Товар, который всегда в цене...
- Далеко не все заведения с вывеской «Аптека» таковыми являются, - утверждает президент ассоциации «Аптечная палата Владимирской области» Валерий Петряев. - Если помещение не соответствует требованиям, если там нет необходимого оборудования и квалифицированных специалистов ‑ это уже не аптека, а просто торговая точка. Но все это в рамках норм: Минздрав объявил утратившим силу отраслевой стандарт «Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях». В итоге были сняты жесткие требования к помещениям и к выпускникам фармацевтических вузов. Но это не те послабления, которые нужны бизнесу. Были примеры, когда за прилавком в аптеке стояли, например, учителя, а не провизоры...
Точных данных о том, сколько аптек в области, нет. По оценочному суждению нашего эксперта, их около тысячи с общим оборотом в 3 миллиарда рублей (это вместе с поставками лекарств в больницы).
И в живучести аптечного бизнеса сомневаться не приходится. Лекарства, как и еду, люди будут покупать всегда, невзирая ни на какие проблемы. Но влияние кризиса, безусловно, почувствовали на себе и аптеки. Закупочные цены на лекарства выросли, а часть их вообще пропала из розницы (зарубежным производителям из-за скачков курса рубля стало невыгодно поставлять нам лекарства по фиксированным в рублях ценам при невозможности их повышения).
Даже врачи говорят - нынче вместо отсутствующих в продаже лекарств нередко приходится назначать пациентам чуть ли не народные средства.
- Сейчас визит к врачу часто начинается с вопроса: «Часто ли бываете за границей?» - говорит Петряев. - Если да, то купите там себе такие-то и такие-то препараты. Раньше они и у нас были, а теперь нет. Спасибо еще и Госнаркоконтролю - в список запрещенных по его инициативе средств попало много препаратов, помогавших людям.
Представители аптечного бизнеса уверяют, что избыточное государственное регулирование отрасли, прежде всего искусственное сдерживание цен с жестким контролем, ни к чему хорошему не приведет. Не будут производители и поставщики поставлять лекарства себе в убыток.
Но как в этой ситуации быть не богачам, которые себе лекарства всегда найдут, а обычным людям? Ответ Петряева оказался неожиданным:
- Богатые тоже плачут. Ко мне уже приходили долларовые миллионеры, просили достать медикаменты. Я говорил: в Интернете заказывайте! Любой препарат вам доставят - но с риском уголовного преследования. Потому что незарегистрированные у нас лекарства завозить можно только для себя и при наличии рецепта.
Да, отрасль жестко контролируют примерно десяток ведомств, и штрафы за нарушение ‑ по 40 тысяч рублей. И за регистрацию-перерегистрацию каждого препарата на российском рынке надо платить.
Аптеки-миллионеры
Платить нужно и при открытии аптеки. Аренду, а лучше - покупку помещения, оборудование и зарплату провизорам Валерий Петряев называет самыми весомыми расходами в бизнесе. При этом смысла открывать 1-2 аптеки нет вообще. Нужна сеть!
- Чтобы вести с поставщиками переговоры о серьезных скидках для аптечной сети (а без этого трудно обеспечить приемлемые цены), нужно иметь товарооборот порядка 20 миллионов рублей в месяц. Его могут обеспечить примерно десять хороших аптек: удачно расположенных, с большой проходимостью, хорошим оборудованием, квалифицированными специалистами, серьезным ассортиментом и мощным товарным запасом. Аптека с товарооборотом меньше 100 тысяч полностью убыточна. А у средней аптеки в нашем регионе товарооборот составляет около миллиона.
Важно и то, как менеджмент аптечной сети сумеет договориться с поставщиками об условиях поставок. Отсрочки платежей на 2-6 месяцев здесь обычное дело. Но на по-настоящему хорошие скидки можно рассчитывать только с предоплатой за большую партию. Примечательно, что возвраты непроданного к истечению срока годности товара в аптечном бизнесе не практикуются (в отличие от взаимоотношения торговых сетей и производителей продуктов питания). Просрочку в аптеках просто списывают и уничтожают.
- Но аптеки с умным руководством предпочитают за месяц до срока распродать все это за копейки, - говорит Петряев.
Теперь о рентабельности бизнеса. Федеральные эксперты говорят, что она - до 15 процентов. У наших аптекарей эта цифра вызывает саркастическую улыбку. Они говорят о максимальной рентабельности в 1,5-5 процентов.
