Сразу оговоримся - сама Беляева результат оценивает как нормальный. Потому что, во-первых, с прошлым годом его сравнивать нельзя - тогда, как мы помним, планку «двойки» опустили до минимального уровня, поэтому и число сдавших искусственно завысили. Во-вторых, экзамен по математике в этом году разделили на два уровня: базовый (общеобразовательный) и профильный (для тех, кому математика нужна для поступления в университет).
Из 4123 человек, сдававших профильную математику, «неуд» после двух попыток получили 45 человек. Средний балл в области составляет 44,4. Этот результат ниже среднего по РФ (49,56). Базовая математика не оценивалась по стобалльной шкале, за нее выставлялись традиционные «пятерки», «четверки» и т. д. Так вот, на «двойку» с учетом пересдачи обязательный экзамен написали 75 выпускников. Из 128 жителей области, не сумевших получить в этом году аттестат, 120 провалились на математике.
Ольга Беляева согласна - по этому предмету владимирские школьники слабее, чем по русскому, где средний областной балл ‑ 70,49. Причин тому, по версии Ольги Беляевой, несколько.
Прежде всего, это современные учебники, которые, по оценке директора департамента, уступают по детальности проработки аналогам времен СССР.
Виноваты также педагоги, которые дают алгоритм решения типовых задач, но не учат детей мыслить. Достаточно слегка изменить условие, чтобы поставить современного выпускника школы в тупик. А на ЕГЭ по математике профильного уровня как раз были задания, требующие нестандартного мышления.
- Дети сейчас не умеют интеллектуально трудиться. Не развита эта способность у них по сравнению со школьниками 1980-х, - сетует Беляева. В этой особенности развития нынешнего поколения учеников она винит современные технологии, чересчур облегчающие умственную деятельность человека.
Одна из главных причин массовых неудач владимирских выпускников, по мнению Ольги Беляевой, в том, что они пошли сдавать экзамен повышенной сложности, не будучи к нему готовыми. Так, в Гусь-Хрустальном районе нет ни одного класса с углубленным изучением математики, но выпускники решили попробовать свои силы, во многом надеясь на авось. Чиновников удивляет это опрометчивое решение, однако абитуриентов легко понять ‑ далеко не все из них гуманитарии, кто-то, может быть, хочет стать и инженером. И то, что во всем районе нет ни одной школы, где математика преподавалась бы на нужном для этого уровне, - их беда, а не вина.
Установить причины неудачи ‑ это полдела. А как будем подтягивать математику? По данным мониторинга, отставать от российских сверстников в этой дисциплине наши ребята начинают с начальной школы. При том, что мы в последнее время только и слышим, что российской экономике больше всего нужны «технари».
Беляева сообщила - она предложит учителям вернуться к практике устного счета, т.е. к арифметической разминке на уроках математики. Дедовские методы, как показывает практика, себя оправдывают. Например, блестящий результат по русскому языку Ольга Александровна объясняет возвращением экзаменационного сочинения, при подготовке к которому школьники осваивали предмет не зубрежкой, а на практике.
К августу департамент обещал выработать и выдать школам и другие методические рекомендации.
Абитуриентам будущего года, а также родителям нынешних школьников, конечно, важно узнать об уровне преподавания интересующих их предметов в учебных заведениях региона, чтобы результат ЕГЭ потом не стал неприятным сюрпризом. Однако Минобрнауки не рекомендовал использовать итоги ЕГЭ для составления рейтингов. В министерстве боятся, что педагоги начнут помогать ученикам на экзаменах, как это было несколько лет назад в Чечне. Впрочем, по официальной статистике департамента образования, можно сделать вывод, что успешнее всего сдают ЕГЭ ученики профильных классов.
Цифры
5417 человек сдавали ЕГЭ в этом году.
4 выпускника были удалены с экзамена за списывание.
1 ‑ за принесенный в аудиторию телефон.
По 7 предметам средний балл владимирцев выше общероссийских показателей. Наши школьники сильны в русском, литературе, географии, информатике, биологии, истории, химии.
128 человек, проваливших ЕГЭ, смогут пересдать его в сентябре и продолжить образование в колледжах.