С байдарочников много не возьмешь
Первыми выступили чиновники. Начальник управления культуры мэрии представила семь туристических маршрутов, разработанных муниципальным «Центром развития туризма Вязниковского района».
Проект «Уездный город» - обзорная экскурсия с посещением местных музеев и храмов. Отдельно - проекты «Фатьяновский праздник» и «Мстерский базар». Еще два маршрута связаны с народными художественными промыслами. Шестой проект - паломнический, под условным названием «По святым местам». И, наконец, маршрут для байдарочников «По янтарной реке» - по реке Лух.
Казалось бы, целых семь идей. А на деле?
Начнем с последнего, байдарочного. Сплав по Луху в направлении Флорищи-Гороховец существует как минимум со времен Визбора. Ходили по речке, ходят и будут ходить. Но при чем тут коммерция? Деньги байдарочники в Вязниках тратить не собираются. Не за тем они рюкзаки таскают. А ведь цель - найти «фишку» развития не просто туризма, а туризма, способного привнести в бюджет лишнюю копеечку. Очевидно, что байдарочников лучше оставить в покое и не гневить небеса, занося маршрут по Луху в список коммерческих перспектив. Если бы спросить самих байдарочников, они бы, скорее всего, ответили: «Организуйте автобусные маршруты со стоянкой на берегу». Вот на этом компании-перевозчики могли бы заработать. Ведь к Гороховцу сплавляются вниз по реке, а обратно добираются в основном на электричках. А это не всегда удобно с учетом рюкзаков.
Вместо этого говорили о ярмарках народных промыслов вдоль берегов. Вот туристы-то обрадуются! Они ищут уединения, и тут на Лухе будет самое многолюдное уединенное место в области! Поэтому по здравому разумению собравшиеся поняли, что с водных туристов много не поимеешь. Маршрут «По янтарной реке» признали неприоритетным.
«Уездный город» может спать спокойно
Правда в том, что сам Фатьяновский праздник, как бы ни был он хорош и популярен, «погоды» казне не сделает. Он только раз в году. Нынешний, 42-й по счету, фестиваль при поддержке губернатора Светланы Орловой прошел на нескольких площадках и был растянут во времени на три дня. Но этот проект возможен только в день концерта «На солнечной поляночке» непосредственно на этой поляночке. В городе нет туристической инфраструктуры. Можно ли звать 5 тысяч туристов на три дня, когда в районе (это и Вязники, и Мстера, и Никологоры вместе) менее 200 мест в гостиницах? И ведь речь идет главным образом об общежитиях и прочих «домах колхозников»... Кто захочет ночевать в номере с одним туалетом на этаж? Или вязниковцы свято верят, что еда в их единственном более или менее приличном ресторане придется по нраву гостям, повидавшим и европы, и азии с америками, и приличные российские города? Тут заносчивое: «Ишь, набаловались, и так сойдет!» недопустимо. Или будет, как в европах, или не будет никак. А у тех, кто даже в Турции не был, тем более нет денег на вязниковский ресторан.
Рестораторов можно понять. Откуда им взять навыки сервиса, когда опыта работы даже во владимирском темпе у них никогда не было? Сам факт прихода человека в кафе у официантов вызывает культурный шок. Местным рестораторам стоит напомнить: клиент за свои деньги хочет к себе уважения. Да, поначалу это непривычно. Но только в этом случае есть шансы на выживание. Об этом и сказал Зинин. А вот реакция рестораторов (систему характеризует не наличие ошибок, а реакция на них):
- Вы от нас так требуете, будто на подступах к Вязникам уже колонны автобусов с туристами стоят… А нам сегодня денег на оплату ЖКХ не хватает!
У меня на языке вертелось: если нет денег, переквалифицируйтесь в управдомы. Да, колонн автобусов у Вязников нет. Но и не будет, если не почешетесь. А если будут, то и без вязниковских кормильцев найдутся желающие открыть ресторан: из Владимира, Нижнего, Москвы. Раскрутятся за несколько месяцев. И мэрия пустит чужаков как миленькая. Ей главное - налоги в бюджет, а не местечковая богадельня...
Определять приоритеты
Огромная преграда не только для развития туризма, но и вообще для развития - состояние дорог. По нынешним дорогам в Вязники никто, кроме байдарочников, ехать не хочет. Наверное, властям стоит, как полководцу перед битвой, склониться над картой района и начертать на ней красным туристические маршруты. Возможно, в ущерб иным направлениям. Да, это может вызвать у кого-то протест. Но если туристические тропы превратятся в гладкие маршруты, а туристы наполнят местный бюджет, это позволит в перспективе ремонтировать и строить заново все остальные дороги.
