- Сергей, с какого возраста ты начал мечтать о сцене?
- Не мечтал никогда, но пел всегда. В 11 лет попал на сцену - в Капеллу мальчиков под руководством Эдуарда Митрофановича Маркина. Меня привела к нему мой педагог Лариса Семина. Никогда не забуду первый экзамен по вокалу - в театре хоровой музыки, в Георгиевской церкви. Там шикарная акустика. Я пел «Беловежскую пущу» с трясущимися коленками - и впервые почувствовал вкус сцены. Тогда и понял, что это мое.
- У Эдуарда Маркина репутация довольно жесткого, даже авторитарного человека. При этом я ни разу не слышала отрицательных отзывов о нем от тех, кто был в его капелле.
- И не услышишь. Я в капелле учился четыре с половиной года, потом еще некоторое время пел в камерном хоре. И не могу сказать об этом человеке ни одного плохого слова. Он - сила. Он - талантище. Ему есть чему учить детей, и он умеет находить с ними общий язык. У нас никогда не было никаких конфликтных ситуаций. Для меня он - навсегда уважаемый маэстро.
- Одно дело просто петь в хоре, другое - профессия. Творчество не может ничего гарантировать. Ты понимал это, делая выбор?
- В 11-12 лет я об этом не думал. Просто занимался тем, что мне нравится. Но уже тогда четко осознавал: моя профессия кроме дохода должна приносить удовольствие. Я и сейчас думаю, что рассуждал довольно мудро. Важно выбрать работу по душе. Потому что жизнь - это семья и работа. И, к сожалению, на работе мы проводим гораздо больше времени, чем с семьей. Тратить это время на занятие, которое ненавидишь? Глупо. Мне, например, трудно представить себя в офисе с восьми до пяти. Тем более если там надо не работать, а просто отсиживать. Я предпочитаю ставить перед собой цель - тот или иной проект, и вкалывать на него изо всех сил. Чтобы этот проект довести до кондиции, завершить и выдать на суд зрителя. И даже во сне продолжать обдумывать, как это должно быть в идеале. Я всегда о себе понимал, что я человек творческий.
- Слово «творческий» уже замылено! Любая девочка, написавшая два стишка, называет себя творческой личностью...
- У каждого человека должна быть какая-то отдушина. Хобби. Просто мое любимое хобби совпало с моей работой. Мне повезло. Я люблю петь. Я умею петь. Я хочу петь. И этого не скрываю.
- Почему не пробуешься в «Голос»?
- Я знаю, что такое московский шоу-бизнес, и не очень верю в эти рейтинговые коммерческие конкурсы. А как ввязываться в то, во что не очень веришь? И потом - даже если верить: влезаешь в шоу - надо делать это по полной, будто тебе отступать некуда. Я максималист в этом плане. Если что-то делаешь, то - с максимальной отдачей. То есть надо закрывать все, что наработано во Владимире, и ехать добиваться результата. С иными мыслями не стоит и начинать.
- Из-за перфекционизма и песен не пишешь?
- Почему же? Пишу. Но не заставляю себя это делать. Пришло вдохновение - отлично. Нет - искусственно на него «шаманить» не стану. Но ты имеешь в виду другое - почему не записываю альбом, верно? По той же самой причине. Если делать, то делать максимально хорошо и профессионально. В нормальной студии, с клипом, с ротацией. Не «на коленке». А это очень дорого. В моем возрасте - нормально взвешивать последствия решений, а не кидаться в авантюры, как в омут с головой. А вот если не можешь не кинуться - то надо, конечно, кидаться. Но и тогда (это на заметку всем юным и амбициозным) - не факт, что не проиграешь в этой битве за успех.
- Кстати, про юных. Ты занимаешься с подростками в студии «СтАрт» в ГДК.
- Не только в студии «СтАрт», хотя это мой основной коллектив. Есть еще «Эстрадная школа Сергея Артемьева». Школа - начальное звено обучения. По результатам экзаменов (концертов) ребята проходят уже в основной состав «СтАрта». Конечно, это интересно. По сути, мы даем ребятам возможность попробовать себя в эстрадном вокале. Помимо этого преподаем актерское мастерство, сценический имидж, хореографию, звукорежиссуру... Не зря называемся «СтАрт» - кое-кто, если адекватен и воспринимает информацию, которую мы даем при обучении, может этим стартом воспользоваться и отправиться в сольное плавание. Например, группа «Шоколад» - это наши девушки из «СтАрта». Группа уже становится таким интересным полукоммерческим проектом.
