Деревня Волковойно Камешковского района расположена в удалении от федеральных трасс и по всем внешним признакам должна бы тихо угасать. Однако этого не произошло во многом благодаря проекту НПО «ВОЯЖ». С 2009 года идут разработки и изготовление комплектующих для транспорта. Это и интерьеры салонов, и кабины электропоездов, и элементы для пассажирских автобусов, и многое другое.
За несколько лет на руинах заброшенной моторно-тракторной станции (МТС, если кто помнит такую аббревиатуру) вырос современный комплекс зданий - цехов, складов и офисных помещений, появились отличные дороги, новая котельная, развитая инфраструктура. Штат сотрудников с 10 человек вырос до 500.
Значимым для НПО «ВОЯЖ» стал 2012 год, когда был заложен первый камень фундамента комплексного цеха, равного по площади всему существующему производству. Сейчас о камне напоминает плита с гравировкой, вмонтированная в пол, а цех полностью отстроен. В день торжественной закладки камня Ирина Умаханова говорила, обращаясь к гостям и коллегам:
- В строительство нового цеха будет инвестировано порядка 200 миллионов рублей. Первая партия оборудования придет на завод из Европы уже летом следующего года, а в 2015 году цех заработает на полную мощность. Мы выходим на рынок автопрома. Наше оборудование даст возможность выпускать 15-20 тысяч изделий из стеклопластика в год.
И вот наступил 2015-й. Все исполнено, невзирая на осложнившуюся внешнеполитическую обстановку. Теперь помимо комплектующих для электропоездов, которые уже отлично зарекомендовали себя (партнером и заказчиком НПО «Вояж» является ОАО «РЖД»), стартует новый проект ‑ производство модульных конструкций, сотрудничество с «ПАЗ» и «Волгабас». Последний особенно важен для нас, так как размещает свое производство во Владимирском регионе. НПО «ВОЯЖ» уже начало производить комплектующие детали экстерьера нового автобуса.
О том, как развивается и чем живет сегодня «ВОЯЖ», нам рассказали первый заместитель генерального директора Ирина Умаханова и заместитель по развитию и операционной деятельности Дмитрий Терехин.
- НПО «ВОЯЖ» практически без потерь, не отклоняясь от инвестиционного плана, преодолевает уже второй по счету глобальный экономический кризис, - говорит Дмитрий Терехин. ‑ Надо признать, доля импортных комплектующих в нашей продукции ‑ модульной кабине управления ‑ еще довольно высока. Мы активно ищем импортозамещающие аналоги. К сожалению, пока российская промышленность лишь начинает встраиваться в новые условия, многих номенклатурных позиций еще не производят, либо выпуск не отлажен.
- Прошло больше года
с момента введения европейских и американских санкций…
- Во-первых, это очень короткий для производственников срок. Во-вторых, и это, на мой взгляд, гораздо важнее ‑ наши потенциальные производители не до конца поверили в то, что санкции надолго и что государство их поддержит. Очень велика опасность того, что мы, к примеру, Германию поменяем, скажем, на Бразилию или Китай, и вновь уйдем в дрему, в которой страна пребывала долгие годы. Немаловажным является и фактор доверия бизнеса по отношению к государству. Надеюсь, что в правительстве наконец-то поняли, что полагаться на один лишь рынок нельзя. Ведь именно по законам рыночной экономики - потому что проще и выгоднее ‑ мы вместо развития собственных производств торговали ресурсами, а покупали все комплектующие для промышленности. Услужливая до поры до времени Европа готова была поставить нам все что угодно, лишь бы мы сами ничему не учились и ничего не делали. Итог известен всем… Из этой беды бизнесу в одиночку, без поддержки и регулирования не выбраться. Нужна четкая позиция государства: мы заказываем у вас продукцию, она будет востребована, она будет реализована. И тогда производственные предприятия готовы развиваться, делать инвестиции и работать. На сегодня НПО «ВОЯЖ» готово наращивать выпуск модульных кабин до 400 в год. Но если мы раскручиваем маховик, то должны быть уверены, что ОАО «РЖД» купит их у нас, а не обойдется продукцией импортного производства.
- А вы готовы конкурировать?
- Несомненно. То, что в России нет технологий ‑ миф. Они есть, было бы желание внедрять их и запускать в серию. Если что и вызывает беспокойство, так это кадры. Специалистов-технарей, да и рабочих-станочников, не хватает катастрофически. За последние годы практически уничтожена система профтехобразования в стране. В нынешних училищах самые распространенные специальности ‑ маникюрша и повар. Не спорю ‑ эти профессии тоже нужны, но где фрезеровщики?
- И что вы предлагаете?
- Мы уже учим, переобучаем людей за счет предприятия, готовим специалистов. Но это время и деньги. Тут-то и необходима помощь и поддержка государства, на мой взгляд. Не гранты и субсидии поднимут нашу экономику, а серьезное и долгосрочное капиталовложение в обучение и подготовку кадров. Сегодня мы работников на предприятие привозим. Из Коврова, Владимира, ежедневно. Правда, постепенно возникает «прослойка» коренных камешковских спецов. А если бы оказывали помощь? Центры обучения и переподготовки специалистов в области существуют, мы также сотрудничаем с ВлГУ, но все это по собственной инициативе…
- Надо отметить, что по целому ряду вопросов нашему предприятию удается находить взаимопонимание с органами региональной власти, - вступает в разговор Ирина Умаханова. - Особенно заметно это стало после прихода на должность губернатора Светланы Орловой и обновления команды АВО. ‑ Очень ценным считаю, что при содействии администрации губернатора в последнее время контакты с топ-менеджерами таких компаний, как «РЖД» и «Волгабас» стали результативными. Возможность проводить с ними совместные совещания, присутствовать на заседаниях в департаменте по нашим профильным вопросам - все это существенно облегчает и упрощает нашу работу, снимает лишние административные барьеры. Уверена, что совместными усилиями мы в реальные сроки сможем устранить все имеющиеся на сегодня вопросы, в том числе и проблемы подготовки кадров, и проблемы, связанные с развитием инфраструктуры, и многие другие. Главное ‑ налажен диалог с властью, мы получаем обратную реакцию, причем оперативно. Наше предприятие я по-прежнему считаю молодым и растущим. Мы учимся, находим решения и всегда рады добрым советам и конструктивным предложениям.
27 мая 2015 в 17:40
Скоростной «ВОЯЖ» в будущее
Фото: автора и из архива НПО «Вояж»
Успешность и благополучие любой территории во многом зависят от того, насколько успешно и динамично работают предприятия. Живут заводы, фабрики или туристические комплексы, значит, в бюджете есть налоги, а у жителей ‑ средства на комфортную жизнь. Это справедливо для городов, а особенно - в отношении небольших поселков.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…