Посторонним вход воспрещен
Раньше списки отрядов можно было увидеть уже вблизи от входа в лагерь. Теперь эта информация строго конфиденциальная. И встретит вас у ворот лагеря суровая охрана. Она связывается по рации с директором, лишь с его согласия мы проникаем на территорию. Да, со времен советского пионерского детства ребячья жизнь в стране благодаря всяким маньякам и террористам стала сложнее и опаснее.
За нашими перемещениями по территории лагеря следят видеокамеры.
- У нас их восемь, - рассказывает директор лагеря «Икар» Олег Кузьменко. - Мониторы установлены в моем кабинете. Идет запись, постоянно никто у камер не сидит. В идеале камер должно быть больше, но имеем то, что имеем. Степень безопасности с камерами, конечно, повышена. Да и чувствуя мой пригляд, персонал тоже к своей работе относится добросовестнее.
На мой свежий взгляд, дисциплина и безопасность в «Икаре» более или менее на уровне. На линейке дети рапортуют «мэру города «Икар» (директору лагеря) о том, как прошел предыдущий день в их «микрорайонах». Лучшие получают сладкие призы. Затем всем лагерем слушают гимн России.
- Когда к нам приезжают взрослые, они проходят через пост охраны. Предъявляют паспорт. Запись посещений ведется в журнале регистрации, - подчеркнул Кузьменко. - Наряд мы еще ни разу не вызывали. Все спокойно, опасных прецедентов не было.
Недосчитались целой смены
Далее идем в корпуса. Там на заправленных кроватях стоят классические треугольнички подушек. Депутат ЗС Галина Финашина заглядывает под одеяла и кое-где даже находит песок. Все правильно - безопасность детского отдыха дело столь важное, что мелочей быть не может. Общественность везде обязана совать свой нос.
Увы, в корпусах многие кровати пустуют. Население «Икара» в этом году, если сравнивать с прошлым годом, уменьшилось на целый «микрорайон». Помню, в разгар первой смены 2014 года мы тоже были в «Икаре», где львиная доля детей отдыхала по линии департамента соцзащиты.
- Да, в 2014 году по линии департамента соцзащиты было выдано 319 путевок, - сообщили нам в управлении по делам молодежи мэрии Владимира, оно курирует «Икар». - 37 детей-сирот отдыхало по линии управления образования. Но в этом году мы не смогли участвовать в конкурсе департамента соцзащиты, так как минимальная стоимость путевки была указана в 12 тысяч рублей. Мы просили и хотели, чтобы нам пошли навстречу, но по экономическим соображениям цену снизить не могли.
Что же получается? У нас в области со всех трибун призывают «покупать владимирское» и при этом конкурс на детский отдых выигрывает Иваново? В итоге в первой смене «Икара» вместо более чем 300 ребят отдохнуло всего 264 ребенка. Если тенденция продлится все лето, владимирский лагерь может недосчитаться целой смены!
- По линии департамента социальной защиты конкурс выиграла Ивановская область, - сетует директор лагеря. - Они предложили стоимость путевки в 8,5 тысячи рублей. А у нас 13 тысяч. И я не представляю себе, как организовать за 8,5 тысячи пятиразовое питание, например? У нас и так самые оптимальные цены по области, а тут - в 1,5 раза дешевле!
Да, торги, наверное, прошли по закону. Однако все равно возникает веер вопросов. Например, ездили ли организаторы торгов в ивановские лагеря? Узнали ли они, как там на 8500 отдыхают наши дети? Если в голоде и холоде, то к чему такие торги? А если там на 8500 все хорошо и ребята всем довольны, то откуда у нашего «Икара» взялась такая высокая и неконкурентная цена путевки? В любом случае, имея свободные места в своих лагерях, отдавать наши деньги соседнему региону - это как минимум странно. Стоит разобраться.
Шведский стол под запретом
Кстати, о пятиразовом питании. В столовой «Икара» интересуемся меню. Вроде бы в лагере кормят неплохо. И порция директора «Икара» (правда, лишь по его словам) ничем не отличается от порций детей.
У шеф-повара интересуемся о свежести продуктов.
