области к игре «Умники и умницы» было не случайным?
- Когда игра переросла в общероссийское движение, мне казалось, что Владимирская область должна обязательно в нем участвовать. Я ждал момента, чтобы пригласить на передачу вашего губернатора Светлану Юрьевну Орлову. Это было очень непросто. Она всегда так занята! Но в конце концов все получилось. Губернатор и ее заместитель Михаил Колков поддержали проект. Состоялся первый региональный финал.
- Как вам игра?
- Совершенно замечательные дети. И финал замечательный. Но сценарий меня поначалу напрягал. У меня порой возникало желание закричать: «Автора!» и встретить его с клинком. Вопросы сложные, они предполагали размышление и долгие ответы. Причем могло быть несколько версий. Часто орден получала вовсе не та версия, что была прописана в сценарии. Это совсем не похоже на ЕГЭ.
- У вас, я гляжу, не очень восторженное отношение к современной системе образования?
- Болонскую систему я называю про себя «булонской» по аналогии с Булонским лесом. Там часто, особенно по ночам, встречаются странные люди. Лев ‑ это прежде всего хорошо переваренный баран. Мы не всегда поглощаем то, что хорошо усваивается, и тогда начинается несварение. Не все, что хорошо для других стран, хорошо и для нас.
К ЕГЭ тоже много вопросов. На одном отборе спрашиваем девочку: «Когда произошла Невская битва?» - «В 1240 году». «А битва на Чудском озере?» - «В 1242-м». Отлично! Но вот предлагаем: «Нарисуйте портрет Александра Невского, расскажите, чем он отличался от других князей?» Девочка аж заплакала: «Нас этому не учили... Этого нет в ЕГЭ». То есть думать, размышлять, анализировать не учат. Учат запоминать некую фактологию. Я сталкивался с тем, что после блестящих ответов на региональных финалах победители, приехав в Москву, оказывались пустышками. Что мне очень понравилось во владимирском финале - видно, что здесь не было натаскивания на ответы.
- На игру попадают только сверходаренные дети?
- Если бы пришел гений, он бы обязательно проиграл. Гении ‑ они слышат свою музыку, у них мышление другое. Поэтому у меня вундеркиндов нет. Играют обычные дети, которые тянутся к знаниям. Радует, что таких детей становится все больше.
Россия - удивительная страна. Одновременно и богатейшая, и беднейшая в сравнении со своими возможностями и богатствами. В сравнении с Голландией, у которой совершенно ничего нет, но она лучше прочих живет, мы чудовищно бедны. Но Россия чрезвычайно богата своими духовными ресурсами, у нас очень много умных людей, талантливых детей. Никого не хочу обидеть, но у меня часто возникает аналогия с древнекитайскими мыслителями, которые говорили: «Божественные лотосы рождаются на болоте из тины и грязи». Возможно, это плата за наши таланты. Когда-то Достоевский сказал: чтобы хорошо писать, надобно страдать.
- А как вообще возникла игра «Умники и умницы»?
- Меня когда-то позвали на ТВ делать программу «Образ», ее сейчас мало кто помнит. Через некоторое время люди, с которыми мы тогда работали над передачей, предложили начать новый проект. Были только название «Умники», позже сменившееся на «Умники и умницы», и самая общая концепция. Я убедил руководство МГИМО выделить в качестве призов места в вузе - все же такая реклама на всю страну. Сам был уверен, что всего год-другой поиграю ради собственного удовольствия. Не думал, что так надолго все затянется.
- Телеигра живет с 1992 года. Сейчас проект выплеснулся в регионы. Неужели проект изначально не предполагал никакой идеологии, просветительской миссии?
- Я не миссионер. Но когда ты не преисполнен желанием нести миссию, а у тебя все же что-то немного получается, то, по-моему, это хорошо. Человек, как и всякое живое существо, по природе эгоистичен. Но эгоизм бывает разным. Бывает, что человек любит только себя, а бывает, что он любит свою семью, считает ее частью себя. Бывает, что и факультет становится частью тебя. Ты любишь своих студентов и для них стараешься. Главное - не надо врать себе. Делай, что тебе интересно, что ты можешь. И тогда народ к тебе потянется. А когда ты выходишь к людям с какой-то отвлеченной идеей, обычно это заканчивается провалом.