- Но твои ученики наверняка не об удовольствии от пения думают, а грезят об успехе в шоу-бизнесе? Они же циничнее нас в их возрасте.
- Они, скорее, практичнее. Но я вижу интересную закономерность: чем менее талантлив человек, тем больше у него амбиций. Такой артист может идти напролом. Это не тотальное правило, есть исключения. Бывает, что в одном человеке все совпадает: и талант, и пробивные качества. Но я в любом случае рад за людей, у которых получается то, чего они хотели.
- Ты как-то слишком здраво рассуждаешь. Некоторые твои коллеги себя мнят гениями.
- А что плохого в адекватной оценке реальности и самого себя? Мне кажется, уже пора рассуждать здраво. Раньше мне это самостоятельно, если честно, не всегда удавалось, но Лена, супруга, быстро возвращала меня с небес на землю, если пытался вообразить что-то не то о других или о себе.
- Как Дебора Ли Фернесс, сказавшая мужу Хью Джекману, признанному секс-символом года: «А ну-ка вынеси мусор, секс-символ»?
- Именно так. Но это здорово, когда рядом есть любящий человек, который именно потому, что любит, отрезвит тебя в любой ситуации. Поэтому я на облака давно не залетаю. При этом комфортно чувствую себя в педагогической деятельности и реализую себя как вокалист, как ведущий торжественных мероприятий самого разного плана - от официальных до праздничных, тех же свадеб и корпоративов. Честно говоря, я никогда не думал о том, что мог бы стать кем-то другим. В моем случае - только артист, без вариантов.
- А сыну пожелал бы ту же профессию?
- Вопрос интересный. У него есть предпосылки к тому, чтобы петь. Но пока его больше футбол интересует. Так что он хочет посвятить себя спорту. Идея в целом неплохая, но наш футбол... Хоккеисты вон американцев обыграли в полуфинале ЧМ. А футболисты такими успехами похвастать не могут. Елена уверена, что сын пойдет в медицинский, потому что «это перспективно». Она права. Но, конечно, мы оба понимаем: куда бы мы Олега ни направляли, выбирать будет он сам.
- А надавить?
- Это исключено. Сына никогда не прессуем. Мы с ним договариваемся. В плане выбора профессии все, что мы реально можем, - это представить ему как можно нагляднее разные варианты. А выбор исключительно за ним. Жизнь-то его. Стараемся на самом деле не ошибаться - как родители. Поскольку понимаем, что все ошибки вернутся бумерангом. Моя теща не зря говорит: «Ваш ребенок, ребята, - это ваше зеркальце. Поэтому смотрите, пока есть такая возможность, как вы его воспитываете».
- Другие про тещ анекдоты слагают, а ты свою цитируешь...
- А я даже не смеюсь над анекдотами про тещ. Это совершенно не моя история. Моя история с тещей - совершенно радужная. Все эти годы у нас не было ни проблем, ни конфликтов, только дружба и взаимоуважение.
- Вчера смотрела художественный фильм о Паганини, в котором его сыграл скрипач-виртуоз Дэвид Гаррет. По версии киношников, Паганини пришлось выбирать: мировой успех или любовь. Ты бы что выбрал?
- А что выбрал в фильме Паганини?
- Любовь. Но в итоге проиграл на обоих фронтах.
- Грустно. Но на самом деле я рад, что мне в жизни никогда не приходилось стоять перед таким выбором. Думаю, любящий человек никогда перед ним не поставит. Я в этом отношении абсолютно счастливый человек.
Досье «ВВ»
Сергей Артемьев, владимирец. Родился 10 апреля 1975 года. Лауреат международных и всероссийских эстрадных конкурсов, руководитель вокальной студии «СтАрт», «Эстрадной школы Сергея Артемьева» МАУК «ГДК», шоу-группы «Шоколад» и вокального трио «КАРАМЕЛЬ». Образование ‑ высшее педагогическое. Профессиональный организатор праздничных торжеств, ведущий, певец, режиссер и шоумен.
Любимая цитата: «Чистая душа рождает чистый голос!»