Номер 253
Планы по строительству еще одного капсюльного завода Правительство СССР разработало до начала войны. Международная обстановка была уже настолько взрывоопасной, что необходимость усиления обороноспособности страны была очевидна всем. В октябре 1938 года правительством страны издается «Постановление о строительстве капсюльного завода в районе г. Мурома». Через месяц выходит приказ Наркомата оборонной промышленности № 253 «Об организации новостройки № 253 в районе
г. Мурома».
Готовилась проектная документация на промплощадку, возводился поселок для будущих рабочих, все это сопровождалось рассогласованностью строительных организаций, затягивавших реализацию проекта. К началу войны план строительства был выполнен лишь на 15%. Работы пришлось форсировать военно-строительному батальону.
Тем временем немцы уже подходили к Ленинграду. Ленинградский капсюльный завод «Краснознаменец» должен был эвакуироваться на строившуюся под Муромом производственную площадку. В городе на Оке готовились принять 30 эшелонов с оборудованием, материалами, документацией, работниками предприятия и их семьями. К началу августа в Муром прибыли только три состава эвакуированного завода. Остальные не успели: Ленинград был взят в блокаду.
- В этих эшелонах прибыло 350 человек: 180 специалистов и члены их семей, - рассказывает ветеран предприятия, а ныне директор музея истории Муромского приборостроительного завода Валерий Витальевич Рябов. - Ленинградские специалисты и рабочие стали тем костяком, вокруг которого сформировался коллектив завода. С первой партией специалистов приехал главный инженер «Краснознаменца» Виктор Михайлович Костылев. Он и стал первым директором Завода № 253, как тогда назывался Муромский приборостроительный завод. Под его руководством удалось ввести предприятие в строй в самые кратчайшие сроки.
И это при том, что катастрофически не хватало оборудования, материалов, топлива, транспорта и, конечно, рабочих рук и специалистов. Рабочая смена составляла 12 часов. Специалисты и, в первую очередь, наладчики оборудования работали по 20 часов. Многие просто жили на заводе, не покидая его неделями. Спали и ели прямо в цехах. Ни о каких отпусках не могло быть и речи.
Фабзайчата
Вместо ушедших на фронт мужчин к станкам вставали женщины и подростки. В годы войны 70% рабочих на заводе были мальчишки и девчонки в возрасте 14-18 лет. В середине 1942 года привезли 54 подростка из Воронежской области, прибыл большой отряд из 200 девчонок, выведенных партизанами из оккупированной Смоленской области. Взрослые называли их «фабзайчатами». Работали эти дети, повидавшие ужасы войны, так, что местные заводчане-подростки напрочь забыли фразы «не хочу», «не буду», «не могу», а взрослые заводчане о своих фабричных зайчатах старались заботиться, как умели.
«Разве я смогу забыть дядю Ваню Кукушкина, который подарил мне большие подшитые валенки, видя, что мои ноги примерзают к подошвам деревянных ботинок. В цехе стоял такой холод, что руки примерзали к металлу».
Эти воспоминания военной юности на всю жизнь врезались в память уроженки города Усмань Екатерины Украинской, ставшей в свои 16 лет токарем инструментального цеха.
На завод вербовались и жители окрестных сел. Некоторые приезжали целыми семьями, на подводах, как семьи Горбачевых и Матушевских.
В октябре 1942 года на завод пришла Александра Колесова. Она успела окончить восемь классов в родной деревне Подболотня, как всех учителей мужчин призвали на фронт. Школу закрыли. А юная Александра влилась в заводскую семью токарей.
- Зимой 1941-1942 года котельную еще не запустили, холод был адский, и голодно было - в столовой один мерзлый винегрет. Ходили в цех № 3 погреться: нагревали металлические болванки и клали их возле ног, а ноги закручивали кошмой, - делится воспоминаниями о заводском быте военного времени Александра Степановна.
