- Михаил Иванович, поздравляем вас с присвоением почетного звания! А с чего все началось?
- Изобретательской деятельностью я увлекся, когда после вуза (по специальности я инженер-гидротехник) пришел работать во Всесоюзный НИИ комплексной автоматизации мелиоративных систем, во ВНИИКАМС. Мы проводили массу испытаний различного нового оборудования - институт был прекрасно оснащен. Старались на любых испытаниях новых систем внести в конструкцию что-то свое, новое, какие-то дополнительные элементы.
Одно, другое... Ночами сидели. Было интересно же. И так это меня увлекло, что я дополнительно окончил институт патентоведения. У меня сейчас накопилось более 200 патентов на изобретения. Одно из них - специальные блоки для забора воды - в СССР так и назывались - «блоки Голубенко».
Так и пошло. Только за последние два года оформил полсотни патентов.
- Сейчас чем занимаетесь?
- Сейчас с одним владимирским изобретателем занимаемся судном на воздушной подушке, точнее, на т.н. пневмопотоке. Сейчас проводим натурные испытания.
- В чем тут новшество? Ведь такие аппараты - не редкость.
- Новшество в том, что у нашей лодки нет винтов, которые обычно приводят такие суда в движение. Ее двигает сам воздушный поток от т.н. импеллера. Один винт, который крутит авиадвигатель, создает и подъемную силу, и движущую. Наша лодка развивает скорость до 50 километров в час. Мы только при работе с ней три патента оформили. Конструкция получилась очень компактная, устойчивая и маневренная: может и по льду, и по песку двигаться, не только по воде. Надеемся, наши власти этой разработкой заинтересуются и выделят средства на изготовление хотя бы рабочих чертежей. Без них внедрить новинку в производство невозможно.
- А вообще, в работе изобретателя есть какая-то специализация?
- Конечно, все объять невозможно. Я в основном придерживаюсь нескольких направлений. Это осушительные системы, гидротехнические, гидротараны, способные поднимать воду на любой уклон, насосы и компрессоры, установки для внесения в почву жидких удобрений.
Последним заинтересовался уже здесь, после переезда из Киргизии, когда устроился работать по специальности в наше ЗАО по свиноводству (Михаил Иванович живет в поселке Лесной. - Прим. авт.) Сейчас сотрудничаю с рязанским ученым. Разработали новую технологию внесения удобрений в бедные почвы. Их у нас сейчас много: немало полей долгое время никем и никак не обрабатывались. А наша методика: используются животноводческие стоки и т.н. сидераты, смесь различных трав. Это позволяет восстановить поля всего за три года.
- Изобретательство - это работа или ожидание озарения?
- Немного - озарение. Бывает, бьешься над какой-нибудь проблемой, а ничего не получается. И вдруг решение ночью приснится.
Но в основном - работа. Хотя за нее сейчас практически ничего не платят. Господдержки нет никакой: сумел внедрить то или иное изобретение - честь и хвала. Хорошо, если найдется какой-нибудь спонсор.
Взять ту же самую нашу лодку. В ее разработку уже вложено около миллиона рублей. Перспективы хорошие, уже сейчас ясно, что она окажется востребована не только для отдыха, но и для многих государственных и коммерческих структур. Но одно дело - придумать и разработать, другое - без посторонней помощи, в основном финансовой, организовать поточное, хотя бы мелкосерийное производство.
Поэтому сейчас стараемся в первую очередь оформлять патенты. Так сказать, на будущее.
Но для меня изобретательство - это чисто моральный стимул. Можно сказать - хобби. Я когда на пенсию вышел, решил устроиться на местную котельную в Добрынском оператором. Прошел обучение, получил допуск. Начал работать - придумал новую конструкцию компрессора, с более широкими возможностями. Вообще, мне это нравится. Изобретательство уже в крови сидит.
Кроме того, получается, что ты постоянно занят, мысль не застаивается. И ты сам обновляешься. А это, я уверен, жизнь продлевает. Мне никто не верит, что уже 71 год исполнился.
- Сейчас для изобретательства тяжелые времена?
