Та же тенденция была характерна в России в кризисном 2008 году. Тогда рост задолженности по зарплате составил более 75 процентов.
Однако в отличие от 2008 года, когда сотни предприятий приостанавливали работу и выводили персонал на вынужденный простой, а то и просто массово сокращали, сейчас в России такого нет. Во-первых, потому, что за прошедшие 7 лет государство накопило весьма серьезные финансовые резервы - а государственный сектор и бюджетники во многом определяют структуру национальной экономики. Во-вторых, значительная часть предпринимателей избрала своей антикризисной стратегией не сокращение персонала, а «размазывание» фонда оплаты труда на весь персонал.
Почему? Причина на поверхности. В «белом» секторе экономики - а мы сейчас говорим именно о нем, потому что «серый» никакая статистика не в силах оценить - сокращать персонал себе дороже. Очень большие денежные ресурсы отвлекаются на выплаты работнику, которые ему должны выдать при сокращении. Но ведь именно недостаток свободных денежных средств - главная проблема. Решать ее, при этом расходуя то малое, что у тебя еще есть - пагубная стратегия.
Рынок адаптируется к кризису не через численность персонала, а через сокращение реально выплачиваемой ему зарплаты. Вот в ряде случаев идет и увеличение задолженности по ней.
Что это значит для рядового сотрудника? Он должен быть готовым в основном к двум вещам.
Первое: работодатели все равно будут избавляться от «лишних людей», но не через процесс сокращения, а закручивая дисциплинарные гайки с тем, чтобы выбранный жертвой сотрудник уволился сам, по собственному желанию. Тогда работодателю не надо будет платить сотруднику выходное пособие.
Второе: будут резко сокращены объемы выплат сдельной части зарплаты, различных премий, доплат и других всякого рода стимулирующих денег.
Недовольство персонала неизбежно, но оно не будет массовым и организованным. Лучшая стратегия выживания проста - максимальная и публичная лояльность своей компании. Надо не высовываться в защиту увольняемых (тем более что у них наверняка есть какие-то «косяки»), а сохранить работу для себя. А если повезет - то и прихватить кусок работы уволенного коллеги - за дополнительный доход.