Бабаево
Дверь школы в Бабаево (Собинский район) открыта настежь. Но в коридорах тишина. Нас встречает библиотекарь
Татьяна Сутормина. Говорит, что учителя уехали на медкомиссию. Тем более что школу к учебному году комиссия уже приняла. Даже с учебниками в этом году все в порядке. Все есть, и родителям ничего докупать не нужно.
- Да, раньше в это время у нас самый разгар ремонта был. А сейчас спокойно, все сделали, школу приняли, - говорит она.
Правда, средств на подготовку школы к учебному году выделили недостаточно - но когда их достаточно? Каждому классному руководителю пришлось самостоятельно искать дополнительные возможности для ремонта классов. Эту же ситуацию мы увидим во всех сельских школах, в которых еще побываем во время поездки. Кто-то родителей привлекает, кто-то просит помощи у спонсоров - на селе это общая практика.
Но в Бабаево в этом проблемы не видят. Все познается в сравнении. И на фоне более масштабных угроз это не проблема.
- Нас вообще закрыть хотели! - вспоминает Татьяна Владимировна. - Все жители и коллектив школы даже с плакатами протестовали. Отстояли школу! Она же почти новая, 1995 года постройки. Строили ее на 200 учащихся, а сейчас у нас около 70 ребятишек учатся. Но нам без школы нельзя! Мы уже возили ребят в Ставрово, пока это здание не ввели в эксплуатацию. Тяжело было: то есть автобус, то нет. То сломался и опаздывает. Кто-то из ребят в кружки не попадал из-за расписания автобуса или записывался в кружок, но домой добирался, как получится.
Нашу беседу прерывает стайка цыганят, забежавшая в библиотеку сдать прочитанные книги и взять новые. Читают Кира Булычева, русские сказки...
- Это мои любимые читатели, - смеется библиотекарь (не так давно в село переехала группа цыган из Казахстана, и теперь школьная самодеятельность обогатилась песнями ромал). - И учатся они хорошо, нравится им.
Разговор переходит к вопросу, который Татьяна Владимировна и я считаем наиважнейшим в образовании и воспитании школьников.
- Вот говорят, современные дети не умеют читать, утрачивают навыки чтения, мол, это процесс объективный, следствие компьютеризации. Не так это. Дети хотят читать! Я же вижу. Для тех, кто помладше, у нас книг хватает. Для взрослых - наша библиотека еще и общепоселковая - тоже есть выбор. Младшим подросткам предлагаю советскую классику. Носов им, например, нравится. А вот для подростков постарше литературы не хватает. Они ищут на полках то, что им интересно, что соответствует реалиям сегодняшней жизни, но уходят ни с чем. Вот где начинает исчезать привычка к чтению, к вдумчивому анализу информации. А ведь есть хорошие книги для этого возраста... Но к нам они не поступают. Так и отучаем детей от чтения. А ведь это не только вопрос развития интеллекта, это еще и воспитание личности...
Черкутино
Следующая остановка - на родине просветителя Сперанского. Попали как раз на процесс покраски входной школьной двери. Красят школьный повар и уборщицы. Хорошо красят, профессионально. Опыт у них есть, как и у подавляющего большинства работников сельских школ. Они тут на все руки...
- В прошлом году я да кладовщица всю кухню отремонтировали: чистили, шпаклевали, красили, - говорит одна из женщин.
Сотрудники школы отнюдь не против полезного труда во время каникул. Пусть и не по специальности, но на пользу родной школе. Только вот многие из них зарабатывают не столь много, чтобы еще и финансировать эти работы.
- Нам в течение года даже на моющие средства денег не выделяли, - делится завхоз Мария Орехова. - Сами приносили из дома. Но нельзя же в школе антисанитарию разводить. И так во всем. Нашу школу комиссия приняла с замечаниями. Одно из замечаний ‑ не окошена трава. А у нас она окошена. А вон тот ковыль ‑ это уже территория муниципалитета. Кстати, спросили бы лучше, есть ли нам чем косить. Спасибо нашему СПК ‑ подарил косилку. А бензин к ней мы сами покупаем. СПК нам в прошлом году и краску давал, и с отделочными материалами для ремонта кухни помог. Иначе бы СЭС ее закрыла.
Изнутри школа выглядит чистенько, но бедненько. Персонал прилагает максимум усилий для создания нормальных условий. Помогают спонсоры. В этом году одним из них вновь стал пенсионер Дмитрий Канеев - дал бак краски.
- Он нам каждый год помогает. Спасибо ему. Мы этой краской окна первого этажа покрасили. А на второй этаж краски не осталось. Да и не сможем мы на высоте работать, - признается школьный повар.
