Простреленные каски с Невского пятачка, солдатский медальон из Смоленской области, расплющенные детали самолетов, разбившихся под Владимиром... Все это было поднято из земли руками наших ребят, и за каждой вещью ‑ судьба конкретного солдата. Прежде эти свидетельства истории хранились по домам у поисковиков, теперь прикоснуться к ним сможет каждый. Региональное отделение движения «Поисковики России» уже принимает заявки на экскурсии. Первыми посетителями музея стали учащиеся 36-й школы и участник войны с Японией Борис Николаевич Павлов. Школьники смотрели на свидетельства войны с любопытством, а ветеран ‑ с волнением: солдатские вещи всколыхнули воспоминания.
- Это важное и нужное дело, - говорит о работе поисковиков Павлов. - Жаль только, что в нашей стране им начали заниматься поздновато.
Официально поисковое движение в СССР оформилось в 1988 году. Долгое время до этой даты и после волонтеры варились в собственном соку. Однако последние годы общественное движение получило мощную поддержку от государства. Так, например, музей поисковиков появился на гранты областной и городской администраций.
Обустраивали новый дом всем миром. Компьютер для работы с ОБД «Мемориал» подарила писательская организация. Книжные полки ‑ тоже пожертвования. Автор музейной экспозиции ‑ начальник исторического отдела Владимиро-Суздальского музея-заповедника, командир поискового отряда «Земляк» Олег Гуреев. Он профессионально смог наполнить миниатюрный по площади музей глубоким содержанием. «Работать руками» пришлось всему активу владимирского поискового движения. Супруги Агафоновы, например, приезжали на субботники даже с новорожденной дочерью. Пока один из родителей нянчил малышку, другой наводил порядок.
В итоге получилось нечто больше, чем музей - скорее, база молодежного клуба «Поиск 33». Он находится в обычной трехкомнатной квартире на первом этаже панельной многоэтажки на Юбилейной, 22. Самая большая комната ‑ экспозиция. В ванной ‑ склад инвентаря для поисковых экспедиций. Кухня стала гостиной, где проходят чаепития для ветеранов. Две комнаты приспособлены под учебный класс и штаб «Часовых памяти». Теперь у поисковиков есть место, куда можно пригласить родственников пропавших без вести солдат и новобранцев, которым предстоит пополнять фонды музея поискового движения.