«Зыковы» - малоизвестная в широких кругах и, на мой взгляд, не самая мощная пьеса этого меланхоличного и часто печального писателя.
Этот автор, как и мы сейчас, жил и работал на рубеже веков в эпоху перемен. Как умный человек, он не мог не замечать проблем и ошибок вокруг себя. А как человек неравнодушный и совестливый, все вокруг принимал близко к сердцу. «Зыковых» он написал за несколько лет до Великой Октябрьской социалистической революции. То есть в самый разгар социальных катаклизмов. Взглянуть на то время можно было обобщенно ‑ в масштабах всей страны. Но Горький пошел другим путем ‑ в разрезе одной семьи и окружающих ее людей. И правильно ‑ так пронзительнее, потому что ужас одиночества и бессмысленности усилий перед неизвестным будущим выглядит гораздо ярче в оттиске конкретных судеб. Потому что предчувствия по их душам скребут неустанно.
В центре сюжета этого крайне неторопливого, очень выдержанного спектакля в постановке знаменитого Бориса Бланка ‑ крупный лесопромышленник Антипа Зыков (Игорь Клочков). Ему почти «полтинник», он собирается женить непутевого, хотя и славного, добродушного сына Михаила (Анатолий Шалухин) на воспитанной в монастыре девушке Павле (Наташа Демидова). Эта Павла с ее трогательным голоском, детскими вопросиками и подростковой порывистостью выглядит очень наивной, местами даже глуповатой, но в стиле «прелесть какая дурочка!», а не «ужас какая дура!». Таким легче всего удачно пристроиться.
Павла и пристроилась. Впечатлила Антипу настолько, что он вместо сына предлагает ей себя, надрывно рассуждая, что тоже заслуживает немного счастья и возможности касаться чего-то доброго. И пытается оправдать это в своих и чужих глазах ‑ мол, сын никчемный, пьет да стишки пишет, погубит девушку. «А уж я буду любить ее молодо!» Было бы кого любить... Не знаю, как задумывал Горький, но по спектаклю мне показалось, что этот Антипа дошел до ручки и без «привязки» к Павле, что он влюбился бы в любую милую девушку, «прелесть какую дурочку», которая первой попалась бы ему на глаза. Потому что был по внутреннему состоянию готов к этому ‑ как машина такси, у которой в ожидании подходящего пассажира включился зеленый фонарик. И Павла стала этим пассажиром. Хотя в конце пути ‑ если продолжать метафору - заплатила ему исключительно фальшивыми купюрами.
Действие идет на фоне ладной, основательной барской усадьбы. Кроме Антипы, Павлы и Михаила в ней живет сестра нашего бизнесмена Софья - богатая бездетная вдова. Сыгравшей ее Любови Гордеевой, на мой взгляд, удалось выдать один из самых убедительных образов ‑ женщины, которую уже мутит от существующего образа жизни, но как достичь другого, она не представляет. Устои, статус, положение обязывает... Ничего не попишешь. Все попытки найти подходящего жениха смотрятся заведомо обреченными. И не потому, что Софья возрастная невеста. Просто нет жениха, который стоил бы хоть каких-то усилий. При этом в своих эмоциональных всплесках она выглядит отличной теткой ‑ по-хорошему дерзкой, добродушной к тем, кто этого заслуживает, и умницей в суждениях (видит людей насквозь: например, вороватого иностранного компаньона ‑ Алексей Куликов - быстро раскусила). Кстати, именно она произнесла в спектакле лучшую на все времена характеристику занудным мужикам: «С ним хорошо по железной дороге ездить. Нигде не опоздаешь». И именно она точнее всех предвидела, что женитьба Антипы на Павле приведет к катастрофе. С такой Софьей спина к спине с врагами бороться не страшно ‑ пока сама жива, никогда не подставит.
А вот мещанскую маму Павлы ‑ Целованьеву - и циничного лесничего Муратова (Галина Фатхутдинова и Юрий Круценко) по доброй воле себе в родню и в друзья не пожелаешь. Первая будто смотрит на мир с язвительным прищуром и, как кликуша, вечно ждет пакостей. Не то чтобы она была совсем не права (если я верно ее образ расценила). Просто в данном случае кажется, что дамочка, сама того не понимая, судит по себе. Ну а Муратов... Он не лишен своеобразного обаяния умного мерзавца, которому в душу не залезешь. Но у нас в театре постановщик наглядно дал понять, что внешний цинизм ‑ вовсе не признак того, что души (в общепринятом смысле) у человека нет. При всей второплановости своей роли Круценко сумел отличиться весьма интересным актерским перфомансом. Но на этот раз из всего актерского ансамбля Шалухин со своим Михаилом понравился мне больше всего. Он естественный. Его Михаил, наверное, самый душевно невинный из всех неглупых героев. Не случайно он весь в белом. Да ‑ не мачо. Да ‑ не хозяин жизни. Каким уж воспитали. Но он человек, который в свои лучшие моменты заставляет улыбнуться тех, кто на него посмотрит. А в худшие ‑ трогает до слез, потому что худшего никак не заслуживает. Но именно такие чаще всего на «минах» и подрываются.
Награды
Во Владимирском академическом театре драмы по окончании театрального сезона вручили призы зрительских симпатий. В этом году их обладателями стали заслуженная артистка РФ Жанна Хрулева и давний любимец публики, актер и режиссер Антон Карташов. Поздравляем!