22 апреля 2015 в 19:55

Между плохим и худшим

Премьер-министр Дмитрий Медведев во вторник, 21 апреля, отчитался в Госдуме о работе своего правительства. Анализируя причины нынешнего кризиса, Медведев настаивал: «Впервые за всю историю России после распада Советского Союза, а в чем-то... и вообще за всю историю России в XX веке... наша страна оказалась под воздействием сразу двух внешних шоков: резкого падения цен на нефть и беспрецедентно жесткого санкционного давления. С таким набором одновременных вызовов мы никогда не сталкивались».

Что услышал я? Во-первых, намек Медведева - его правительство работало в еще более худшей ситуации, чем советские коллеги в годы Великой Отечественной и «холодной» войн. И если Россия еще живет, это значит, что правительство Медведева работает как минимум не хуже правительств Молотова и Косыгина.
Во-вторых, нынешний кризис ‑ это форс-мажор, а значит, правительство было бессильно его предотвратить. Кризис, мол, из-за беспрецедентного давления на Россию. А оно, в свою очередь, - плата за возвращение Крыма. Были ли варианты по Крыму? Нет.
Этим Медведев изначально отсек упреки в адрес правительства, что, готовясь отстаивать суверенитет страны, оно так и не избавило ее от нефтяной и финансовой зависимости от недругов, не диверсифицировало экономику, не предотвратило вывоз капитала, не побороло гигантскую коррупцию, не обзавелось надежными союзниками и даже не обеспечило хотя бы советской номенклатуры производства.
Дальше ‑ логика Медведева такая: решение по Крыму, вызвавшее кризис, было солидарным. Значит, что не только правительство, но и вся страна, сказав «Крым наш», должна была осознавать вероятные последствия этого.
Этот тезис справедлив. Только не получится ли вновь, что у одних в кризис будет жемчуг мелкий, а у других ‑ супчик жидкий? Экстраординарная ситуация требует как минимум введения прогрессивного налогообложения: богатые должны платить больше налогов, чем бедные. Но на это правительство так и не решилось.
Премьер-министр сказал, что к 2018 году национальная экономика должна создать фундамент для темпов роста не ниже среднемировых. Оптимизм достоин восхищения. Но пока масштаб проблемы таков: по итогам I квартала этого года ВВП России уже снизился на 2 процента. Прогноз на год ‑ снижение ВВП России почти на 5 процентов, а то и больше. В деньгах потери России составят 75 миллиардов евро, что в 3 раза хуже прошлогоднего показателя.
За внешней уверенностью Медведева я еще услышал и тревогу: «если внешнее давление на Россию будет усиливаться, а цены на углеводороды надолго сохранятся на экстремально низком уровне, стране придется развиваться в другой экономической реальности».
В какой именно ‑ осталось за кадром. Не приведи Господи узнать.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:36 Городской сад возле Суздальского кремля благоустроят для танцев под оркестр
Глава администрации города Суздаля Алиса Бирюкова сообщила в соцсетях о старте благоустройства Городского сада около Суздальского кремля. Отдельные работы там были проведены порядка 10 лет назад, сейчас есть необходимост…
вчера в 19:19 Во Владимир вновь прибыл «Поезд Победы» с выставкой о Великой Отечественной войне
В течение двух дней 13 и 14 мая во Владимире,  на первом пути у железнодорожного вокзала, появилась возможность посетить уникальный эшелон - «Поезд Победы». В вагонах этого состава размещена первая в мире иммерсивная выс…