- У вас так много ипостасей: писатель, историк, телеведущий, преподаватель. Как вы сами для себя определяете, что главное?
- Главным для себя я считаю писательство. На втором месте ‑ преподавание. А по третьей профессии ‑ телеведущего ‑ меня знают миллионы. Был один человек, он считал себя поэтом. И таким его знал узкий круг знакомых. Гораздо больше людей его знало как либреттиста. Но наибольшую известность ему принесли короткие новеллы, которые он сам никогда бы не назвал детскими сказками. А потом ему, Гансу Христиану Андерсену, поставили памятник как великому сказочнику.
- Вопрос как к историку и преподавателю: как должна преподаваться отечественная история?
- Я сторонник единого учебника истории. Очень бы хотелось знать, какая концепция отечественной истории у нашей власти, у нашего государства. А она должна быть, если это единое общество и единое государство. Ненормально, когда в маленьком городке в одной школе учат, что Сталин ‑ фашист, а в другой - что он гений национальной стратегии.
Но и полифония обязательно должна быть. Если будет звучать только один голос, это погубит русскую культуру. У нас в МГИМО литературу преподавали и Дмитрий Быков, и Михаил Веллер, хотя я с ними по многим вопросам не согласен. Полифония ‑ та почва, на которой только и можно взрастить собственное мнение. Но школьники должны учиться по единым учебникам. Это вовсе не взаимоисключающие вещи.
- Вы готовите журналистов-международников. Как бы вы оценили освещение западными СМИ происходящее в России?
- Меня удручает тотальное непонимание Западом России. Непонимание того, что делает наш президент и почему он не может поступать иначе. Они не то что не понимают, они не хотят понимать. Как под гипнозом находятся. Внушили им установку «Путин ‑ плохой», вот это для них истина.
Но, в общем-то, нас там никогда не любили. Так что ничего необычного в этом плане не происходит. Удивляет степень пропагандистского накала. Я же помню советскую пропаганду. Помню свои впечатления от разницы между тем, что рисовалось нашим агитпропом, и реальной Америкой. Так вот, то, что я вижу сейчас на Западе, советскую пропаганду перебьет в разы. Тут у них в конкурентах только Геббельс.
Но мне обидно. Лично я очень люблю Америку, Европу. Русские вообще в этом плане отличаются. Любознательность, тяга к знаниям - национальная черта русских. Нам интересно путешествовать, узнавать мир, вникать в особенности других культур. Поэтому, конечно, вот в этом противостоянии для нас ничего хорошего нет. Но это их выбор.
- Вы неоднократно высказывались в поддержку президента. А как наше дипломатическое сообщество, студенты МГИМО воспринимают нынешнюю внешнюю политику страны?
- Когда мы отмечали юбилей МГИМО, Виталий Иванович Чуркин (представитель РФ в ООН) долго не мог войти в зал, потому что его облепили со всех сторон желавшие взять автограф и просто поклониться в ноги. Вот так и относятся.
ДОСЬЕ
Юрий Павлович Вяземский родился в 1951 году в Ленинграде. После окончания факультета международной журналистики МГИМО Вяземский работал в журнале «Международная жизнь». С 1989 года ведет авторские передачи для юношества на ТВ.
Телеолимпиада «Умники и умницы», выходящая с 1992 года, - одна из самых популярных передач российского ТВ.
Кандидат исторических наук, профессор, завкафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики
МГИМО. Заслуженный работник культуры РФ. Автор повестей «Шут», «Банда справедливости», «Пушки привезли», цикла романов о Понтии Пилате и др.
Награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени.
15 апреля 2015 в 19:12
Юрий Вяземский: «Божественные лотосы рождаются на болоте из тины и грязи»
Фото: Владимира Чучадеева
В конце марта во Владимире впервые прошел первый региональный финал интеллектуальной игры «Умники и умницы». Вместе с игрой в древнюю столицу Руси приехал и ее бессменный ведущий, основатель всероссийского движения умников, писатель, телеведущий, кандидат исторических наук, завкафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО Юрий Вяземский.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…