...Как рассказала мне знакомая парикмахер, в этом году накануне школьных выпускных происходило что-то невообразимое. Несколько девчонок, записавшихся в салон делать праздничные прически к выпускному, не пришли. Парикмахеру объяснили их мамы - прически не понадобились. Девчонки провалили ЕГЭ, остались без аттестата, а значит, и без выпускного...
Недавно итоги экзаменов у нас комментировали чиновники от образования. Сегодня - те, кто непосредственно «варился» в процессе подготовки и сдачи.
Мнение учителей
Маргарита Москаленко, учитель математики школы № 16 г. Владимира:
- Во-первых, многие учащиеся 10-х и 11-х классов не прилагают особых усилий в изучении математики, как, впрочем, и в изучении других предметов. Отношение к учебе несерьезное.
Во-вторых, количество школьных часов на математику уменьшают чуть ли не с каждым годом. Как учителям успеть вложить в головы ребят огромный объем материала?
Но все равно: не набрать минимального балла по базовому уровню - это, я считаю, стыдно!
Результат работ профильного уровня низок, потому что 80 процентов выпускников выбрали этот вариант испытаний, не подумав. А ведь задания сложные, и нужно очень серьезно заниматься, чтобы получить балл для положительной оценки. Здесь для успеха учиться нужно по программе профильных математических классов, а таких у нас в школах области раз-два и обчелся. Потому и результаты такие. К сожалению, знаю и такие случаи, когда хорошие дети, вроде бы и занимались старательно, но получить высокий балл на экзамене, необходимый для поступления в вуз, не смогли из-за сильного стресса.
Ирина Малыгина, учитель истории и обществознания Бавленской средней школы, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»:
- Слабые результаты по обществознанию можно объяснить тем, что в части «А» внесены существенные усложнения 5-7 заданий. Правильным будет не один вариант ответа, а несколько. Ребята могли срезаться на этом. Да, в демоверсии эта возможность была указана, это не секрет. Но для детей подобное - зыбкое поле.
К счастью, мои ученики обществознание сдали хорошо. Мы с ними отработали вариативность ответов. А вот историю - слабовато, это меня, конечно, расстроило! Существенно ниже и средний балл по области. Здесь одно объяснение: ребят «стукнули» плохие результаты по математике, объявленные накануне. Для многих ЕГЭ по математике оказался сложным. У меня один мальчик, набравший хорошее количество баллов по истории, два раза сдавал математику, но так и не сдал. И возможности поступить куда-то у него нет. Это настоящая беда.
Мнение методистов
Елена Антонова, зампредседателя предметной комиссии по математике, завкафедрой естественно-математического образования ВИРО:
- Математика - сложный предмет. Освоить ее на хорошем уровне не всем дано. В этом году была апробирована новая модель ЕГЭ - двухуровневая, а постоянные изменения ничего хорошего не приносят. Учителей мы выучили, но психолого-педагогической поддержки, тренингов выпускникам не хватило.
Главная же проблема в том, что учителя заставили сдавать профильный уровень практически всех учеников! Но разве троечнику это преодолеть? Задания рассчитаны на тех, кто хорошо учится. Причем больше для учеников профильных математических школ, которых у нас в области почти нет. Дополнительных часов на точные науки также не выделяется, особенно если завуч школы - не математик. О каком высоком качестве может идти речь? Результат плачевный - 20,5% ребят получили двойки. После пересдачи двоечниками остались 120 человек. Общий результат по сравнению со средним по России низковат.
Есть регионы, к примеру Ивановская и Ярославская области, где не только двоек, но и троек по математике почти нет. Такой плохой результат у нас второй раз - обычно мы оказывались на среднем по России уровне.
Оксана Корочина, методист ВИРО, учитель математики:
- Вся система подготовки к ЕГЭ по математике в этом году была провалена. Вины учителей нет. Все получилось из-за неразберихи. Ведь только в конце апреля пришли объяснения о том, что можно выбрать и базовый, и профильный уровень. И что можно пересдать. В то же время до 1 февраля дети должны были определить, какой уровень они будут сдавать. В растерянности оказались и учителя, и ученики. Многие на всякий случай выбрали и базовый, и профильный уровень. А отказаться уже было нельзя.
Неправильным считаю и подсчет двоек. Надо исходить из того, получит выпускник аттестат или нет. К примеру, он сдал базовый уровень, а по профильному испытанию получил двойку. Но аттестат-то он получит! 120 двоечников из 5 тысяч - это всего 2 процента.
И нельзя сравнивать результаты ЕГЭ по русскому языку и математике. Минимальный балл для удовлетворительной оценки в этом году для математики (которую всегда слабее сдавали) повысили до 27, а для русского языка - понизили до 24.
Кроме того, по математике убрали одну легкую задачу из части «А», а в часть «С» добавили сложную задачу, которую невозможно посчитать без калькулятора! Это тоже повлияло на результат.
В моем классе две двойки. Одна девочка хорошо училась, из-за нервного стресса переволновалась так, что ничего не помнила. Позже пересдала ЕГЭ на четверку. Второй ученик, который слабо учился, несмотря на все предостережения, выбрал профильный уровень, провалился и остался без аттестата.
Условия сдачи ужесточают. Детей запугивают. Заставляют проходить к пункту сдачи чуть ли не в наручниках! Вроде школу окончили, должна быть праздничная обстановка. А тут вас проводят через рамки «миноискателя» и даже на унитазе проверяют наличие шпаргалок. Тут у любого взрослого нервы сдадут!
Мнение выпускников
Дмитрий Смирнов, средняя школа № 16, г. Владимир:
- Когда вышел из аудитории после ЕГЭ, то переживал, не перепутал ли я чего-нибудь в оформлении бланка. На одну клетку сместишь запись - и ответы компьютер оценит по минимальному баллу. У моего друга так и произошло. При апелляции, кстати, пересмотр части «А» не рассматривается.
Задания были в основном решаемые. Но к некоторым не знал, с какой стороны подойти - очень сложные.
Я учился в общеобразовательном классе. Поскольку собирался поступать на специальность «информационные технологии», то начиная с сентября дополнительно занимался по математике с репетитором. Сдавая базовый уровень, набрал 19 баллов из 20 возможных. По профилю получил свои 55 баллов на «четверку», поэтому подал документы в вуз на ту специальность, куда хотел, на бюджет. В нашей школе из 45 ребят не сдали профильный уровень четверо, однако базовый одолели все, все получили аттестаты.
Александр К.:
- Многие ребята сильно волновались. Задания были решаемы. Но мешали нервы, невнимательность. 27 баллов, нужные для минимума, могли все набрать. Но у каждого при сдаче свое личное срабатывает. Я четыре задания перепутал из-за волнения. Где цифры местами поменял, где решил задание, а ответ промежуточный записал, где поставил минус вместо плюса... В итоге набрал баллов на «тройку». Хотя и занимался с репетитором, и в целом оценки для аттестата подтянул. Но много и лентяйничал. Поступать теперь могу только на платное обучение. Уже подал заявление на контрактную форму, а на лето устроился работать.