Валерий Петряев это подтверждает:
- В мою бытность в аптечном бизнесе максимальная рентабельность в моей сети, занимавшей четверть регионального рынка, не превышала 5 процентов. А вот убытки у некоторых аптечных сетей могут доходить до 20 процентов от оборота - из-за проколов в маркетинге и управлении. Ну, или если руководство подворовывает или получает откаты, оформляя закупки по завышенным ценам...
Выгоднее всего торговать препаратами в ценовой категории от 100 до 500 рублей. С них больше прибыль, чем с копеечных медикаментов, и при этом они не «зависают на остатках», как дорогие средства. До половины оборота средней аптеке обычно дают сопутствующие товары: кремы, зубные пасты, средства гигиены, гематогены, ортопедические стельки и т. п.
Дешево? Не факт!
Как же тогда при прочих равных условиях одни аптеки продают лекарства дешевле, чем конкуренты? Не фальсификат ли там?
Про фальсификат Петряев успокоил: по его 21-летнему опыту работы в аптечном бизнесе он составляет 0,001% от общего товарооборота. А вот замечание о более «дешевых» аптеках вызвало у Валерия Дмитриевича улыбку:
- Методики сравнения демпинга в разных аптеках не существует. Разница между средневзвешенными ценами в разных аптеках может составлять не более 3-5 процентов. В одной аптеке дешевле одно лекарство, а в другой ‑ это дороже, но зато другое дешевле. Что касается препаратов из списка жизненно важных лекарственных средств, то они все до одного убыточны. Убыток от их реализации покрывается наценками на другие медикаменты. Хотя и здесь существует предельная наценка, выше которой назначить цену нельзя.
У Петряева была разработана простая методика сравнения цен в аптеках: берутся 50 самых популярных препаратов по массовой доле в продажах, их общая стоимость сравнивается с аналогичным списком в другой сети. Так вот, эта методика показывала, что разница в ценах у аптек, работающих в одних экономических условиях без учета субъективного фактора, составляет 3-5 процентов. Так что лозунги «у нас самые дешевые лекарства» - маркетинговая уловка, не более.
БЛИЦ С Валерием ПЕТРЯЕВЫМ
- Валерий Дмитриевич, как вам вообще идея зафиксировать цены?
- Плохая идея. Вообще все эти «танцы с бубнами» начались в 1993 году (в тот же год, что я начал заниматься медикаментами). Это и тогда ни к чему не привело. Нельзя решать экономические проблемы неэкономическими методами. Допустим, вы капиталист, производите таблетку в Германии. Решили продавать ее в РФ. Регистрация ‑ это раз. Дальние расстояния ‑ это два. Логистика недешевая.
- Но таблетки и ампулы ‑ легкий товар... Одно дело везти в Хабаровск из Германии таблетки, другое дело - стальные трубы.
- Да, но на трубы цены никто не регулирует. И их возят разом в больших количествах. А таблетки нужны каждый день в любом населенном пункте. И вот представьте: чтобы продать эту таблетку жителю Чукотки, ее надо ввезти в страну, пройти все процедуры регистрации, хранения. Заложиться курсом евро ‑ чтобы, когда эти деньги вернутся, превратить их в валюту и закупить новую партию. Денег на выходе должно быть больше, чем вначале в товарном выражении. Иначе нет смысла везти. Это экономика. Товар - деньги - товар. А у нас торговля лекарствами до сих пор называется «обеспечение медикаментами» - со всеми вытекающими последствиями. Так что мы, к сожалению, не самый интересный рынок для мировых фармацевтических компаний.
- Но нам интересно импортозамещение?
- Разумеется. Но все нужно делать поэтапно и грамотно. Не обрубать разом. Мы пока даже не только лекарства завозим, но и субстанции. Оборудование для отрасли все импортное. Все за валюту. А курс? Но цены-то на рынке повышать не дают!..
- Наш «Генериум» субстанции сам создает.
- Замечательно. Но субстанции для нескольких препаратов ‑ это пока капля в море необходимого общего ассортимента на рынке в пять тысяч препаратов. На мой взгляд, чтобы люди не пострадали, нужно сделать, как в Грузии: отменить регистрацию препаратов серьезных фармацевтических компаний из развитых стран и разрешить аптекам параллельный ввоз напрямую.
- Но как тогда начинающему бизнесу бороться с мировыми гигантами? Ведь тот же «Генериум» ‑ плод огромных инвестиций конкретного человека. Много ли бизнесменов с такими возможностями?
- Людей с деньгами много. Но им требуется нормальное правовое поле. Адекватное прецедентное право. Нормальное отношение к себе. Деньги в стране есть, лишь бы людям хотелось их вкладывать в дело. Никто не хочет тупо сидеть на деньгах, но и рисковать ими тоже никто не хочет.