- Как вам сказать... Тяжелые, наверное. Но не в том смысле, что денег мало. Сейчас ситуация такая. Есть старые кадры, есть молодые. У старых - огромный опыт, у молодых - хватка. А между ними - незаполненный вакуум. И его надо убирать. А это можно сделать с помощью патентов. Они способны объединить молодость и опыт. Не случайно сейчас в нашем политехническом университете начали преподавать основы патентоведения. И это молодых уже подталкивает к изобретательству. Не просто, к примеру, обычный диплом написать, а что-то новое придумать. И у многих мысли хорошие появляются. Ко мне сейчас часто обращаются, просят помочь с оформлением патента. В том числе - и молодежь. Я сейчас со многими аспирантами работаю.
- Сын по вашим стопам не пошел?
- Не-ет. Он наш владимирский политех окончил, инженер по автоматизации технологического оборудования. Сейчас компьютерной техникой профессионально занимается. Я не возражаю: это более современно. Но около десятка патентов у него есть...
- Вы говорите, что для вас изобретательство - хобби. А кроме этого хобби другие есть?
- Раньше велоспортом активно занимался. Сейчас особо некогда. И работать надо, и с патентами заниматься. Бывает, конечно, что в выходные куда-нибудь съездишь. Вот, еще компьютер сам освоил. Вместе с женой. Сейчас у каждого - свой. Работаем на них постоянно. Дача еще есть. Но она - для отдыха. Мозгам разрядку давать надо, да и, глядишь, мысль хорошая на свежем воздухе посетит. Но ничего там не внедряю.
Еще до сих пор сам за рулем с удовольствием езжу. Из-за работы в основном: общественным транспортом добираться очень неудобно. Но и так просто, во Владимир погулять ездим с удовольствием. Недавно машину новую купил «Ладу Гранту». Сын соблазнил: давай, папа, купи новую. И правда, думаю, почему бы и нет? Хотя и старая была неплохая. Кредит взял...
- Готовить умеете?
- Умею, но больше люблю покушать - моя жена прекрасно готовит.
- Рыбалка?
- Что рыбалка, что охота - если только ради хорошей компании. К самому процессу равнодушен, не рыбак я.
- Как вы во Владимирской области оказались?
- Сам я родом из Свердловской области. В 1946 году семья переехала в Киргизию. Там и институт окончил, и работал. А сюда попали, можно сказать, случайно. Сами помните, в начале 90-х какая ситуация была. В Средней Азии после распада СССР начали нас, русских, прижимать. Хотя в Киргизии к нам еще сравнительно доброжелательно относились. Молодежь местная, правда, была очень вспыльчивая: чуть что, так оскорбления, а то и руки могли распустить.
А тут у сына друзья уехали в Суздаль работать. И его позвали: у нас, говорят, во Владимирской области все нормально. Он тогда уже на втором курсе института был, но собрался, поехал. Ну и я с ним, чтобы ему помочь. Приехали осенью 1993 года. Трудно, конечно было. Я, считай, год голодным ходил - нигде не мог на работу устроиться. И только в 1994-м с помощью знакомых на наш комплекс устроился. Там и проработал почти 20 лет.
- Назад уже не тянет?
- Бывает, конечно. Ведь полвека там прожили, школу, институт окончил. Много всего хорошего было, есть что вспомнить. Но мы здесь уже родные...
ДОСЬЕ «ВВ»
Михаил Иванович Голубенко родился в 1944 году. В 1970-м окончил Киргизский сельскохозяйственный институт, стал инженером-гидротехником. В 1980-м окончил аспирантуру при Всесоюзном НИИ комплексной автоматизации мелиоративных систем, в 1989-м - институт технического творчества и патентоведения. До 1994 года изобрел, усовершенствовал и создал 228 конструкций и устройств, получив 199 патентов и авторских свидетельств на изобретение.
После переезда во Владимирскую область до выхода на пенсию работал в ЗАО по свиноводству «Владимирское». Награжден двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР и медалями ВДНХ Киргизской ССР, знаком «Изобретатель СССР». Сотрудничает с журналом «Мелиорация и водное хозяйство», участвует в международных и всероссийских конференциях по развитию мелиорации и водного хозяйства.