- Один раз привезли недоспелые бананы. Пришлось их вернуть, - отмечает Ольга Никишина. - Поставки у нас два раза в неделю. В основном от владимирских компаний. А «молочка» поставляется ежедневно, она всегда свежая.
Продукты преимущественно от владимирских поставщиков. «Молочка» - из «Ополья», вода - из Селивановского района. По оценке представителей федеральной службы общественного контроля проекта «Знак качества», которые участвовали в рейде, лагерное овощехранилище организовано по всем стандартам.
В соседнем «Олимпе» с этим значительно хуже. На городских форумах родители жалуются - дети недоедают. В подростковой порции всего полсосиски. И первые блюда тоже варят «на сосисках». В начале первой смены и вовсе было отравление детей.
- Мой сын - спортсмен, - рассказывает Алла Смирнова (имя изменено, реальные Ф.И.О. имеются у редакции. - Прим. авт.). - Он ездит в «Олимп» уже третий год. Но в этом году угодил в инфекционное отделение. И моего ребенка, и других детей тошнило и рвало. Кормили хуже, чем в предыдущие годы. Ну что такое полсосиски на спортсмена? Экономия продуктов? Да ладно бы еще просто экономия. Так ведь «поймали» ротавирусную инфекцию. Похоже, что дезинфекцию там так и не провели. Я читала на форумах, что буквально через день заехала вторая смена. А мы до сих пор на диете. Больше в «Олимп» ни ногой!
Так рушится репутация. Но директор лагеря «Олимп» Ольга Казурова легкомысленно считает, что недовольные родители найдутся всегда и всем не угодишь.
- У нас просто другой режим питания, не домашний, - оправдывается она. - Но мы стараемся предложить разнообразное меню. Например, два блюда на завтрак. Те, кто не ест кашу, могут взять творожную запеканку. Вкусы у детей меняются. Я слышала, как одна девочка говорила маме, что хочет есть дома такую же запеканку, как в лагере. У нас есть нормы. Мы же не можем устроить шведский стол по системе «все включено», как на курортах. Хотя многие родители выступают именно за такой вариант, чтобы их дети хоть что-то ели.
Легенды и мифы про «одну девочку, влюбленную в местную запеканку» оставим на совести директора. Но вот идея кормить детей в летних лагерях по системе «шведского стола» обсуждалась даже в Госдуме. Пока противников такого нововведения больше, чем сторонников (шведский стол, конечно, дороже и требует совсем другой организации системы питания). Режим питания в значительной части лагерей прежний: ешьте, что дают. Но, учитывая случаи отравления, в «Олимпе» его не мешало бы отладить.
Фальшивый кабель
И в «Икаре», и в «Олимпе» основные замечания участников рейда касались организации безопасности детей. Главным образом - пожарной. Хотя в «Олимпе» были замечены и дырки в заборах, которые к приезду ревизоров заварили, а прямо у входа за постом охраны стояло аварийное дерево.
Казурова оправдывается:
- Территория, где находятся дети, - она дальше. Начинается со слов «Добро пожаловать!». Но дерево мы уберем, учтем замечания.
Да, неплохо было бы. А если в сильный ветер дерево рухнет на голову?
С пожарной безопасностью совсем беда. Тут, как в анекдоте, надо менять всю систему.
- Проводка оголенная. На проводах нет маркировки характеристик кабеля, - говорит руководитель федеральной службы общественного контроля проекта «Знак качества» Владимир Кашкин, показывая на провод пожарной сигнализации в столовой «Икара», - а ведь мы каждый день узнаем печальные факты по стране о коротких замыканиях, о десятках пожаров, о сотнях жертв, в том числе и детских. Провод должен иметь маркировку с его техническими характеристиками, а большинство установленных здесь кабелей - фальсификат.
Верно, в случае не дай бог ЧП ответственность понесет подрядная организация, делавшая проводку. Но ведь речь идет о сотнях детских жизней, и руководство лагеря тоже не должно «умывать» руки.
Мягко говоря, ненадежна электросистема и в «Олимпе». Например, в ангаре, где проводятся спортивные мероприятия и дискотеки, провода висят буквально на расстоянии вытянутой руки.
