Сначала в редакцию позвонили фельдшеры. Благодарили:
- Наконец-то о нашей работе рассказали честно. А то обычно только ругают, не разобравшись…
А главный герой репортажа доктор Ашаев мрачно пошутил:
- Чувствую, что после этой публикации кого-то из нас уволят.
Однако он сказал «ВВ», что ничуть не жалеет о своем выступлении на страницах газеты. Говорит, что все то же самое писал своему начальству на пяти листах. Но отклика не нашел даже во Врачебной палате.
- Если бы у Врачебной палаты была заинтересованность в изменении ситуации, мне бы не пришлось давать это интервью, - сказал реаниматолог.
Департамент здравоохранения ожидаемо был недоволен публикацией. Но, к его чести, все же дал подробный комментарий по сути высказанных в репортаже претензий к организации службы «Скорой помощи».
- В целом доктор Ашаев определил проблемы правильно, - признал директор облздрава Александр Кирюхин, который и сам на заре своей карьеры работал на «скорой». Александр Викторович не пожалел часа своего времени, чтобы разъяснить «ВВ» природу странных с точки зрения рядового гражданина явлений во владимирской медицине и путей решения обозначенных в репортаже проблем.
Итак, по пунктам.
Первое: Кирюхин согласен, что бригад во Владимире не хватает. Он поставил цель увеличить их количество хотя бы до 25 от нынешних 16. А пока город движется к этой цели, департамент будет обучать оказанию первой медицинской помощи медиков всех специальностей, в т.ч. и чиновников от здравоохранения. Они все это когда-то проходили, но реально навыками владеют немногие. Теперь же все - от врачей-терапевтов до сотрудников департамента - пройдут переподготовку на современных манекенах и получат по саквояжу со средствами первой помощи, чтобы при случае могли заменить коллег со «скорой». Такая вот взаимовыручка в условиях дефицита кадров.
Второе: подъезд к больнице «Скорой помощи». Бетонные блоки на въезде появились для того, чтобы посетители больницы и те, кто привез туда больных на своем транспорте, не оставляли на дороге машины. Логика из серии «так не доставайся же ты никому». Кирюхин изложил план действий. В нем: строительство парковки для посетителей и запрет въезда на территорию больницы. Помимо знаков обещают поставить еще и видеокамеры, чтобы вычислять и наказывать нарушителей. Когда на территории «Красного креста» будет наведен порядок с транспортом, бетонные блоки с дороги уберут, пообещал Кирюхин. Главное, чтобы коллапса не случилось до того, как этот замысел будет реализован.
Третье: иные факторы, замедляющие работу «скорой», - всевозможные препятствия во дворах. Кирюхин и сам негодует. Эти «факторы» - предмет вечных разбирательств с администрацией города, которая почему-то дает добро жителям на эти сомнительные инсталляции. В тот день, когда вышел наш репортаж, появилось сообщение о новых металлических воротах, перекрывающих проезд в Перекопский городок от Дворца пионеров.
- Это потеря 15 минут, - сетует Кирюхин, который, по его словам, регулярно пишет письма протеста в мэрию и ГИБДД. Но Владимир упорно продолжают застраивать с губительной для жителей плотностью - вместо того чтобы озаботиться удобными проездами и местами для парковок. Александр Викторович сообщил, что поручил врачам «скорой помощи» фотографировать «узкие места», чтобы иметь на руках больше аргументов в диалоге с отцами города.
Четвертое: это приказ по госпитализации, названный доктором Ашаевым «неадекватным». В распределении пациентов по больницам в зависимости от числа на календаре, а не от места взятия, оказывается, есть своя логика. Глава департамента объяснил, что в городе не хватает специалистов, чтобы обеспечить круглосуточное дежурство. Поэтому больницы и делят эту обязанность между собой: полмесяца дежурит одна, полмесяца ‑ другая. Впрочем, Кирюхин сказал, что от практики катать больных через весь город могут и отказаться, если она себя не оправдает. Пока решено посмотреть, как это работает в масштабах городской системы здравоохранения.
Что касается строительства настоящей больницы «Скорой помощи», то этого директор облздрава не видит даже в отдаленной перспективе. Нет средств. Стоит такой объект больше миллиарда. Будут строить поликлиники: в Веризине, Пиганове, в 8-ЮЗ, стационар в районе совхоза «Вышка», подстанцию «Скорой помощи» на Нижней Дуброве на 10 бригад.
Врачам же «скорой», которым сложно определить диагноз, Кирюхин советует повышать квалификацию. По его данным, за последние полгода из больницы в больницу на «скорой» возили не больше 10 человек. Видимо, так совпало, что два из этих случаев пришлись как раз на час пребывания нашего корреспондента в диспетчерской.
Тем не менее директор обл-здрава согласен, что бывают сложные с точки зрения диагностики случаи. В помощь врачам и для удобства пациентов в больницах стали открывать отделения «Скорой помощи», где можно оставить больных под наблюдением на срок от нескольких часов до нескольких дней. Об этом, кстати, одобрительно высказывался и доктор Ашаев.
Пятое: приемные отделения. Это и для Кирюхина больной вопрос. Он, конечно, носилки сам не пробует закатывать, но, бывая в больницах, первым делом осматривает приемные отделения и прикидывает, удобно ли они устроены. А устроены они…
Кирюхин прокомментировал и факт, наповал сразивший всю нашу редакцию: машины «скорой» не влезают под козырьки наших новых больниц. Как выяснилось, строились они по проектам тех времен, когда «скорые» были еще уазиками-«буханками». Современные, более высокие машины, в том числе и реанимационный «Фиат» Ашаева, под козырьки больничных новостроек въехать не могут. С этим пока ничего не поделаешь.
В пятой горбольнице в 2016 году грядет масштабная реконструкция всего приемного покоя, а вместе с ним - и пандуса, по которому закатить каталку с больным, по выражению Ашаева, может только Шварценеггер. Так что больным и работникам «скорой» предстоит мучиться еще год. Нам непонятно, почему нельзя сделать нормальный пандус раньше.
Шестое: техническое оснащение машин «скорой». По словам Кирюхина, машины класса «А», годные только для транспортировки больных, департамент закупать перестал с 2013 года.
- Учитывая, что «скорая помощь» становится более фельдшерской по факту, мы закупили пополам класс «С» и класс «В». У нас сегодня пять машин реанимационного класса «С» и 10 - фельдшерского класса «В», - сообщил директор облздрава. - Более того, область приобрела реанимационный вертолет.
Рюкзаки с оборудованием, как у Ашаева, тоже закупили в количестве 30 штук. Раздали бригадам. Аппаратура в них, правда, дешевле и, по словам реаниматолога, менее надежная и долговечная. Однако Кирюхин утверждает, что она вполне пригодна для использования в городе. Главное, чтобы медики научились с ней работать.
- А доктора Ашаева я могу только поддержать в его стремлении к использованию передовых технологий, оснастив его и других врачей последними техническими новинками, - заявил директор департамента. ‑ Ашаев у нас ‑ неформальный лидер. И дай бог, чтобы такие врачи у нас работали. Будь их десяток, мы могли бы быть спокойны.
За подготовку кадров в департаменте собираются взяться всерьез: открывают учебные классы на станции «Скорой», в медучилище и больницах, чтобы проблемы решать по-суворовски: не числом, а умением.