С нехваткой финансов связаны и замечания о невыкошенной территории. Было бы ограждение, а оно и обязано быть по закону, стало бы понятно, что свою территорию школа содержит в порядке. На отсутствие ограждения обратили уже внимание и прокуроры. А где взять деньги на забор?
Есть в школе и проблемы с отоплением. Трубы старые. На входе батареи горячие, а последние четыре секции и на первом, и на втором этажах холодные. Правда, на ремонт системы отопления школе пообещали средства выделить.
Уже уезжая, повстречали местную жительницу. Поговорили о школе.
- Слухи ходят: мол, одна местная чиновница сказала, что нашу школу легче закрыть, чем ремонтировать. Здание старое, детей мало, всего 80. А нам без школы никак нельзя. И так на селе работать некому, молодежь уезжает. А школы не будет ‑ так и те, кто остался, разъедутся, - переживает женщина.
Павловка
Из Черкутино отправились в Павловку (Кольчугинский район). Только начали радоваться, что к школе ведет свежезаасфальтированная дорога, как она закончилась ровно у границы школьного участка. За школьной оградой асфальт словно смыло. Это типичная картина для большинства наших сельских школ.
Но школа в целом произвела позитивное впечатление. Ее дворик похож на декорацию к сказке. Вот тут спряталась сказочная печка, а здесь ‑ ветряная мельница, напротив плетень с забавным огородным чучелом. Повсюду клумбы.
Уютно и чисто и внутри здания. В школе и детский сад на 20 человек, и школа с 54 учениками. У малышей есть и спальня, и хорошие игровые комнаты. Школьные классы не уступают лучшим городским классам. А еще здесь есть музей «Моя малая родина». Одна экспозиция посвящена истории деревни, а в другой воссоздан интерьер старинной избы. В школе работает множество кружков.
Директор школы Сергей Петров объясняет:
- Возим детей из деревень. Пока у старших уроки закончатся, малышей занимаем кружковой работой. А местные дети так чуть ли не живут здесь. Школа тут центр спортивной и культурной жизни. А сказку в школьном дворе вместе с учителями и родителями делали сами ребята: на уроках технологии вытачивали детали, плели и шили. И вообще - в том, что здесь сделано, заслуга нашего коллектива и моего предшественника...
Но у пасторали есть и оборотная сторона. На подготовку учреждения к учебному году выделено всего 20 тысяч. На эти деньги коллектив школы что-то где-то покрасил-побелил, плюс заменили три унитаза в санузлах. Поставили пластиковое окно в кухне. Пытаюсь подсчитать, как эти работы можно вписать в смету? Не получается.
- Ну, мы еще металлолом сдали, - усмехается Петров. - От прошлых ремонтов оставались старые трубы, плюс дети насобирали. Так что чуток подзаработали. А деньги тратили только на покупку сантехники и окна. Работы выполняли знакомые и друзья учителей, родители. За очень символическую плату, а то и вовсе за нашу безмерную благодарность. А потом, нам ведь не только деньгами управление образования помогает. Материалы тоже дают. Выделили профлист на ремонт крыши беседки. Мы с дворником его и приколотили.
Есть, правда, проблемы, которые методом народной стройки не решить.
- Сейчас не видать, а дожди начнутся - крыша потечет. Ее латали, но не помогает. Нужен капитальный ремонт. Как и инженерным коммуникациям. Системы канализации и отопления сильно изношены. Начнется отопительный сезон, снова будем прорывы и протечки устранять, - озабочен Петров. - У нас ведь в чем еще засада? Мы и на статус малокомплектной школы (там свои льготы) не тянем ‑ детей многовато, а по нормативам подушевого финансирования для обычных сельских школ, наоборот, мало детей. Тоже не набираем по финансам. Но меня в этом году в районном управлении образования попросили составить смету решения всех проблем. Так что есть надежда на получение целевого финансирования.
Раздолье
Далее наш маршрут лежит в Раздолье. Бревенчатая школа на 100 учеников не так давно еще отапливалась печками. Их еще не успели разобрать, хотя школа переведена на газ. Вместо «этнографических» нужников появились современные санузлы. Коридоры, рекреации и классы тоже вполне на уровне. Нет спортзала, но его заменяет большая рекреация и спортплощадка на улице. Территория окошена и огорожена. С первого взгляда все нормально.
Но если приглядеться, видно, что здание в некоторых местах просело. И двери повело. Понятно, что учителя потом топориком подправят, хотя капремонт с укреплением фундамента и с заменой нижних венцов не помешал бы. И беда с дорогами. Заасфальтирована лишь узенькая тропка. Причем не с той стороны, откуда к школе ходит большинство местных. Машины подъехать могут только по грунтовке. В сезон дождей такая дорога станет отличным испытанием тяги к знаниям.