- Это сооружение стоимостью больше миллиона рублей нам помог приобрести департамент физкультуры и спорта АВО, - рапортует Казурова. - Вообще-то это овощехранилище. Но так как мы закупаем продукты ежедневно, и в складе особой нужды нет, мы используем ангар для досуга ребят. Играем здесь в бадминтон и в другие игры...
Классно, ребята, но провода-то у вас висят прямо на железных конструкциях. А если ребенка ударит током? Нужно срочно проверить сертификаты, провести экспертизу, заставить подрядчика переложить провод - вот и все.
Безопасность детей - это такая штука, в которой нельзя надеяться на «авось пронесет». А если нет? Начальник, вы сможете жить с таким грузом на совести?
Купаться негде
Здания и корпуса «Икара» и «Олимпа», если забыть, что на дворе XXI век, выглядят надежными. Медкабинеты оборудованы всем необходимым для оказания первой помощи. Что с детьми в лагерях бывает - в основном ссадины, мелкие травмы, ОРВИ. Часто все эти маленькие неприятности происходят в бассейнах - но тут нашим лагерям беспокоиться не о чем. По сути, купаться в обоих негде. Можно расслабиться.
В «Олимпе», правда, искусственный водоем есть. Но вот только запустить его пока не удосужились. Вода в бассейне ржавая. Такая же течет и из всех кранов. Мы видели ржавчину на уличных раковинах.
- Но это беда всего Собинского района, - разводят руками вожатые.
А вот в «Икаре» нет никакого, даже ржавого бассейна. От жары спасает холодный душ.
В водоемах вне территории лагерей купать детей запрещено. Но нет никакой гарантии, что в отсутствие бассейнов пронырливые подростки не направятся к ближайшему «вольному» пруду. Детей не остановишь. Но если что случится, кто будет отвечать?
Смена обстановки
Советская государственная система детских оздоровительных (ранее - пионерских) лагерей не имеет аналогов в мире. В Европе вообще нет такой системы детского летнего отдыха и оздоровления. В США есть, но там лагеря работают на спонсорские частные деньги, и они значительно компактнее наших.
Трудно сказать, нужна ли сегодня России перекочевавшая из советского прошлого система загородного отдыха детей? В целом она пока востребована и выдерживает критику невзыскательных родителей. Да и то, хорошо оснащенные загородные дорогие частные лагеря могут позволить себе далеко не все россияне, да и косяков в частных лагерях в России не меньше, чем в муниципальных. На муниципальные хотя бы власти могут повлиять, на частные до возникновения ЧП не может повлиять никто.
Считается также, что лагерь (оздоровительный), как и армия - это, типа, школа жизни. Школа социализации без родительской опеки. Может быть, большинство школьников на лето и мечтают свалить из дома, но я бы не отправила в лагерь с немаркированной проводкой, полусосиской на обед, ржавой водой и «аварийным деревом» своего ребенка.
СКАЗАНО
Дмитрий Павлов, региональный руководитель проекта «Народный контроль», депутат Владимирского горсовета:
- После проверки более или менее положительные впечатления остались от «Икара». Обстановка там напомнила советское прошлое: глаза у детей горят, все дружные. В «Олимпе» с досугом и общей атмосферой хуже. Дети жалуются, что по два-три часа в день бездельничают, им скучновато.
На аварийное дерево я обратил внимание, еще когда в качестве родителя приезжал сюда. В бассейне ржавая вода. Мы обратили внимание, что из столовой ребята ушли, оставив целые порции. Значит - невкусно. Тогда за что платим деньги?
Но главное - пожарная безопасность. Кабели не соответствуют ГОСТу. Это беда не только наших социальных учреждений, так по всей стране. Но мы-то отвечаем за «свой взвод»! Мы рекомендовали руководителям лагерей заставить подрядчика изменить подход к безопасности.
Цифры
31 загородный детский лагерь работает во Владимирской области. Из них 25 - муниципальные. Средняя стоимость путевки - от 13 до 20 тысяч рублей. Родители оплачивают примерно треть цены по льготе.