28 апреля 2015 в 18:55

Ольга Сенаторова: «Это позиция миротворца!»

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Ни одна другая постановка Владимирского академического театра драмы не вызывала настолько большого резонанса в СМИ и Интернете, как «Молодая гвардия». Корреспонденты «ВВ» своими впечатлениями от спектакля поделились в рецензии после премьеры (http://www.vedom.ru/news/2015/03/23/16853-kak-zhili). А сегодня мы спросили мнение весьма уважаемого человека в российском театральном сообществе ‑ критика и гендиректора творческо-координационного центра «Театр-Информ» Ольгу Сенаторову.

- Ольга Валентиновна, как вам наша «Молодая гвардия»? Каковы, на ваш взгляд, его сильные и слабые стороны?
- Я в последние 5-6 лет очень пристально наблюдаю за развитием творческого и общественно значимого потенциала Владимирского академического театра драмы. Коллектив поступательно завоевывает все более серьезные профессиональные позиции на театральном пространстве России: победы на крупнейших театральных фестивалях страны, слаженный репертуар, классически укомплектованная труппа, наконец, собственный театральный форум - фестиваль фестивалей, на который отечественные театры привозят спектакли, победившие на других фестивалях международного, всероссийского и регионального уровня.
Очень трепетно, с волнением я ожидала премьеры «Молодой гвардии» ‑ ведь это практически манифестальный спектакль для младшего поколения актеров, воспитанных при театре, и их когда-то однокашника, а теперь молодого режиссера Владимира Кузнецова.
Я заранее была уверена, что на владимирской сцене не допустят истошного радикализма и новомодных скандальных трактовок исторических событий, тем более оскорбления памяти героев, чьи молодые жизни так быстро и ярко сгорели в топке страшной войны. Таковы уж принципы у этого театра и его генерального директора Б.Г.Гунина, под патронатом и принципиальной защитой которого рождался этот спектакль. А защищать его было нужно, ведь молодую постановочную группу в чем только не обвиняли: в конъюнктурности, ложном патриотизме, пресловутой «совковости»… По смыслам я считаю «Молодую гвардию» прорывом не только для владимирской сцены, но и для российского театра в целом. Зритель в столице и регионах страны за последние двадцать лет устал от агрессивно-депрессивного натиска большинства образцов так называемой «новой драмы» с ее антигероями, ненормативной лексикой, безысходностью, снобистским смакованием общественных болячек. На мой взгляд, владимирцы в своей новой сценической работе попытались вернуть театру кафедральность - это когда, как верил Гоголь, можно миру сказать много добра: о человеческих и общественных ценностях, о нравственных измерениях мыслей и поступков людей.
В «Молодой гвардии» артисты продемонстрировали не только добротную профессиональную подготовку, но и гражданскую ответственность за прошлое и будущее своей героической страны, вновь переживающей нелегкие исторические времена. Больше всего в спектакле подкупают искренность и какая-то истовая самоотдача молодых исполнителей. Нерв спектакля таков, что по всему чувствуется, как актерам по-человечески дороги и важны их легендарные герои: Олег Кошевой, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Любка Шевцова, Ульяна Громова… Очень сильна в спектакле лирическая линия: столько любви, переплетений чувств и их надрывной открытости, что по-новому начинаешь осознавать, какова истинная цена подвига ребят-краснодонцев. Главный пафос постановки не столько в представлении патриотических деяний молодогвардейцев, сколько в обвинении нацизму, который способен жестоко и цинично уничтожить не только тело, но, забрав жизнь, умертвить душу человека, его настоящие и будущие чувства, стремления, надежды, мечты ‑ все живое и настоящее!
Определенные недоработки в новом спектакле тоже есть. Они связаны с некоторой «телеграфностью» сценария, разбитого на отдельные эпизоды. Я смотрела второй премьерный спектакль, и было заметно, что пока не все действия персонажей внутренне мотивированы. Режиссер и артисты иногда пытаются подчеркнуть событийность и свою оценку происходящего, но при этом подчас теряются или слабо обозначаются нюансы во взаимодействии сценических героев. Думаю, что это дело наживное. Спектакль только начинает жить. Он рождался в страсти, в дружбе, единении, волнении. Сейчас пришло время отточить детали. Это естественный процесс.
- Есть ли все же в постановке Владимира Кузнецова элементы конъюнктурности?
- Если под конъюнктурностью, в трактовке большинства словарей, понимать преследование корыстных интересов, использование условий и обстоятельств в целях повышения рыночной стоимости товара и увеличения доходов организации (при игнорировании ее важных стратегических целей), то спектакль «Молодая гвардия» к таковым явно не относится. Театр взял в работу не спекулятивное, так называемое «коммерческое» или «чесовое», а очень сложное для нынешнего времени произведение. Мы отвыкли воспринимать патриотизм как истинную ценность. Как-то даже неприлично стало заговаривать где бы то ни было о гражданском самосознании нации. В ходу, в первую очередь у оппозиции, протестные настроения и выпады против порядков нынешней России, отстаивание анархической свободы, забвение исторического прошлого, национальных устоев… Этакий революционный нигилизм, особенно любимый в кулуарах и группах типа «мы не согласны и против».
