Мы все давно как-то свыклись с той легкостью, с которой нынешние тинэйджеры эксплуатируют название «Молодая гвардия». Но согласимся: общественная активность нынешних «молодогвардейцев» при поддержке властей - штука вряд ли столь же рискованная, как комсомольская подпольная деятельность в оккупированном врагами Краснодоне.
Ума не приложу, зачем Максиму Гусеву понадобилось называть свой проект «партизанским»? Для еще большего сходства с краснодонскими молодогвардейцами? Или для того, чтобы ярче показать грантодателю, насколько его деятельность опасна и трудна? Конечно, для здравого человека все это смешно, но почему никто из взрослых не сказал Максу, что сравнивать себя с Олегом Кошевым и безжалостное гестапо с жадными отечественными торгашами как минимум неловко.
Не было бы вопросов, если бы Гусев или кто другой придумали ход, который в принципе помешал бы сетям торговать просрочкой. Тут не 100 тысяч - 100 миллионов не жалко. Сейчас же на грантовые 100 тысяч «партизаны» будут печатать «яркие, трудно отклеивающиеся стикеры с надписью «Просроченный товар» и раздавать их молодежи в комплекте с «Памяткой борцу за права потребителей».
Подпольщики Краснодона, оставшись без связи с Большой землей, писали прокламации от руки и расклеивали их по ночному городу, рискуя нарваться на немецкий патруль. Сейчас подвиг свершить проще: шлепнул стикером на витрину или товар - и герой! Убил врага. Расстрелял врага три раза подряд за сараем не насмерть...
Гусев хвастается: мол, его метод борьбы с недобросовестными сетями, быстр и эффективен. Он не требует обращения с жалобами к продавцам или в Роспотребнадзор. То есть, строго говоря, это внесудебное действие. А еще строже - хулиганка, порча чужого имущества и самоуправство. Деяния в рамках КоАП и УК.
Внесудебные методы решения общественных проблем часто практиковали хунвейбины. Нарешали так, что через какое-то время сам Мао прикрыл лавочку - в том числе и потому, что внесудебные методы всегда идут рука об руку с коррупцией. Когда в твоих руках некая дубина, всегда есть соблазн крушить ею в своих личных интересах. Никто ведь не может гарантировать, что владельцы какой-нибудь условной «Семерочки» убедительно не попросят «молодогвардейцев» клеить свои стикеры исключительно на витринах своих конкурентов.
Но где в этой схеме Роспотребнадзор? И зачем нам его содержать?