Вместе Никешины уже 16 лет. Живут душа в душу. Это тихое счастье они заслужили. У обоих непростые судьбы, оба - «дети войны».
Валерий Никешин родился во Владимире в 1941 году в семье, где было пятеро детей. Мать умерла через полгода после его рождения. Заботы о детях легли на плечи бабушки. Его, самого младшего, забрала к себе на воспитание тетка Нюша. В 1945-м с войны вернулся отец - больной, израненный. Прожил совсем недолго - скончался в 1947 году. Так Валерий в шесть лет остался круглым сиротой.
После окончания семилетки 16-летним подростком пошел работать на Владимирский тракторный завод в теплоцех. Потом отслужил срочную во Владивостоке, в войсках ПВО. Одно из оставшихся в памяти воспоминаний - жили на сопках, где стоял вечный туман. Солнце выходило очень редко - может быть, раз в три месяца...
- Вернулся из армии - ни кола ни двора, - рассказывает Валерий Дмитриевич. - И бабушка, и тетка умерли. Дом, где раньше жил, занял дядя со своей большой семьей. Приют нашел у сестры, хотя у нее к тому времени уже были муж и ребенок...
После женитьбы началась самостоятельная жизнь. Валерий вкалывал на стройке, чтобы заработать для семьи собственную квартиру. Через несколько лет дали однокомнатную, а двушку он получил уже как льготник после возвращения из Чернобыля.
В Чернобыль Никешин попал по повестке военкомата в июне 1986 года. Это был первый набор. Ликвидаторы обносили атомный реактор бетонными стенами, чтобы предотвратить дальнейшее радиационное заражение.
- Жили в палатках, спали на нарах. После каждой смены мылись, - вспоминает Валерий Дмитриевич. - Измеряли дозу облучения. Разные были показатели - я за два месяца набрал прилично - свыше 25 рентген. Тогда про эту невидимую угрозу особо распространяться не полагалось.
Домой Никешин вернулся больным. Начал терять память, путал слова, плохо разговаривал, кости ломило так, что хоть на стену лезь. Жена умерла в 1994 году. Оказалось, что она, любительница выпить, накопила большие долги за квартиру. Квартиру пришлось продать, а Валерий переселился в комнатушку в аварийном доме. Сестра для облегчения страданий время от времени сдавала его на лечение в «душевную» больницу.
Валерий пропадал, измотанный болезнями. В 1997 году ему дали I группу инвалидности, записав, что увечье получено при исполнении обязанностей военной службы и связано с аварией на ЧАЭС. По льготам он был приравнен к ветеранам войны. Льготы-льготами, но кто знает, сколько бы еще Валерий Дмитриевич смог сражаться за свою жизнь в одиночку? Нина Владимировна стала для Никешина спасением.
Она пришла в гости на юбилей к его сестре.
- Она мне сразу понравилась, - улыбаясь, говорит Валерий Дмитриевич. - Королева! Симпатичная, душевная, разговорчивая. Выяснилось, что в одной школе учились, только она на два года постарше. Было много общих знакомых и общих мест, куда мы ходили.
- Его тетя кулинаром работала в столовой на Гагарина с моей мамой, - добавляет Нина Владимировна. - Валера к тете ходил за коржиками, а я к маме - за щами.
Нина Владимировна - из рабочей дружной семьи. Сама всю жизнь трудилась - много лет работала полиграфистом. А вот с личной жизнью не везло. Первый муж пил и дрался, так что ей пришлось убежать от него с маленьким сыном, забрав только одежду и швейную машинку. Потом был еще один брак, от которого родился второй сын. После предательства мужа она опять осталась одна.
- После встречи стали думать, как дальше жить. У него комната с мышами, у меня - двое взрослых сыновей. Ничего, перебралась к нему, - рассказывает Нина Владимировна. - Пять лет жили на мою пенсию, а его откладывали на жилье. Не жаловались. Не зря говорят, что с милым и в шалаше рай.
Но райской жизнь Никешиных не назовешь. Все эти годы Нина Владимировна борется за жизнь и здоровье любимого человека.
- Массаж и растирания делаю ему постоянно. У него ноги больные, два пальца на стопе удалены, - говорит 78-летняя женщина, которую из-за энергичности и жизнерадостности и бабулей-то не назовешь. - Он ведь поначалу месяцами лежал - не вставал. Один раз не вставал с постели полгода, второй - девять месяцев. В последний раз думала, что и не встанет. Сколько слез пролила тайком... Ведь рак почек ставили! В госпиталь клали помирать - не отдала! Обошлось. Врачи говорят: «Чудеса! Анализы хорошие!»...
В 2002 году Валерию Никешину в торжественной обстановке вручили орден Мужества. Вместе с женой радовался, что после стольких лет его оценили. И с жильем вопрос решился. В 2004 году «молодоженам» предложили приобрести квартиру в строящемся доме в Радужном. Они отдали все накопленное, но денег не хватало. С кредитом помог председатель областной общественной организации «Союз Чернобыль» Юрий Чайковский.
- Когда мы вносили последний взнос, то выяснили, что переплатили, - вспоминает Нина Владимировна. - Так на эти деньги на радостях поехали в Питер. Валера очень любит читать и давно мечтал туда съездить. Мы были в Кронштадте, любовались Финским заливом, катались по Неве...
Сегодня Валерий Дмитриевич ходит по дому и даже прогуливается до магазина. Шутит, что теперь эти прогулки для него, как тренировочная стометровка. Но главное рядом - любимая женщина, верный друг.
- На двоих у нас сегодня девять правнуков. И мы ценим каждый день, прожитый вместе, - говорит Нина Владимировна, и Валерий Дмитриевич с ней согласен.
Они спасли друг друга. И не только от одиночества.
8 июля 2015 в 17:22
«Мы ценим каждый день, прожитый вместе»
Фото: автора
Валерий Дмитриевич и Нина Владимировна познакомились, когда им было по 60. Говорят, что спасли друг друга. И не только от одиночества.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
сегодня в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…