Постановка проблемы
Когда область возглавила Орлова, одним из первых ее проектов стала акция «Покупай владимирское! Покупай российское!». Орлова тогда объехала всех ведущих производителей продуктов питания, была фронтменом всех продуктовых ярмарок, лично объясняла, почему свое лучше. Провела десятки совещаний с ретейлерами, где постаралась привести их к диалогу с производителями. В итоге присутствие местных производителей на полках магазинов со старта акции выросло в разы.
Однако до сих пор сельхозпродукция, проходя через перекупщиков, порой набирает наценку аж в 200-250 процентов от цены производителя. Вот реальная история: владимирский производитель в сезон не мог продать свой картофель по 5 рублей за килограмм, в то время как аналогичный импортный прекрасно расходился по 150 «рэ»! Так что понятно, почему и через два года эту тему губернатор не оставила. Она настаивает на том, что производителям надо всячески помогать. Например, пробиваться на рынок госзакупок.
В начале года Светлана Орлова поручила президенту региональной ТПП Ивану Аксенову разобраться в проблемах системы госзакупок и выработать решения этих проблем на региональном уровне.
Аксенов выдал одно из таких решений. У областной ТПП уже готов проект единой системы поставок продовольствия «ВладимирАгро». Фактически это электронная информационная биржа, работать с которой будут только гарантированно добросовестные поставщики.
Это витрина,
а не магазин
В нашей области сейчас 167 сельскохозяйственных организаций, более 2 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и около полумиллиона личных подсобных хозяйств. Общий объем их производства составляет порядка 35 миллиардов рублей в год. Продовольственное импортозамещение в регионе действует: с начала года производство мяса и мясопродуктов на наших предприятиях увеличилось более чем на 13 процентов, а надои молока выросли на 10 процентов.
Не было бы спроса ‑ не было бы смысла наращивать производство. А помимо привычных нам земледельческих и животноводческих СПК сейчас в работе проекты по аквакультуре и теплицам. Так что явно есть из чего формировать пул предложений для «ВладимирАгро». А спрос
помимо любого коммерческого покупателя, фирмы или физического лица обеспечат 386 школ и детсадов, 15 учреждений для детей-сирот, 24 школы-интерната, 42 профессиональных училища, 98 больниц. Им ведь тоже надо закупать еду. И, ввиду кризисных бюджетов, чем дешевле, тем лучше. Но без потери качества.
Электронная биржа, по сути, призвана напрямую, без посредников, знакомить две стороны, которые без нее не встретятся и даже, скорее всего, не узнают друг о друге. Не случайно Аксенов называет «ВладимирАгро» информационной, а не торговой площадкой:
- Это витрина, которая показывает реальные возможности местного рынка. Здесь ничего не происходит в плане торгов. Мы здесь как сваха, просто знакомим стороны. И параллельно создаем реестр хороших региональных производителей. А также во всех смыслах получаем открытое информационное поле для импортозамещения. Можем видеть, чего нет в регионе, рядом или в стране, и чем надо заняться. Ресурс позволит и оперативно мониторить цены.
Потому что прозрачно
Суть - создан ресурс, по формату похожий на популярные «электронные витрины» вроде Авито или eBay: с фотками, ценами, условиями поставки.
Но похожи они только на первый взгляд. На «ВладимирАгро», который заработает уже в сентябре, будут выставляться исключительно лоты местных сельхозпроизводителей и переработчиков.
Но до того к ним приедут эксперты из ТПП, чтобы на месте оценить всю систему производства, от контроля качества до соблюдения санитарных норм. В ТПП это называют регистрацией и прохождением специальной экспертизы производства.
По задумке разработчиков, «ВладимирАгро» будет ресурсом с единым классификатором продукции, на котором легко будет найти то, что тебе в данный момент нужно, по оптимальной цене прямо от производителя. При этом платной, судя по всему, будет только экспертиза производства, необходимая для того, чтобы Палата могла гарантировать уровень поставщика.
