Думали - бетон, оказался - картон
По программе «Жилье многодетным семьям» семье Оленевых выделили жилищную субсидию в 650 тысяч рублей. Но под строительство пришлось взять еще 680 тысяч рублей в кредит в банке. Еще Виктория Петровна планировала потратить и деньги материнского капитала.
- Второй год ждем, когда достроят наш дом, - сокрушается женщина. - Ключей у нас нет, а подрядчик исчез - до него не дозвониться.
«Новое аварийное жилье» - этот недавно появившийся термин как нельзя лучше подходит к новостройке Оленевых. У Виктории Петровны четверо детей: Максим, Саша, Настя, Полина. С мужем она в разводе, и детей ей приходится тянуть одной. Младшая 7-летняя дочка - инвалид, родилась с пороком сердца. В младенчестве ей делал операцию Лео Бокерия - и буквально спас жизнь малышки. Однако два года назад у Полины обнаружили опухоль головного мозга. Она ждет очереди на новую операцию в московской клинике. Девочке постоянно нужны поддерживающее лечение и лекарства. Не говоря о том, что жить она должна в нормальных условиях...
Старший сын Максим, 18-летний студент колледжа, в очередной раз обходя стройку, горестно замечает:
- Кто так строит! Какой-то косорукий это делал!
Со стороны дом выглядит бетонным. Но на самом деле, как в сказке про трех поросят, он из картона! Под листами картона наверху и по бокам - то ли войлок, то ли прессованная вата. Она рассыпается прямо в руках. Как потом сказал нам глава района Евгений Карпов, это обшивка из гринборда, экспериментального материала одного из кольчугинских предприятий. Только для дома Оленевых почему-то использовали некондицию.
- Нам обещали хороший дом из бруса, теплый, с горячей водой, отоплением. А построили сарай непонятно из какого материала, - добавляет Виктория Оленева. - Жить в нем невозможно!
Сейчас большая семья с ребенком-инвалидом ютится в небольшой квартире. В одной комнате - родители Виктории со взятой под опеку племянницей, в другой - она с четырьмя детьми.
Крыльца нет,
а пол бугром
В подобной ситуации еще семь семей. У всех - недоделки на объектах. На соседней улице Березовой окончания строительства своего дома никак не дождется Мария Ходжимуротова с тремя малолетними детьми.
- На дом пошли 504 тысячи рублей субсидии и собственные накопленные 150 тысяч. Фундамент и брус мы приобрели сами на деньги материнского капитала, - говорит многодетная мать. - По проекту в доме должны быть три комнаты, кухня, холодная и горячая вода.
Первый срок сдачи - 11 сентября 2014 года. Однако сроки постоянно сдвигались. Последний был назначен на декабрь. Застройщик Константин Романов, по словам Марии Ходжимуротовой, от нее прячется. Последний раз появился в марте, когда после дождей вода пошла в подвал.
Зайти в дом можно только маневрируя по доскам - крыльца нет. Не завершено и устройство фронтонов. Газовый котел повешен на облицованную пластиком стену, и подключать газ нельзя - пожароопасно. Нет вентиляции и гидроизоляции. Из полов сквозит (нет утепления), косяки отваливаются, пол идет неровным бугром. А свет можно включить, только найдя кнопку среди торчащих посреди коридора проводов.
Многодетная мама обращалась за помощью к главе Кольчугинского района Евгению Карпову. Он вызвал на объект инспекцию Гостройнадзора. В итоге Ходжимуротовой выдали акт осмотра, в котором указано 18 серьезных недоделок. Сейчас Мария с детьми живет в доме родителей в микрорайоне «Сахалин».
- Условия у нас не очень хорошие, горячей воды нет, - говорит она. - Дому 60 лет, недавно его задел пожар, так что теперь все мы - я с тремя детьми и родители - вынуждены тесниться в одной комнате. Хорошо сейчас лето, но осенью старший сын пойдет в первый класс, а учить уроки негде.
