21 июля 2015 в 16:55

Мы поле на дачи не меняем!

Из 960 тысяч га земель сельхозназначения (ЗСХ) во Владимирской области пригодны для посевов и сенокосов порядка 540 тысяч. Но по назначению используются лишь 59 процентов. Остальное фактически пропадает: 130 тысяч га не обрабатывается от 2 до 10 лет, еще 110 тысяч га ‑ более 10 лет. Эти цифры озвучила вице-губернатор АВО, директор департамента имущественных и земельных отношений Елена Мазанько.

А вице-губернатор по сельскому хозяйству Роман Русанов добавил: в отдельных районах пашня занимает по 70-80 процентов ЗСХ, но есть и такие, где обрабатывается всего около 30 процентов: Судогодский, Киржачский, Александровский районы.

Чтобы вернуть запущенную землю к плодородному состоянию, нужны время, серьезные усилия и большие деньги. Это всем известно. Почему же тогда ситуация не беспокоит собственников этих необрабатываемых участков? А потому что они чаще всего и не планируют их обрабатывать. Не для того покупали они участки по 2,6 рубля в среднем за квадратный метр! А есть и те, что приобрели участки по десятке за гектар.

Главная цель таких сделок ‑ после перевода земли в другую категорию (например, под жилищное строительство) продать уже рублей по 500 за «квадрат» под дома и дачи. Именно для этого некоторые современные латифундисты идут и на выборы глав поселковых администраций - чтобы потом самим себе или своим родственникам и друзьям без проблем оформить все «как надо» и хорошо заработать.

Но, судя по всему, этой «лафе» приходит конец. АВО не намерена смотреть сквозь пальцы на уничтожение плодородных земель. Елена Мазанько говорит, что ДИЗО, как правило, не согласовывает генпланы муниципалитетов, если они включают земли сельхозназначения в границы населенных пунктов. Это не значит, что эта земля неприкасаемая. Но чтобы к ней «прикоснуться», должно быть «железное обоснование». Например, возведение нового завода. К активно развивающемуся Ковровскому району в этой связи никаких претензий. В Коврове промышленность развивается, есть целесообразность. Но вот о «примосковских» районах Мазанько говорит так:

- Когда мы смотрим Киржачский, Петушинский, Александровский районы ‑ там автоматом все включают в черту населенных пунктов. Зачем? А там дачное строительство - и отсюда все беды...

Но больше превращать поля в дачные поселки не позволят. Елена Мазанько говорит:

- Ведем и будем вести жесточайшую борьбу.

Благо, с федеральными ведомствами: с Росреестром и с Россельхознадзором ‑ в этом смысле полное взаимопонимание. Прокуратура, налоговая, Следственный комитет тоже помогают разобраться, чего в действиях чиновников на местах больше: некомпетентности или умысла.

- Если бы еще к федеральному контролю муниципалитеты подключились ‑ цены бы нам всем не было, - считает руководитель регионального управления Россельхознадзора Владимир Нагорный. - Сельской земле не хватает муниципального контроля.

С этим согласен и руководитель регионального управления Росреестра:

- Муниципального контроля за землей в регионе фактически нет.

А Мазанько негодует по поводу 20-процентного снижения и без того куцего количества муниципальных проверок по использованию земли. Лишь несколько районов в этом смысле демонстрируют положительную динамику.

- Комиссиям надо, - считает Нагорный, - не к бабушкам на их крохотные огороды ходить, а следить за землей, которая «гуляет» и которую надо вводить в оборот.

То есть речь как раз о той земле, которую кто-то оформил в собственность и не обрабатывает ‑ ждет оказии на продажу. С такими надо разбираться: штрафовать (штрафы высокие), побуждать сдавать в аренду или продавать эффективным собственникам. В крайнем случае - изымать землю (закон это позволяет, если ее три года не обрабатывали).

В прошлом году, кстати, шесть участков по таким основаниям изъяли. Пока не продали. Но примечательно, что собственники тут не пострадают: когда эту землю продадут, им отдадут деньги ‑ все, за вычетом накладных расходов.

Мазанько считает это неправильной ситуацией. Если человек за 10 лет бездействия превратил плодородные гектары в буреломы, где кроме борщевика ничего не растет, он должен понести расходы на реанимацию этой земли, чтобы ее можно было использовать по назначению. Не на бюджет же во всем рассчитывать! Но пока закон ответственности собственника в такой форме не предусматривает. Вице-губернатор говорит, что в АВО всерьез думают о разработке соответствующей законодательной инициативы.

- С этой мерой, а также, если люди будут знать, что им не позволят сменить категорию, тенденция последних лет прекратится, - говорит Мазанько. - Земли сельхозназначения ‑ ресурс, охраняемый государством.

Прямая речь

Елена Мазанько, вице-губернатор АВО, директор департамента имущественных и земельных отношений:

- Мы договорились с кадастром ‑ как приходят к ним с постановлением главы, пусть отправляют документы на экспертизу в прокуратуру. Прокуратура по прошлому году несколько таких постановлений отменила. Потому что это незаконные действия. Нельзя менять вид разрешенного использования земли сельхозназначения на основе градостроительной документации. Раз и навсегда пусть все запомнят: этого в области не будет!

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
12 минут назад Во Владимирской области идет Всемирная неделя иммунизации населения
Каждый год в последнюю неделю апреля проходит Всемирная неделя иммунизации. В эти дни активно выступают эпидемиологи и инфекционисты, объясняют, насколько важны прививки для сохранения здоровья людей всех возрастов: от г…
38 минут назад Во Владимирской области вновь активизировались дистанционные мошенники
Житель Коврова, желая получить компенсационную выплату за ранее приобретенный товар, перевел мошенникам почти 6 млн рублей, а жительница Кольчугина, намереваясь приобрести автомобиль «Фольцваген джетта», перевела преступ…