Маршрут «Мстерский базар» - это посещение ярмарки-распродажи продукции местных промыслов. Даже вязниковцы поняли: пока что миссия невыполнима. Во-первых, эксклюзивной продукции мало. Из раскрученной - только лен да лаковая миниатюра. Остальное – китч а ля «матрешка-балалайка». Ну, еще лозоплетение и глиняная утварь. Допустим, с мастер-классами. Но где? Под открытым небом? У нас не Италия. У нас холодно и дожди. Чтобы выставка приносила доход, нужен экспоцентр под крышей. Ларьки у дорог не в счёт. Это не возбраняется, но на турпродукт не тянет.
«Мы налоги платим, что вы еще
от нас хотите?»
Любопытна позиция местного совета директоров. Реплика, вынесенная в подзаголовок, принадлежит его председателю Александру Фролову. Так он встретил предложение Зинина помочь рублем в преобразовании района.
Но если разобраться, зачем еще нужен СД? Платит каждый завод налоги отдельно - и слава Богу. И не морочьтесь тем, что в Вязниках есть СД. Кстати, учитывая буйно цветущие в Вязниках серо-черные зарплатные схемы, даже неловко говорить о любви к малой родине со стороны вязниковского бизнеса.
Есть в районе предприятие «Мстерский ювелир». Серебряная посуда с золотым напылением, эмаль-финифть, все дела... Ручная работа, эксклюзив. Было бы интересно съездить посмотреть, как работают ювелиры. Купить уникальную стопку, ложку «на зубок», а то и сервиз. Интерес мог бы быть - и именно у туристов состоятельных, у тех, какие казне больше всего и нужны. Но этого не надо директору фабрики. Слишком сложно. Ювелирное производство, мол, режимное. Фабрика выглядит непрезентабельно. Да и вряд ли туристы повезут с собой крупные суммы (иной сервиз - по цене авто эконом-класса).
А отчего при таких-то ценах фабрика непрезентабельна? Или зарплаты у работников, как в De Beers? Ой ли. Заводу более 85 лет, 25 из которых он работает в условиях рынка. Да, рынок заставил сжать производство. Но прибыль-то есть. Так почему серебряных дел мастера до сих пор ютятся в каптерках? И откуда такая любовь к кэшу? Тут о банковских картах не слышали? Договориться с банком и поставить банкомат не судьба? Словом, аргумент про туристов без наличности - какой-то детский.
Вязникам
поможет чудо?
Итогом совещания стало - никогда не догадаетесь - предложение «продолжить диалог». Ну да, а че бы еще лет пять не потрындеть...
Еще решено понемногу по мере сил продвигать все направления и по возможности кооперироваться с Суздалем и соседними районами: Муромским и Ковровским. Возможно, дать Вязники «в нагрузку» к маршрутам «Золотого кольца». Возможно, так Вязникам удастся нащупать свой неподражаемый турпродукт. Но для этого местным властям требуются олимпийское спокойствие и железная воля к победе над стереотипами. И, разумеется, первоначальная финансовая поддержка.
Платит тот, кто заказывает. Если есть социальный заказ (или запрос) на развитие туризма, кто-то должен запустить механизм. Однако законы экономики суровы - поддерживать имеет смысл то, что имеет шанс к развитию. У кого он есть?
Из всех озвученных на совещании идей лично мне понравилось паломническое направление. И дело не в набожности, а в прагматике. Паломники, в отличие от коммерческих туристов, готовы ехать и даже идти пешком по любой дороге. Главное для них не сервис и комфорт, а достойный объект для поклонения: мощи, чудотворная икона или святой источник. Довольно часто среди паломников встречаются весьма состоятельные люди. И если грамотно организовать процесс, довольно быстро к религиозным паломникам присоединяются «обычные» туристы. И город расцветает. Пример - Дивеево.
Есть в черте Вязников небольшой, но уютный и ухоженный Свято-Благовещенский женский монастырь. 15 лет как храмовый комплекс передан РПЦ, и за эти годы сестрам удалось добиться куда больших успехов в деле благоустройства, чем ювелирам из Мстеры. И снаружи, и внутри строения восстановлены, действует колокольня, на которую с благословения игуменьи можно подняться и позвонить в колокола.
Но даже не это главное. В монастыре есть «фишка» - чудотворная икона. Икона замироточила в прошлом году. Это научный факт, природу которого сейчас исследуют эксперты. Но ничто не мешает факту одновременно стать и маркетинговым ходом. В монастырь уже тянутся паломники из Владимирской, Нижегородской, Московской областей...
О монастыре и иконе рассказала настоятельница монастыря игуменья Серафима (Старых). Ее рассказ встретили одобрительно, но сдержанно. А вот меня история с чудом заинтересовала. Я подошла к матушке. Она не только рассказала, но и показала монастырь, пригласила на индивидуальную экскурсию. Подробнее о «вязниковском чуде» - в ближайших номерах «ВВ»