Владимирский академический театр драмы со спектаклем «Молодая гвардия» впервые за последние годы открыто вступил на территорию идеологического противостояния, явственно обозначив свои гуманистические приоритеты. На встречу со зрителем всех поколений он вышел с работой, исполненной высокого гражданского пафоса, представив ее с неподдельной искренностью и поклонным уважением к юным героям краснодонского подполья.
- Почему, как вы думаете, все, кто дает спектаклю негативные оценки, основывают их на минутном эпизоде с украинским флагом в прологе и совсем не концентрируются на спектакле в целом? Это проблема художественного восприятия нашего зрителя или что-то другое?
- Во Владимире зритель грамотный и чуткий. Эпизод с украинским флагом, который оказывается в сценическом прологе в руках радикалов современной Украины, через мгновение превращающихся в немецких фашистов времен оккупации Краснодона, безусловно, может восприниматься как прямая политическая аллюзия с современными бесчеловечными проявлениями официального Киева по отношению к жителям Донбасса.
Это сильный, но в определенной степени провокационный эпизод спектакля, который, согласна, может вызвать негативную эмоциональную реакцию у оппозиционно настроенных к конфликту на Украине зрителей. Неточность кроется, на мой взгляд, в структуре пролога. В нем постановщик предполагал показать прямую и страшную преемственность между фашистами прошлого и современными украинскими националистами. И это серьезное решение. Однако ресурсов литературного произведения и спектакля, развивающегося по законам героической трагедии с сильным лирическим компонентом, не хватает для сложного исторического обобщения.
В «Молодой гвардии» Фадеева представлен подвиг группы молодых ребят, вставших на защиту своего маленького города. Поскольку географически Краснодон находится в одном из самых горячих регионов нынешней Украины, на мой взгляд, более оправданными были бы ассоциации с беспределом, который творится именно на этой территории, ныне находящейся под контролем многострадальной Луганской Народной Республики. Флаг же является государственным символом всей Украины. Внутренняя жизнь этой страны сейчас крайне противоречива и не однородна. Резкие прямолинейные толкования и обобщения могут стать источником серьезных разногласий.
- Почему именно этот спектакль вызвал резонанс в стиле анонима, высказавшегося в свое время по поводу «Доктора Живаго»: «Я Пастернака не читал, но осуждаю»? То есть люди, не видевшие спектакль, высказываются громче тех, кто его посмотрел. Со мной тут стали спорить аж шесть коллег, говорили «это ужасно», «наверняка заказуха» - и замолчали только тогда, когда я в лоб спросила: «Кто из вас, как и я, видел эту премьеру?» При этом в театре - аншлаги, овации, а особо чувствительные даже плачут в финале.
- Помните у Чехова в «Чайке»: «Как все нервны!..» С эмоционально-психологической точки зрения, мы живем последний исторический год как на пороховой бочке. В международном информационном пространстве по поводу отношений России и Украины «смешались в кучу кони, люди!..». Умело «поджаренные» факты становятся бикфордовым шнуром, способным взорвать общественное мнение и привести к противостоянию инакомыслящих.
«Молодая гвардия» - спектакль, безусловно, резонансный. Место действия романа и режиссерское решение пролога нас отсылают к современной трагедии в восточных регионах Украины, отношение к которой в мире противоречиво. Позиция Владимирского академического театра драмы может вызывать неприятие в определенных кругах. Но важно осознать, что она не умозрительна, а оправдана болью и горем, которые ныне переживает Донбасс. Это позиция не поджигателя, а миротворца.
Думаю, что здравый смысл расставит все по своим местам. Те, кто не посмотрел «Молодую гвардию», придут в зрительный зал, и запальчивые скороспелые выпады сменятся размышлениями и рассуждениями о спектакле, об истории, ее конфликтах… Сама сценическая работа, освободившись от премьерного прерывистого дыхания, займет достойное место и в репертуаре театра, и в жизни города. Но уже сегодня у спектакля есть главное ‑ он важен и дорог зрителям ‑ и тем, кто уже стоя приветствовал его участников в зале, и тем, кто только собирается на премьеру. А билеты на «Молодую гвардию» до конца сезона распроданы!..

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
час назад Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
сегодня в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…