6 июля 2015 в 19:37

Здоровье: ответственность не только медиков, но и самих пациентов

Фото: Владимира Чучадеева
Никто не спорит - в нашем здравоохранении очень много проблем. Но всегда ли они именно таковы, как о них говорит людская молва? Мы отправились в рейд по нескольким учреждениям здравоохранения областного центра.

Интернет
против очередей
На исходе утра в женской консультации при горбольнице № 2 (бывшая больница ВТЗ) очередей не наблюдается. А именно на них в основном и жалуются люди. Главврач Игорь Тихонов рассказывает: самый большой наплыв пациенток приходится на раннее утро.
- Но я приезжаю на работу к половине седьмого и ни разу не видел, чтобы была очередь. Когда начались проверки обращений по этому поводу, мы даже записи с камер видеонаблюдения показывали директору департамента здравоохранения. Ну нет очередей!.. Я проводил анкетирование, спрашивал: сколько ожидали приема? Все говорят: от минуты до пяти. Фактически прием ведется точно по графику. Была одна пациентка, которая просидела в коридоре час, но она и пришла на час раньше, чем ей назначено.
Для тех, кто все же пришел «с запасом», созданы нормальные условия для ожидания приема врача. «На ногах» ждать не придется. Да, в первую очередь, ремонтируются и оснащаются современным оборудованием врачебные и процедурные кабинеты, приоритет отдан качеству диагностики и лечения. Но финансируется и ремонт холлов и коридоров: там имеются удобные кресла и диваны. И так во всех больницах города.
Ежедневно врачи консультации принимают около 200 человек. В среднем приходится по 25 человек на врача. Если кто-то из медиков уходит в отпуск или на больничный, нагрузка на оставшихся возрастает. Но они справляются. Самый проблемный вопрос ‑ организовать запись. Именно за талонами и выстраивались очереди. Сейчас около 20 процентов пациентов записываются на прием по Интернету. Правда, треть из них потом так и не доходит до врача, отнимая время и у медиков, и у людей, нуждающихся в их помощи.
Едем в 4-ю городскую больницу. Там вовсю идут ремонты в недавно переданной учреждению женской консультации. Но на увеличение очереди это никак не повлияло.
- Мне уже рожать через две недели, и за все время наблюдения я ни разу часами не сидела, - заступается за врачей пациентка Светлана Антошечкина.
Чтобы будущие мамы не нервничали, здесь также ведется электронная запись на прием. Открыта отдельная лаборатория для забора крови у беременных. В этой консультации, оснащенной аппаратом УЗИ экспертного класса, работает сертифицированный специалист международного уровня, а потому на пренатальный скрининг сюда направляют пациенток из Суздальского и Судогодского районов. Но ощущения перегруженности больницы нет. Все пациентки распределены по времени.
«Хочу сейчас»
Глава администрации города Владимира Андрей Шохин, вместе с представителями департамента здравоохранения АВО инспектировавший больницы, решил заодно проверить и благоустройство прилегающих территорий.
- Количество посещений везде большое, но очередей не видно. Оказание медпомощи владимирцам - на достаточно хорошем уровне. Самый главный индикатор ‑ доброжелательный настрой и врачей, и пациентов. Нет градуса напряженности. Было бы что-то не так, люди нам бы уже высказали, - поделился он наблюдениями.