Анна Васильевна Осокина - тогда 16-летняя Анечка из картонажного цеха - тоже не может забыть лишения военных лет, холод и постоянное чувство голода:
- В цехе выдавали крахмал для склеивания коробок. Татьяна Медведкова бывало наварит клея, а девчата насушат из него лепешек на батарее и едят. Казалось, что ничего вкуснее нет. А потом вместо крахмала стали декстрин привозить.
Вот такие вот девчонки и становились непобедимыми бойцами трудового фронта. Земляные, строительные, монтажные и наладочные работы велись одновременно, а не поэтапно, как в мирное время. И уже 3 сентября 1941 года были успешно проведены испытания первых опытных образцов. А 23 октября бригадой Евдокии Пугачевой выпущена первая оборонная продукция для комплектации выстрелов для гвардейского реактивного миномета - легендарной катюши.
Все для Победы
Антонина Тимофеевна Астафьева как раз из той самой бригады. Она вспоминает, как работали по 12-16 часов в сутки. И даже в обеденный перерыв:
- Нам давали талоны на питание, а мы, чтобы сэкономить время, собирали эти талоны и посылали одного из работников с котелком в столовую за кашей. Производственной нормы тогда не устанавливали, но каждый из нас понимал, что необходимо сделать как можно больше. Все работали под лозунгом «Все для фронта - все для Победы!». А в перерывах между сменами еще ходили дежурить на водонапорную башню, чтобы предупредить, если полетят вражеские самолеты. Когда сообщили о победе советских войск под Москвой, для нас это был двойной праздник. Ведь в этом был и наш вклад.
С марта 1942 года завод уже работал на полную мощность, улучшились условия труда и быта сотрудников, а с сентября предприятие начало регулярно перевыполнять государственный план по всем показателям, постоянно наращивая объемы и номенклатуру выпускаемой продукции. Ряд сотрудников предприятия были награждены орденами и медалями. Всего же за годы войны 68 заводчан наградили орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и «Знак Почета», а медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» получили более 200 заводчан. Несмотря на тяжелый труд, работники завода находили время для донорства - сдавали кровь для раненых бойцов из городского госпиталя, отправляли посылки с подарками для красноармейцев, воюющих на фронте, собрали 350 тысяч рублей на создание авиаэскадрильи истребителей «Валерий Чкалов».
В сентябре 1943 года коллективу завода было присуждено первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании среди предприятий промышленности вооружений и боеприпасов и вручено переходящее Красное Знамя ЦК ВКП (б).
- Одно из самых ярких событий - первое вручение нашему заводу знамени Наркомата, - говорит Антонина Астафьева. - В тот день всех работников собрали в одном из цехов и директор завода Виктор Михайлович Костылев, принимая знамя, встал на колено и целовал его. Это было очень торжественно, и каждый из нас знал, что это победа всего нашего коллектива.
Торжественный момент вручения переходящего Красного Знамени запечатлил на полотне заводской художник Андрей Морозов. Картина хранится в заводском музее, вместе с уникальной книгой почета, в которой портреты передовиков тоже выполнены Морозовым. Есть среди них и портрет Астафьевой.
Потом муромляне завоевывали право хранить у себя эту награду еще 15 раз, после чего в Москве было принято решение вручить знамя заводу на вечное хранение за самоотверженный труд муромских оружейников в годы Великой Отечественной войны и как признание их вклада в Победу над фашизмом.
Они ковали оружие Победы
В семье Турковых День Победы стал главным праздником
Корни на Брянской земле.
Тот изначальный профессиональный и творческий импульс, который придал областной газете Виталий Иванович, мы в коллективе редакции стараемся сохранять до сих пор.
О традициях защиты Отечества в семье Турковых (а по материнской линии - Павловых-Толубаевых) мы попросили рассказать дочь Виталия Ивановича. Виктория - большой друг редакции «Владимирских ведомостей», сохраняющая память об отце и вообще о старшем поколении семьи.