Бавлены
Фасад Бавленской школы ввергает в ступор: так выглядят дома, которым день осталось до сноса. Со страхом жду такую же разруху и внутри. Однако мои страхи не оправдываются. Внутри все чисто и отремонтировано. Где-то с использованием современных материалов, где-то просто свежая краска пола и стен. В школе целых два спортзала, плюс тренажерный. Во всех классах современное оборудование. Спрашиваю у завхоза ‑ она вместе с учителями как раз убирается в школе: отчего такой контраст?
- Школа состоит из нескольких корпусов, построенных в разное время. Общая площадь 3 тысячи квадратов. Износ зданий в зависимости от срока постройки - от 47 до 100 процентов. Здания строились прямо на земле, без подвала. Отсюда постоянный подсос влаги. Здание сыреет. А у нас единственная школа на большой поселок. 302 ученика. В лучшие вузы на бюджет поступают: в МГУ, в академию Можайского, - поясняет Наталья Силантьева. - Текла и крыша. Ее удалось заменить в 2009 году.
Но тут же разбухшие от влаги потолки из дранки начали сохнуть. И просто обвалились. Пришлось ремонтировать уже потолки. Только с этой задачей справились - в тех же классах прорвало канализацию! Полный износ здания все же дает о себе знать. Тогда побороть беду помогло одно из местных предприятий, обеспечив необходимыми материалами.
То, что сейчас внутри все эти проблемы не бросаются в глаза ‑ заслуга школьного коллектива. Он «пробивал» финансирование из всех возможных источников. Как только появилась программа по созданию условий для развития спорта в сельских школах, бавленцы заявились на грант. Благодаря ему отремонтировали, с заменой пола и коммуникаций, спортзал. Грант на второй спортзал получили и освоили уже в этом году. В 2012 году выиграли грант по нацпроекту. Закупили оборудование для столовой. Так вот и крутятся.
Еще интереснее появление тренажерного зала. В его основе ‑ оборудование качалок 90-х годов. Собрали старые тренажеры, почистили, починили, покрасили. Теперь школьной «качалке» все завидуют. Оказалось, что советские тренажеры лучше и надежнее нынешних китайских. Нечего удивляться, что бавленские ребята сильно выступают на спортивных соревнованиях. Да и в военкоматах подкачанных бавленских призывников хорошо знают.
Сталкиваемся на выходе с директором школы Альбиной Петрухиной, прижимающей к груди канистру из-под воды, наполненную краской. Она стесняется «светиться» в роли добытчика краски, мол, не к лицу директору. А что делать? Не будешь добывать - никто за тебя не добудет. И школа не выживет. На подготовку к учебному году школе выделили 40 тысяч. На все нужды, естественно, не хватает. Вот и добывают кто что и где может. Краска, которую раздобыла директор, ‑ особо стойкая. В том году спонсоры такую уже давали. Покрашенная лестница продержалась год. Теперь есть чем подновить ее и в этом году.
- Нам жаловаться грех. Все в сравнении познается. Еще несколько лет назад школе вообще никаких средств не выделяли. А сейчас хоть что-то дают. И федеральные программы действуют. Конечно, нужен капремонт. Школа одна в поселке. Но это же десятки-сотни миллионов. Где ж их взять. И на ограждение средства нужны. Глава района Евгений Карпов приезжал, смотрел школу, обещал помочь с ремонтом. Ждем, - надеется на лучшее Альбина Игоревна.
Небылое
В завершение экспедиции заглядываем в Небылое (Юрьев-Польский район). Территория школы огорожена, прибрана, цветники разбиты, есть своя газовая котельная. Внутри тоже все приемлемо. Небольшого ремонта требует подсобка для технического персонала. Можно понудеть, что неплохо бы еще раз пройтись побелкой по потолочным стыкам, найти средства на замену напольных покрытий, а то старый закрашенный паркет смотрится провинциально. Но на фоне более проблемных сельских школ это несущественные мелочи.
ЦИФРЫ
По данным АВО, 1 сентября более 1000 учеников региона войдут в обновленные классы.
Вот перечень новых образовательных учреждений области: детский сад № 68 во Владимире на 280 малышей, спортивно-культурный блок Юрьевецкой школы № 42 и обновленное здание Красногорбатской школы Селивановского района.
Также при участии АО «Транснефть ‑ Верхняя Волга» завершается капремонт Осиповской школы Ковровского района. Продолжается строительство детсадов в Александрове на 280 мест, в Меленках на 75 мест, в Камешкове на 235 мест, реконструируется детсад «Солнышко» на 20 мест в Малыгино Ковровского района и в Кольчугине - на 80 мест.