8 июля 2015 в 17:42

Пора идти на прорыв...

В 2014 году во Владимирской области инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций составили 75,6 млрд рублей. Это на 13 процентов больше, чем в 2013 году. В среднем последние 15 лет этот показатель у нас растет на 20 процентов ежегодно. То есть стабильность налицо, но нужен прорыв, уверены эксперты «ВВ».

Правильное решение по центрам импортозамещения
Завкафедрой государственного и муниципального управления Владимирского филиала РАНХиГС Валерий Кретинин объясняет:
- Для устойчивого развития надо привлекать инвестиции в размере не менее 30 процентов от ВВП или ВРП. Китай, например, привлекает до 40 процентов. Да, наш регион делает много для инновационного обновления, но надо - гораздо больше.
Ректор Владимирского института бизнеса Игорь Каверзин говорит:
- Планы по привлечению инвестиций в области все время приходится разделять на то, что есть, и на то, что хочется.
А хочется прорыва. Но - не залезая в долги и не разбазаривая ресурсы региона почем зря, «лишь бы инвесторов было больше». В итоге из-за жесткой конкуренции за инвесторов между субъектами РФ наша область иногда и проигрывает. Например, в истории с «Фольксвагеном», который ушел несколько лет назад в Калугу. Там концерну предложили инфраструктуру, построенную целиком за счет бюджета.
Но не факт, что мы тогда проиграли. Сейчас в автомобильной отрасли спад - со всеми вытекающими последствиями. Государственный долг Калужской области перевалил за
25 млрд, а у нас он - менее пяти миллиардов. В кризис это особенно важно ‑ жить без долгов, тем более если долги бы пришлось делать ради отрасли, впавшей в стагнацию.
Многие эксперты высшего уровня не раз отмечали - в нашей области адекватное и сбалансированное инвестиционное законодательство. И по налоговым льготам, и по участкам для значимых инвестпроектов. Прекрасное отношение властей к инвесторам.
- Но ценят это, - говорит Каверзин, - пока в основном иностранцы и госкорпорации. Именно от них идет основная доля инвестиций. Российский частный капитал больше осторожничает.
При этом он уверен: градация региона на территориальные центры импортозамещения ‑ разумный шаг. Власти во главе с губернатором не стали изобретать «нечто новое» с нуля, а решили опереться на отрасли, которые исторически развивались в регионе. То есть в наличии имеются наработки, опыт, человеческий капитал.
Кстати, говоря об инвестиционной привлекательности региона, завкафедрой менеджмента филиала РАНХиГС Роман Евстифеев отдал должное губернатору Светлане Орловой. Фонд развития гражданского общества уже девять раз составлял ежеквартальный рейтинг глав регионов. В восьми из них Орлова входит в десятку самых эффективных глав. Евстифеев поясняет:
- У нас иерархическая система власти. Все достижения и провалы концентрируются на первом лице. Поэтому вхождение в десятку лучших - большая оценка всей экономики региона.
Зависимость процентов
Завкафедрой финансов филиала РАНХиГС Татьяна Старикова подтверждает первенство иностранных инвесторов: наша область находится на
12-м месте в стране по инвестициям в целом, но по инвестициям иностранных компаний ‑ в пятерке лучших уже 15 лет. За этот период регион-33 в среднем прибавляет по темпам роста инвестиций 23 процента в год.
Хорошо, но мало.
- Особенно, - уверена она, - если учесть, что в пересчете на душу населения по инвестициям мы всего лишь на 17-м месте в стране. За 15 лет были и провалы, когда мы даже на 68-е место опускались. Но это не область сработала хуже, а конкуренты рванули.
Чего нам не хватало для прорыва - так по-настоящему огромных проектов, в том числе с господдержкой. Сегодня ими вполне могут стать строительство ВСМ Москва - Казань и сухой порт.
Старикова предлагает при этом не зацикливаться на том, на каком месте мы в рейтингах. Важно главное: инвестиции ‑ это новые рабочие места, рост налоговых поступлений, прибавка к ВРП. И вот у нас один из лучших в ЦФО показателей корреляции между инвестициями и ВРП. Идет практически прямое и быстрое влияние вложенных в экономику денег: если инвестиции растут на процент, ВРП подскакивает на пять:
- Сложилась инвестиционная жажда нашей социально-экономической системы, - говорит Старикова. - При этом область хорошо восприимчива к инвестициям. Но важно быть осторожными, так как большую роль играет качество инвестиций.
Что это - качество? Под ним эксперт подразумевает отложенный мультипликативный эффект. Речь ведь не только об экономических показателях. Развивающаяся экономика должна хорошо влиять и на занятость, на рост продолжительности жизни, на рождаемость. А у нас в регионе за упомянутые 15 лет были годы, когда вообще ни одного социального объекта в строй не вводилось.
Понятно, что на современном заводе у людей хорошие условия труда и белые зарплаты. У них и большая часть социальных проблем решается.
