От редактора:
Нарушая все писаные и неписанные нормы, я начну этот материал со своего комментария. Среди журналистов считается неприличным пользоваться своим статусом. А Василий Алексеевич Чешук - родной дед Полины Артюх. Но я без колебаний дал ей задание писать материал, когда узнал об этой истории.
Полина проявила себя настоящим профессионалом. Она не стала втихую козырять своим служебным удостоверением, не пошла решать сугубо свои семейные проблемы, а для остальных - хоть трава не расти. Она увидела в частном случае с ее дедом нашу общую серьезную общественную и социальную проблему. Она не побоялась предать ее гласности, рискуя, между прочим, в следующий раз нарваться на недовольство медиков, что может помешать ей и в служебной деятельности, и, вполне вероятно, создаст ряд личных проблем.
Мы, конечно, благодарны руководству департамента здравоохранения области и лично Александру Викторовичу Кирюхину, который в ручном режиме смикшировал ряд «косяков», допущенных его подчиненными. Но не это Полина Артюх ставила целью этой публикации. Ее статья - попытка показать узкие места нашего здравоохранения. Это наш маленький вклад в то, чтобы система работала лучше и эффективнее для всех жителей области.
Мы не доктора, у нас нет специальных знаний, чтобы что-то советовать медикам. Мы представляем себе, что система должна работать так, чтобы людям было хорошо. Но мы не знаем, как ее выстроить. Мы не доктора - мы боль.
Итак, вот она, рядовая история, обычное владимирское дело...
Игорь Ефремов
Ветеран выдержал
89-летний ветеран Великой Отечественной внезапно почувствовал себя плохо. Боль за грудиной, головокружение, черные точки в глазах. Возраст, эхо войны - что вы хотите...
Супруга Василия Алексеевича Чешука вызвала скорую. Врач приехал быстро. Осмотрев пациента, он принял решение везти его в кардиоцентр. Это было около 13.00.
В кардиоцентре сняли ЭКГ, взяли кровь на анализ, исключили инфаркт. И около 14.30 отправили ветерана для лечения в терапевтическое отделение городской больницы № 5.
Однако в приемном покое пятой больницы престарелого пациента госпитализировать не спешили.
- Он у вас вообще адекватный? - все интересовалась у родственников заведующая терапевтическим отделением Ирина Германовна Ударцева.
Вообще-то Василий Алексеевич даже в плохом самочувствии адекватнее многих молодых и здоровых. Но родственники из вежливости эту ремарку оставили за скобками.
- Да, адекватный.
- С первой группой инвалидности - и адекватный? - не унималась заведующая.
Затем они с дежурным врачом Денисом Леонидовичем Тимофеевым потребовали предъявить удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. А оно осталось дома. Напомним, в больницу родственники пожилого человека увезли на скорой и с определенным хаосом в головах. Родные готовы были съездить домой и привезти в больницу документ, если без него невозможно начать лечение. Хотя, коль это имеет важное значение, на первой странице медицинской карты Чешука написано: «ветеран ВОВ».
- Но имейте в виду! Даже с учетом льгот у нас только общие палаты, - предупредила родственников Ударцева. Родственники были согласны даже на койку в коридоре - лишь бы врачи наконец начали оказывать помощь Василию Алексеевичу. А ему, понятно, от всех этих переездов и переговоров легче не становилось.
- Поезжайте-ка вы в сосудистый центр, сделайте МРТ, исключите инсульт. Я вообще не понимаю, почему вас к нам направили, а не туда? - заявили в конце концов Чешуку в пятой городской больнице и вызвали скорую для перевозки.
Во время двухчасового ожидания машины родственники продолжали недоумевать: неужели в городской клинической больнице нет специалистов и оборудования, чтобы исключить инсульт? Центр МРТ вроде работает. И неврологическое отделение в больнице есть...
...В сосудистый центр приехали около 17.00.
- Мне очень стыдно предлагать участнику войны МРТ за деньги, - посетовала молодая врач. - Но бесплатный аппарат у нас сломался...
Родные ветерана тут же подписали бумагу, что претензий в связи с необходимостью оплаты услуги не имеют. Как участнику войны, Василию Алексеевичу исследование сделали вне очереди. В 18.00. А очередь была до 21 часа. В ней находились в том числе и больные, которых привезли в сосудистый центр без сознания.
Василию Алексеевичу по результатам МРТ понадобилась еще одна томограмма, уже с контрастным веществом. И тоже - не бесплатно. Денег, что оставались в кошельках у родных, на вторую процедуру не хватало. Побежали в банкомат. Принесли. Заплатили. Сделали.
Врач поставил диагноз и выписал направление... в пятую горбольницу, теперь уже в неврологическое отделение.