Поделюсь тем, что удалось узнать об овеянных войной и Победой корнях нашего первого главного редактора.
"Мои дедушки, бабушки и родители все с Брянщины. По папиной линии - из Стеклянной Радицы, а по маминой - из деревни Горошково и города Трубчевска. День Победы мы всегда отмечали в семье с особым чувством, сколько я себя помню. Для отца это был очень значимый день. Его особой заботой и вниманием, конечно, были окружены родные и друзья из поколения победителей", - рассказывает Виктория Туркова.
Брянская область настолько сильно пострадала во время войны, что, когда в 1950 году в семье родился младший сын Виталий Иванович Турков, последствия опустошений запомнились ему с малолетства.
Дети в крестьянской семье Евдокии Максимовны и Ивана Леонтьевича Турковых появлялись на свет на протяжении многих лет. Виталий Турков был десятым ребенком. А его самый старший брат Николай был призван в армию в последний год войны. Такая вот разница в возрасте.
Их отец Иван Леонтьевич был участником еще Первой мировой и Гражданской войн. О той поре свидетельствует фотография послереволюционных лет из семейного архива, где Иван Турков запечатлен в красноармейской форме вместе с товарищем.
А потом отец будущего главного редактора «Владимирских ведомостей» воевал и на Великой Отечественной!
- Пока дедушка был на фронте, бабушка и их дети оказались в оккупации. Когда немцы отступили, на Брянщине были полностью сожжены деревни и села. Поэтому люди там еще долгое время жили в землянках. После войны они заново отстраивали дома. Папа вспоминал, что даже в начале 50-х, когда дома уже восстанавливали, люди всё равно еще продолжали жить в землянках, поскольку за годы войны привыкли к этому, - говорит Виктория Туркова.
Прямо за восстановленными домами в Стеклянной Радице начинались знаменитые густые брянские леса - это уже из детских воспоминаний Виктории.
- К сожалению, дедушка умер вскоре после рождения папы. Жаль, что не удалось расспросить его, где и как он воевал, - говорит внучка крестьянина-солдата.
Были фронтовики и в семье бабушки Виктории Турковой по материнской линии Полины Максимовны.
Полина Павлова (в замужестве Толубаева) была труженицей тыла - рыла окопы, пережила оккупацию. Происходила из брянской деревни Горошково. Уже после войны жила в Трубчевске, а уже оттуда с мужем переехала в Струнино Александровского района.
Ее муж, другой дедушка Виктории, Павел Васильевич Толубаев прошёл всю войну. Но о том, что пережил на фронте, говорить не любил, как и многие из фронтовиков.
Полина Максимовна прожила потом большую жизнь, ушла за несколько месяцев до 90-летия.
Девичья фамилии бабушки была, напомним, Павлова. Ее родных братьев Ивана и Александра призвали в армию практически в первые дни войны. Иван Павлов воевал танкистом. 2 ноября 1942 году он погиб во время Сталинградской битвы и похоронен на Мамаевом кургане. Его имя родные нашли в списках погребенных там воинов.
Его брат Александр Максимович Павлов стал летчиком-испытателем. И во время боев пропал без вести в 1943 году.
Извещения из военкомата - «похоронки» - со сведениями о судьбе братьев Ивана Максимовича и Александра Максимовича Павловых Виктория Туркова бережно хранит.
После войны.
Виталий Иванович Турков стал единственным среди братьев и сестер, кто получил высшее образование. Но сначала он окончил в Трубчевске педагогическое училище. Причем дочь поражается количеству навыков, которыми обладал отец после педучилища кроме знания основных предметов.
"Казалось, он умел делать всё даже по дому. Вышивать, шить, готовить — этому меня научил папа, который сам всё умел, окончив педагогическое училище города Трубчевска", - вспоминает Виктория.