Решение проблемы - через суд
Глава Кольчугинского района Евгений Карпов рассказал, что в проекте по строительству жилья для многодетных семей участвовали четыре застройщика. Проект экспериментальный. 13 семей согласились в нем участвовать и получили субсидии из областного и районного бюджетов. Заключили договоры с подрядчиками и отказались от очереди на жилье. Часть самых дешевых домов строил ИП Романов.
- Первоначально проект предполагал, что у Оленевых дом будет из бруса, - рассказал Карпов. - Однако денег у семьи, видимо, не хватало, и глава семьи сама настояла на удешевлении сметы проекта в два раза. Похожая ситуация и с Ходжимуротовыми. Стоимость проекта была уменьшена с 1,1 млн до 620 тысяч рублей. К тому же застройщик попался недобросовестный, хотя администрация района рекомендовала семьям проверенного, хорошего застройщика - Владимирский ЛПК. Возможно, зря мы выдали бюджетные деньги на начальном этапе строительства. Надо было на завершение. Жалко людей, конечно. Мы им советовали обратиться в прокуратуру и суд, чтобы расторгнуть договор и вернуть деньги. Но они заявление почему-то не подают.
Мы нашли застройщика Константина Романова. Он признал:
- Брался я за строительство, чтобы получить прибыль. Знал бы, что все так обернется, - не взялся бы! Семь домов строил. Один доделал, еще у двоих собственников нет особых претензий. У этих двух семей все деньги - в домах. Недоделки ликвидировать я сейчас не в состоянии: нет ни денег, ни материалов. У заказчиков не хватило средств примерно на треть стройки - даже по минимальному расчету.
В этой ситуации вот на что надо обратить внимание: эти многодетные семьи сочли за благо при строительстве домов ограничиться почти исключительно деньгами бюджетной субсидии. Но вряд ли хороший добротный дом построишь за 620 тысяч. Общая практика - бюджетная субсидия не может превышать 35 процентов сметы. И, предположим, если бы к 500 тысячам субсидии семьи добавили бы свой миллион (с учетом 450 тысяч материнского капитала), им не пришлось бы заказывать избушки Ниф-Нифа.
«Теперь у каждого своя комната!»
А вот как бывает, когда люди прислушиваются к рекомендациям районной власти насчет застройщика. По соседству живут две многодетные семьи, для которых участие в проекте закончилось благополучно. Они отпраздновали новоселье и радуются хорошим условиям и собственному дому-мечте. Мы заглянули в гости наугад. Попали к семье Ахметшиных, с которыми по воле случая познакомились в ноябре прошлого года во время областной акции «Многодетная семья - забота общая» ко Дню матери.
У Натальи и Сергея Ахметшиных семеро детей. Младшему - четыре года.
- Мы поселились здесь в ноябре прошлого года. Раньше все жили в одной комнате, а теперь у каждого своя. На первом этаже - девочки, на втором - мальчики. Мы очень рады! - рассказала дочь Лиза.
- Довольны! Все сделано качественно, - добавила многодетная мама Наталья Ахметшина. - Подрядчик Андрей Чусовских оказался ответственным. В этом году приезжали строители: посмотреть, нет ли каких недочетов после зимы. Нашли кое-что, обещали исправить. Мы в курсе, что у соседей застройщик оказался непорядочным человеком. Все очень переживаем за эти семьи.
В тему
Татьяна Питиримова, заместитель председателя областной Общественной палаты, член региональной ревизионной комиссии ОНФ, президент благотворительного фонда «Мама»:
- Семьи ютятся у родственников. Деньги, которые они собирали по копеечке, пошли кому-то на обогащение. Такое безобразие без внимания оставлять нельзя. Нужно обращаться в прокуратуру, и в этом должны помочь местные власти.
Геннадий Прохорычев, уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области:
- Мы сталкиваемся с бессердечным, бессовестным, безответственным отношением взрослых к такому хорошему делу, как строительство жилья для многодетных семей. В итоге один подрядчик добросовестно выполнил все работы, а другой - смылся и обманул многодетные семьи. Считаю, здесь должен помочь глава района. Если заняться этим, то до конца года семьи въедут в дома.