А вот пользование ресурсом будет абсолютно бесплатным как для аграриев, так и для их потенциальных покупателей. При этом покупатели тоже смогут выставлять свои лоты заказов, под которые поставщики, если захотят, подстроятся.
Есть еще важный момент. По мнению Аксенова, власти области благодаря «ВладимирАгро» будут иметь возможность оперативно контролировать закупочную деятельность государственных и муниципальных заказчиков, отслеживая информации о сделках в режиме администратора. А с таким контролем закупщикам будет гораздо сложнее проворачивать сделки с потенциальными откатами. Тоже польза.
Экономия с переплатой
нам не нужна
Аксенов говорит, что над проектом ТПП работала с февраля 2015 года, изучив опыт других регионов: Перми, Саратова, Нижнего. Оказалось, проблемы с доступом к рынку госзакупок везде схожи. Заказчики дают некорректные ТЗ, сваливая в один лот и ириски, и сосиски, и редиски... В итоге производителю вход заказан, поскольку собрать такой разноплановый лот может только перекупщик. Но даже если в лот не впихнули одновременно «коня и трепетную лань», перекупщики выставляют серьезный дисконт, до половины реальной стоимости. Многим из них достаточно прокрутить пару месяцев предоплату, даже не думая выполнять заказ. Или думая, но - фальсификатом. Так, например, было в Нижнем, где бюджетное учреждение заказало сливочное масло с начальной ценой на торгах в 370 рублей за кг. Конкурс выиграл посредник, демпингуя до 150 рублей за кг. И в итоге поставил заказчику не масло, а спрэд, красная цена которому ‑ 60 рублей... Так что вместо экономии заказчик переплатил 90 рублей с килограмма. И получил совсем не то, что хотел. В Нижнем эксперты пошли дальше: провели 68 экспертиз закупленных госучреждениями молочки, хлеба, овощей, мясной продукции, мягкого инвентаря. И обнаружили 70 процентов фальсификата!
Но где гарантии, что и на «ВладимирАгро» вместо масла не будут продавать спрэд? Аксенов объяснил: для того и нужна экспертиза производства, а также проверка кредитной и налоговой чистоты участника площадки.
- Мы сертифицируем участника, только убедившись в том, что он крепко стоит на ногах и выполняет свои обязательства. Кроме того, у нас будет предусмотрена возможность периодической проверки поставщика. Выборочно и нежданно. Если участник получает наш сертификат, а потом допускает брак, то на квартал получит «желтую карточку» - на три месяца вылетает с площадки. Если через три месяца получит хорошее заключение экспертизы, то сможет вернуться. Но попавшись на чем-то во второй раз, получит «красную карточку» и после этого на «ВладимирАгро» не попадет больше никогда.
С почином!
Начальник управления муниципального заказа мэрии Владимира Олег Зяблов сказал «ВВ», что проект интересный. Особенно для небольших муниципальных заказчиков вроде детсадов, школ, детских лагерей.
- Выход непосредственно на поставщика, торги без посредников ‑ уже очень хорошо, - говорит он.
Другая сторона - директор по развитию «Владимирского стандарта» Денис Синявский - идею тоже одобряет. Дескать, все производители хотят, чтобы о них больше знали потенциальные потребители:
- Мы будем участвовать - однозначно!
Аксенов анализировал, почему похожие ресурсы неудачно стартовали в некоторых регионах: там замахнулись сразу на все. Наши решили идти поэтапно. Начать с продуктов питания. Обкатать все процедуры. А уже потом расширять формат электронной информационной площадки на промтовары, стройматериалы и т.д. - на все отрасли промышленности. Сейчас главная задача ‑ заполнить площадку поставщиками. На полупустой ресурс заказчики второй раз не придут. Поэтому важно сразу все сделать как следует.
И экспертизы уже начались. Уже есть первый зарегистрированный участник «ВладимирАгро» -
племенной завод «Илькино» из Меленковского района. Там на 6,5 тысячи га выращивают озимые и яровые, картофель, свеклу, морковь, капусту, а на фермах содержат 1,5 тысячи голов КРС.