20 мая 2015 в 19:14

На карете прошлого...

«Протоны» падают. И они начали падать не сейчас. «Протон», разработанный в 1961‑1967 годах, в общем-то, никогда не отличался сверхнадежностью. С 1967 года из примерно 400 пусков «Протона» 48 закончились неудачей и авариями.

Проблема не в том, что «Протоны» падают. Космос ‑ это всегда огромный риск, в том числе ‑ и риск технической неудачи. Да и чего ждать от 50-летней ракеты? Удивительно, что столь древний аппарат вообще иногда штатно взлетает.
Проблема в том, что российская космонавтика до сих пор эксплуатирует морально и технически устаревшее наследие советского прошлого, не создавая взамен почти ничего нового. Такое ощущение, что наша космическая отрасль (увы, как и многие другие) в основном занята «распилом» бюджетных денег, выделяемых на космос.
Так, например, мы никак не можем перейти от морально устаревших и затратных «Протонов» к запускам новой ракеты «Ангара», что сразу решило бы множество проблем. Ведь кроме технической надежности со стариком «Протоном» куча издержек. Его пуски возможны только с Байконура. В этом не было проблемы в СССР, но сейчас за каждый пуск РФ должна отваливать Казахстану кругленькую сумму: и за сами старты, и за экологический урон от чрезвычайно токсичных топлива и выбросов.
«Ангару» же можно запускать с космодромов, расположенных в России: с Плесецка и с будущего космодрома «Восточный» в Амурской области. Но вряд ли среди читателей есть люди, которые не слышали, какие коррупционные скандалы сопровождают строительство «Восточного».
Да и сама «Ангара» тоже «доводится» с опозданием от графика. Первый ее запуск состоялся с полуторагодовой задержкой. За изготовителем обеих ракет ‑ Центром имени Хруничева ‑ сегодня тянутся просто шлейфы коррупционных скандалов, обостренных еще и тем, что от провалившихся запусков ждали слишком многого. А вместо прибыли (в ходе последнего неудачного коммерческого запуска на орбиту выводился мексиканский спутник связи) и лидерства в космической гонке мы теряем остатки конкурентоспособности и репутации.
Увы, наша космическая отрасль, по большому счету, живет сегодня на остатках великого, но не безграничного наследия Советского Союза. «Эффективные менеджеры» XXI века не смогли пока создать почти ничего принципиально нового.
Когда-то тяжелые ракеты-носители выпускали всего две супердержавы - СССР и США. Мир с тех пор рванул вперед. Сегодня лидером отрасли коммерческих спутников стали французы со своей РН «Ариан» (60 процентов рынка, ни одной аварии за последние 13 лет). Если бы не искусственные препоны, нас, возможно, опередили бы и китайцы с их «Великим походом».
Совсем смешно будет, когда свою ракету-носитель создаст еще какой-нибудь Сенегал.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:24 Александр Авдеев оценил проекты сотрудничества с Китаем для Владимирской области
Напомним, 17 мая в городе Харбине Китайской Народной Республики стартовало VIII Российско-Китайское ЭКСПО. В его работе принимает участие Президент России Владимир Путин. В нашей национальной делегации есть и Владимирска…
вчера в 18:41 У владимирского предпринимателя изъяли почти 1,5 тысячи пачек сигарет без маркировки
Пресс-служба УМВД России по Владимирской области сообщает о выявлении крупной партии контрафакта табачной продукции в апреле 2024 года у 53-летнего бизнесмена. Полиция обнаружила их в подсобке его магазина.