Вновь вызвали скорую ‑ на такси врач ехать не советовал. Василий Алексеевич к этому моменту чувствовал себя хуже, чем в момент вызова скорой на дом. Он уже жалел, что вообще обратился за помощью, просился домой, где можно было хотя бы просто лечь.
Через час ожидания машины родные решили все-таки везти Чешука в пятую больницу на такси. Там ветеран наконец-то был госпитализирован - около 21.00, через 8 часов после первого вызова скорой.
Финал этой истории, можно сказать, счастливый. 89-летний ветеран выдержал этот трудный день - и теперь идет на поправку. Он, кстати, очень благодарен заведующему неврологическим отделением Михаилу Юрьевичу Коваленко за человеческое отношение.
«Перемещения пациента - это мировая практика»
Я попросила департамент здравоохранения прокомментировать ситуацию, как мне показалось, вопиющую. Если участник войны обречен на 8-часовой марафон, то страшно представить, сколько в подобных случаях занимает госпитализация обычного пациента.
Вопросов к скорой у меня в данном случае нет. Есть вопросы по организации работы ее «смежников», говоря производственным языком. Меня интересовало: случай с ветераном ‑ это практика (и если так, то как ее оценивает департамент?) или единичный сбой в системе?
С ответом, который мы получили от директора департамента здравоохранения Александра Кирюхина, спорить трудно. Возможно, по-другому организовать процесс действительно при нынешнем состоянии системы здравоохранения невозможно. Однако если с точки зрения врача такой порядок можно считать эффективным, то от лица пациентов со всей ответственностью можем заявить: гуманности и бережного отношения к людям в нем явно не достает.
Вот комментарий Александра Кирюхина:
- Каждому пациенту, попадающему в больницу, должен быть поставлен диагноз. В данном случае для постановки диагноза потребовалось провести ряд исследований. Перемещение пациента ‑ это мировая практика. Мы же не можем сосредоточить всех специалистов и все оборудование в одном месте. А пятая больница вообще специализируется на плановой терапии, когда пациент предварительно обследован в поликлинике.
В данном случае диагноз был поставлен, несмотря на возраст пациента. Наши действия были направлены на оказание реальной медицинской помощи. Постановка такого сложного диагноза за один день ‑ это очень быстро. Врачи все сделали правильно.
Неправильно то, что взяли деньги. Участникам войны это исследование по закону делается бесплатно. Я поручил, чтобы деньги вернули (и да, родственники Чешука их уже получили. ‑ Прим. ред.).
А получилось так потому, что компьютерный томограф в сосудистом центре вышел из строя. Там сгорела трубка. Сейчас трубку мы заказываем через торги, потому что стоимость ее - 8,5 миллиона рублей. Через месяц ее должны заменить, и в сосудистом центре возобновятся бесплатные исследования...
«Бесплатные» томографы: миф или реальность?
На этом месте у нас возник еще один вопрос: а кому и где во Владимире делают подобные исследования бесплатно?
Опрос участников редакционной планерки показал: мои коллеги не знают людей, кому томографию делают бесплатно. «ВВ» в свое время много писали о модернизации системы здравоохранения, о многомиллионном оборудовании, поставленном в больницы за бюджетные деньги. У нас всегда возникал резонный вопрос: а на благо кого это оборудование работает?
Ответ директора облздрава меня, честно говоря, удивил.
- Бесплатные квоты на компьютерную томографию у нас не выбираются. За 6 месяцев 2015 года осталось 700 неиспользованных квот. Не было направлений от врачей, - сообщил Александр Викторович.
Вот это поворот! То есть получается, что врачи знают, что есть неиспользованные квоты, но не дают пациентам направлений на них? Предпочитают заведомо «раскручивать» их на платные исследования? Если так, то почему они в этом заинтересованы? Или все те, кто платит деньги за томографию, сами себе это обследование назначают?
И вообще, нормально ли то, что частные центры МРТ открыты на площадях государственных больниц? Это было бы объяснимо, если бы частники выручали своих государственных коллег, как в нашем случае поломки бюджетного оборудования...
Александр Викторович сказал, что эти наши вопросы его настораживают:
- Я не исключаю, что кто-то с кем-то может договориться... В такой век живем, что позиция денег превыше всего у некоторых. В любой среде есть разные люди. Цифры говорят о другом, но как в жизни делается?
Кирюхин сказал мне, что готов разбираться по всем фактам взимания с пациентов платы за МРТ и МСКТ по направлению врача. А мы хотим ему в этом помочь. Если это коснулось вашей семьи, сообщите в редакцию по телефону 32-02-69 или по email gazeta@vedom.ru (с пометкой для Полины Артюх).