- Но, - замечает Евстифеев, - на эти заводы попадают не все. А рост налоговых отчислений в связи с каждым эффективным проектом обычные люди и вовсе могут на себе не почувствовать, потому что бюджет не всегда имеет возможность использовать полученные средства на то, что надо непосредственно людям.
И речь не столько о бюджете (качество его исполнения в регионе-33 все эксперты хвалят). Проблемой эксперты считают то, что инвестиции порой удалены непосредственно от населения:
- Люди трудно понимают связь. Что, мол, нам эти инвестиции? Надо разъяснять. Потому что сегодня идет разговор о будущем региона...
Все за удочками!
Эксперты настаивают: бюджету надо больше «инвестировать в инвестиции». Пока его львиная часть (до 80 процентов) уходит на социалку, грубо говоря - проедается. И вместо того, чтобы покупать удочки, мы платим за рыбу к ближайшему ужину. А съев, снова просим рыбу, потому что без удочек ничего не можем. Это путь в никуда.
А вот как сейчас в России с удочками. Доля импорта в станкостроении и электронике ‑ более 90 процентов. В тяжелом машиностроении, в фармацевтике, медицинской промышленности ‑ 60-80 процентов.
Декан факультета экономики филиала РАНХиГС Александр Миленький приводит характерные цифры: в мае Россия произвела всего 167 металлорежущих станков, 239 кузнечно-прессовых машин, 526 деревообрабатывающих станков. А в 70-е годы ХХ века эту номенклатуру клепали по 20 тысяч штук в месяц.
Но разве стране не нужны новые и высокопроизводительные средства производства? Еще как нужны! Больше половины оборудования в российском машиностроении уже отработало по 20-25 лет и подходит к износу. При выходе из строя 60 тысяч старых станков ежегодно им на замену страна сейчас может предоставить только 6-7 тысяч экземпляров!
Роман Евстифеев предложил взглянуть на Грецию:
- Греки бунтуют против скромного образа жизни, в котором наши люди давно живут. Мы-то давно ужались. И вот эта наша скромность - огромный ресурс для экономики. Важно правильно воспользоваться тем, что граждане согласны на такую ситуацию. Теперь задача властей - сделать так, чтобы приток инвестиций от промышленников пошел в правильном направлении.
Миленький с ним согласен, ведь не дело, когда социальный блок правительства все время просит денег, и в то же время Минфин предлагает экономить в расходах, не говоря, ради чего:
- Не министерства, а прямо лебедь, рак и щука, которые не хотят взглянуть на картину в целом, - удивляется он.
Картина в целом, уверены все эксперты, обязательно должна включать в себя НИОКРы (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). Евстифеев говорит, что государство это понимает: на гранты ученым по всей стране ежегодно уходят миллиарды. Но это, добавляет Старикова, инвестиции, от которых сложно, а иногда и невозможно получить доход. Да и задачи такой почему-то не ставится. В итоге пока в России показатели доходов от коммерциализации инноваций в 10 раз хуже доходов от удержания с зарплат заключенных.
- Поэтому, - делает вывод Старикова, - нужна не просто система распределения инвестиционных денег, а система с продуманным путем получения от них реального дохода.
Пока ее нет. Даже на примере вузов это понятно. По критериям Минобра преподавателя РАНХиГС признают эффективным, если он на научно-исследовательских работах заработал не менее 53 тысяч в год. Но сами преподаватели говорят: можно сделать НИР на 10 тысяч с эффектом в 10 миллиардов, а можно «ухлопать» 500 миллионов совершенно без толку. Но эффективным ученого сочтут лишь во втором случае.
Разве не странно?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Роман Евстифеев,
заведующий кафедрой менеджмента
Владимирского филиала РАНХиГС:
- Есть две модели инвестиционного поведения. В США государство ‑ мощный, но всего лишь один из игроков на инвестиционном поле. В Китае за любой инвестицией стоит государство. Мы пока между ними в переходном периоде. Понятно, что есть те, кому выгодно задержать его подольше. Но пока мы мечемся, происходит непонимание с обеих сторон: государства и предпринимателей. Нам надо определиться с моделью инвестирования.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
7 минут назад Опубликованы графики работы больниц и поликлиник Владимирской области в праздники
Министерство здравоохранения Владимирской области опубликовало график работы государственных лечебных учреждений в майские праздники. Так, стационар областной детской клинической больницы с 28 апреля по 1 мая и с 9 по 12…
20 минут назад Александр Авдеев прокомментировал переход Сергея Сидорина в администрацию Коврова
Вчера стало известно, что Сергей Сидорин, ранее занимавший пост министра экономического развития и промышленности региона, стал заместителем главы администрации Коврова. И вот сегодня губернатор Владимирской области Алек…