Позже Виталий Турков окончил Московский педагогический институт, стал учителем русского языка и литературы. Второе образование – журналистское – Виталий Иванович получил в Высшей партийной школе.
Он приехал с женой и маленькой дочерью жить и работать во Владимирскую область, когда получил распределение в редакцию александровской районной газеты «Голос труда». Потом Виталий Турков был редактором в областной «Комсомольской искре», редактором газеты «Муромский рабочий».
И вот уже из Мурома Виталий Иванович был призван судьбой и руководством областного Совета народных депутатов главным редактором вновь создаваемых в 1990 году «Владимирских ведомостей». И под его началом собралась первая команда нашей редакции.
Мне Виталий Иванович запомнился как очень человечный, доброжелательный и заботливый редактор.
После 1992 года Виталий Турков работал на телевидении, в администрации области (по направлению СМИ).
Безвременная кончина Виталия Ивановича в 2013 году от коварной болезни потрясла всех, кто его знал. По инициативе дочери вышла книга воспоминаний о нём в 2014 году под названием «Ушёл, чтобы... остаться». А по мне, он словно и не уходил. Настолько ощущается влияние его и сегодня.
Среди качеств Виталия Ивановича Туркова - почтение к фронтовикам, поколению победителей тоже оставалось главенствующим. Например, Виталий Иванович словно к матери относился к ветерану войны, фронтовой медсестре Зое Васильевне Кисляковой, маме его друга по учебе в Горьковской высшей партийной школе Валерия Кислякова. И каждый год обязательно навещал Зою Ивановну перед праздником 9 Мая...
...Дочь Виктория Туркова выбрала юридическую профессию. И 24 года (с перерывом) отработала в областной прокуратуре. По завершении прокурорской службы теперь служит прекрасному в театре драмы заместителем директора.
Память о дедах, родных и двоюродных, которые сражались за Родину, Виктория сохраняет и как часть отцовского наследия.
«Владимирские ведомости» живут в этом году под символами 80-летия Победы и 35-летия создания газеты. Нашим героем остается сын фронтовика Виталий Иванович Турков, который так тесно связан с этими юбилейными датами.
Увлеченным искусством владимирцам предлагают взглянуть на «Тишину» Басманова
Владимир Александрович всю жизнь изучал цвет и его возможности, занимался теорией и практикой цвето-тонового решения в изобразительном искусстве, совмещал творчество с педагогической и научной работой. Гости выставки познакомятся с метафизическими пейзажами и натюрмортами – всего представлено 25 графических листов, и каждая работа наполнена уникальным цветом, который, по мнению коллег-художников, повторить невозможно.
Картины идеально выстроены композиционно и колористически. Центральной темой творчества Басманова всегда была природа - особенно родные южные пейзажи. Его офорты не кричат яркими красками и не стремятся поразить зрителя. В них - внутренняя тишина, философия, личное переживание.
Часто в его работах нет человека, но он ощущается в каждом предмете, в каждом силуэте - будь то деревенский дом, мосток у реки или линия электропередачи. Это пейзаж настроения, где природа становится отражением человеческой души.
За свой вклад в культуру Владимир Басманов был удостоен званий заслуженного деятеля искусств РФ (1994 г.) и заслуженного художника РФ (1997 г.). Его произведения хранятся в музеях Москвы, Ярославля, Мурманска, Калининграда, в частных коллекциях в Великобритании, США, Германии, Японии и Франции.
Экскурсии по выставке проводятся ежедневно, со среды по воскресенье включительно, в 11:00, 14:00 и 16:00, длительность каждой - 30 минут. Экскурсионное сопровождение входит в стоимость билета, что очень хорошо. Опытный экскурсовод поможет разобраться в приемах и принципах работы автора, образно-сюжетном ряде произведений, отобранных для экспонирования.
Возрастное ограничение: 6+. Адрес выставки: ул. Большая Московская, д. 4-6, г. Владимир.