К больнице № 5 («Точмаш-Автоприбор») приписано больше всего населения ‑ 84 тысячи человек. Как рассказала заведующая поликлиникой Татьяна Жукова, специалистами ее учреждение укомплектовано полностью. А очередь распределяется не только по Интернету, но и через кабинет предварительной записи или по телефону. В талонах на сдачу анализов также указано время. И для людей организованных проблем вообще не возникает.
Однако по-прежнему есть пациентки, приходящие раньше времени ‑ вдруг врач окажется свободен и примет пораньше. Достаточно и тех, кто хочет успеть посетить врача до работы ‑ не все работодатели готовы отпускать сотрудников в больницу в рабочее время. Естественно, что врачи не могут принять всех желающих в промежуток с 8.00 до 8.30 утра.
Наконец встретилась нам женщина, у которой были жалобы. Правда, не к женской консультации, а к детской больнице: приема к специалисту приходится ждать долго.
- На самом деле жалоб на работу женских консультаций поступает немного, - комментирует ситуацию заместитель директора областного департамента здравоохранения Юлия Арсенина. - Для департамента охрана материнства и детства ‑ один из приоритетов. Департамент совместно с ОМС выделяет средства на ремонты женских консультаций, приобретение самого современного оборудования. Особое внимание уделяется организации обслуживания пациентов. Да, есть проблема дефицита медицинских кадров, но и над этим мы работаем.
Во втором городском роддоме, например, открыли межтерриториальную генетическую лабораторию. Дополнительно обучают специалистов работе на УЗИ, чтобы задействовать аппарат в три смены, а не в две, как сейчас.
Сегодня лист ожидания на УЗИ-диагностику составляет две недели. Это не касается срочных случаев, когда исследования проводятся сразу же.
- Врачу все же виднее, кому нужна срочная помощь, а кого можно принять в плановом порядке, к какому специалисту направить, - считает Арсенина. - Но некоторые наши граждане хотят, чтобы именно их срочно и в удобное для них время принял конкретный специалист. А он как раз может быть им и не нужен. Но так не получится, даже если мы полностью решим кадровый вопрос в отрасли. Есть стандарты оказания медицинской помощи ‑ им мы и следуем.
О скорости
«Скорой»
Чаще всего конфликтные ситуации возникают из-за непонимания пациентами специфики работы медиков. Укор, кстати, можно адресовать к организаторам здравоохранения - надо больше просвещать людей.
Еще весомая причина нездоровья общества - наплевательское отношение земляков к собственному здоровью.
- Люди должны знать, что есть понятие экстренной помощи и неотложной помощи. На экстренный вызов «скорая» должна прибыть в течение 20 минут. По неотложному вызову время доезда ‑ до 2 часов, - разъясняет директор департамента здравоохранения Александр Кирюхин. - Неотложную помощь по новому законодательству оказывают также и участковые врачи. Сейчас мы организуем отделения неотложной помощи при поликлиниках, некоторые даже оснащаем машинами. Кроме этого три бригады планируется открыть на базе железнодорожной больницы.
Решающие
секунды
Экстренные вызовы ‑ это те, когда жизнь человека зависит только от быстроты вмешательства врача. 15 процентов всех вызовов ‑ экстренные. В 92 процентах случаев наши бригады «скорой» укладываются в определенный Минздравом норматив времени прибытия. Задача - добиться 100-процентного показателя, но и его достижение еще не гарантия, что человека удастся спасти. Случаи бывают разные.
Бывают трагические ошибки и у службы скорой помощи. Все они тщательно разбираются и анализируются. После случая в Гусь-Хрустальном, когда «скорая» несколько раз отказывалась ехать на вызов детей к раненой женщине, принимая звонки за детский розыгрыш, было возбуждено уголовное дело. В медучреждении одна проверка сменяла другую.
Но не всегда ситуации столь однозначны. Коллеги-журналисты повергли город в шок историей, как к больному ребенку «скорая» ехала 4 часа, а прибывшие медики неправильно подобрали лекарство. И в результате малыш оказался на грани жизни и смерти.
В департаменте проверили все изложенные факты. Версия врачей - другая. Данные системы ГЛОНАСС говорят: экипаж прибыл за час. При этом вызов не относился к экстренным. Лекарство и его дозу подобрали в соответствии с симптоматикой. А вот то, что у ребенка оказалась аллергия на препарат ‑ этого врачи знать не могли. И родители ребенка об этом тоже, видимо, не знали. Во всяком случае, медиков они не предупредили.
Как бы то ни было, жизнь ребенка оказалась под угрозой.
- Если бы мама знала, что у него аллергия, такого бы не произошло. Это, к слову, об ответственности граждан за свое здоровье. Многие ли вовремя проходят диспансеризацию? Знают состояние своей сердечно-сосудистой системы, уровень сахара? Выполняют ли предписания врача? Если бы все это было, многих трагедий можно было бы избежать, - уверен Кирюхин. - При современной фармакологии достаточно вовремя принять нужный препарат, чтобы купировать опасный приступ.
На что уходит
время
Многое зависит и от внимания родственников к детям и старикам. Порой «скорую» вызывают просто от одиночества. 89-летний дедушка вызывал бригаду медиков 135 раз за пять месяцев. Ему просто хотелось пообщаться. А у него есть дети и внуки, не живущие с ним - и, видимо, не общающиеся.
Этот случай не единственный. По ним медики намерены сотрудничать с департаментом социальной защиты, чтобы оказать помощь старикам, направив к нему соцработника или определив в социальное учреждение. В особо вопиющих ситуациях департамент здравоохранения готов привлекать прокуратуру, чтобы она давала юридическую оценку действиям детей, оставивших пожилых людей без присмотра.
Встречаются и «заботливые» отпрыски. Так, одна дама жаловалась вице-губернатору Михаилу Колкову на то, что к ее отцу «скорая» отказалась приехать на очередной вызов, ограничившись консультацией по телефону. Дама жаловалась из Египта, где она проживает. В отличие от работников «скорой помощи», несколько раз приезжавших к ее отцу и знающих, какая помощь ему нужна, женщина не видела отца несколько лет.
Есть и ложные вызовы ‑ по 8-10 ежедневно. Время, когда экипаж ехал по такому вызову, или к страдающим от одиночества, или к больному, который мог бы самостоятельно принять выписанное врачом лекарство, - это потерянные минуты, которых не хватило для спасения чей-то жизни.
Тем более что врачей на «скорой» не хватает: работа нервная и тяжелая. Во Владимире вместо нормативных 36 экипажей удалось сформировать лишь 15-16 бригад. Выходят из положения оргметодами. Создана педиатрическая бригада. Улучшается диспетчеризация: создается - сначала во Владимире, а потом и по районам ‑ диспетчерская экстренной госпитализации, чтобы больного врачи везли сразу в ту больницу, в которой есть места и профильные специалисты. Результат: снижение смертности от инфарктов миокарда и инсультов. Снижается и количество жалоб на «скорую». В 2014 году в управление ФС Росздравнадзора по Владимирской области поступило всего четыре обращения по работе «скорой».
- Ни руководство департамента, ни я лично не считаем, что «скорая» работает безупречно. Бывают и ошибки. Все обращения граждан разбираются досконально. Но если бы люди внимательнее относились к себе и своим близким, занимались своим здоровьем, взаимодействовали с врачами не только когда уже приходится вызывать «скорую помощь», то это пошло бы на пользу прежде всего самим гражданам, - считает Михаил Колков.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 11:00 Строители рассказали о сроках завершения реконструкции трассы до Суздаля
Журналисты «ВВ» ознакомились с ходом масштабного ремонта участка трассы Р-132 «Золотое кольцо» от Владимира до Суздаля. Успеют ли дорожники завершить основные работы к 1000-летию города-музея?
сегодня в 10:20 Участники акции «Сад памяти» высадили тысячи сеянцев ели в Кольчугинском районе
В эти майские дни уже по традиции в стране проходит Международная акция «Сад памяти», посвященная павшим в годы Великой Отечественной войны. Она посвящена также землякам, отдавшим свою жизнь в ходе специальной военной оп…