9 сентября 2015 в 16:31

Хорошему бизнесу налоги не помеха

Фото: Владимира Чучадеева
Губернатор Светлана Орлова не раз повторяла, что области не особо-то и нужны инвесторы, которые не хотят платить налоги в регионе. Вполне здравая позиция: в конце концов, власти поддерживают бизнес (а это тоже своеобразная инвестиция) не за красивые глаза, а в расчете на то, что бизнес будет приносить пользу бюджету и соответственно всем жителям области. Попробуем разобраться в имеющейся ситуации.

Семеро лучших

Первый вице-губернатор, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики АВО Вячеслав Кузин считает: ситуация, когда доля НДФЛ в формировании бюджета области (6,6 млрд рублей с начала этого года) больше «вклада» налога на прибыль предприятий (5,5 млрд) - в определенной степени дисбаланс. Он, дескать, наглядно свидетельствует о том, что либо зарплаты в экономике опережают производительность труда, либо предприятия активно минимизируют налоговую базу. Либо происходит и то и другое одновременно.

Некоторые директора в разговорах с «ВВ» «без галстуков» уверяют, что в современных условиях делать бизнес, честно платя все налоги, нереально. Эта точка зрения широко распространена и в общественном сознании.

Но есть предприятия, которые это утверждение опровергают. У них все в порядке и с производительностью, и с зарплатами, и с налогом на прибыль. Как им это удается?

В семерке лучших налогоплательщиков Владимирской области из числа промышленных предприятий числятся сразу два кондитерских гиганта: «Ферреро» (фабрика в Ворше, Собинский район) и «Мон`дэлис» (две фабрики, в Собинке и Покрове). Другие пять предприятий тоже заслуживают публичности: Муромский завод радиоизмерительных приборов (МЗРП) (входит в концерн «Алмаз-Антей»), «Аскона-век» и торговый дом «Аскона» (Ковров), «Генериум» (Петушинский район) и КЭМЗ.

Узнать объемы инвестиций в модернизацию МЗРП и КЭМЗа по понятным причинам непросто - оборонка! А вот «Ферреро» на сегодняшний день - самый дорогой из реализованных в области проектов ‑ больше 250 млн евро. Объемы инвестиций «Генериума» давно перевалили за 5 млрд рублей и продолжают расти. «Мон’дэлис» в 2014-2015 годах вложила больше $20 млн только в расширение производства, запустив три новые линии на фабрике в Собинке. «Аскона» планирует инвестировать больше 2

млрд рублей в новые производства вдобавок к уже имеющимся.

Пляшем от производительности

Средняя производительность труда в России в прошлом году составляла $25,9 в час на человека. Прогресс ‑ два года назад наша производительность не превышала $22. Но это все равно значительно ниже, чем в Евросоюзе ($55,9 в час) и США ($67,4). Даже в дотационной Греции в среднем работают эффективнее ($36,2 в час на одного работника).

Директор филиала «Мон`дэлис» Дмитрий Шаченок говорит, что производительность труда на управляемой им фабрике «Большевик» в Собинке составляет в среднем около 3 тысяч рублей в час (даже по нынешнему завышенному курсу доллара при прежних ценах на продукцию это около $44 в час на одного работника). Впрочем, надо учитывать, что средний курс доллара к рублю в 2014 году (а у нас данные именно за 2014 год) составлял 37,97 рубля. Так что правильнее говорить, что производительность на «Большевике» где-то $79/час на человека. Вполне американские показатели.

На чистеньком, как научная лаборатория, «Большевике» поражает прежде всего высокая степень автоматизации - именно она залог высокой по российским меркам производительности труда. А еще роботы стоят на страже качества и выкидывают с линий в утиль малейшую некондицию, даже не заметную глазу. Пачка весит на 2 грамма меньше стандарта ‑ прочь ее! Печеньки получились чуть неформатные ‑ на выброс. Вернее - партнерам задешево на переработку в корма. В брак таким образом уходит 2-4 процента продукции в год. Сумасшедшие деньги, если подумать - но репутация дороже.

Кофе от нас ушел

Я поинтересовалась: будет ли компания расширять производство в нашем регионе. Шаченок ответил уклончиво:

- Мы не заставим себя долго ждать с определенными новостями по этому поводу.

Впрочем, сейчас фирма строит новый завод в Новосибирской области. И для Владимирской области это не самая лучшая новость. «Мон`дэлис Русь», налоговый резидент 33-го региона, в этом году уже выделил в отдельное ООО завод по производству кофе в Ленинградской области. А это значит, что налоги с прибыли того завода теперь будут уходить в бюджет Ленинградской, а не нашей области. То же самое может произойти и с Новосибирском. Для Ленинградской и Новосибирской областей это хорошо. Для нас ‑ не очень.

Руководитель регионального управления ФНС Сергей Кошелев на мой вопрос «Какую долю поступлений налога на прибыль теряет область из-за ухода прибылей за кофе и правда ли, что налог на прибыль от этой компании уменьшится примерно на треть?» конкретно не ответил (то есть не подтверждал и не опровергал), сказав лишь, что в выделении бизнеса нет ничего незаконного.

Но даже если «Мон`дэлис Русь» действительно дробит бизнес и лишает наш бюджет части поступлений налога на прибыль, компания для области все равно хороший партнер. Дело не только в налогах и зарплатах персоналу. Светлана Орлова не устает напоминать крупному бизнесу, что одна из его задач ‑ привлекать к совместной работе местный малый и средний бизнес. Так вот, у этой компании 15 местных партнеров. И сейчас руководство активно занимается расширением пула. Ведь явно выгоднее покупать сырье и услуги рядом, а не на другом конце света. «Большевик» близок к завершению переговоров с одним из владимирских производителей куриного яйца. Тому есть смысл постараться не упустить крупного покупателя. Это долгосрочная гарантия большого сбыта и роста выручки. А для области ‑ дополнительные налоговые поступления в бюджет как по НДФЛ, так и по налогу на прибыль.

79 владимирских поставщиков

У «Ферреро» показатели из серии «малое вокруг большого» еще лучше: из 240 поставщиков фабрики в Ворше 223 ‑ российские компании, причем 79 из них ‑ непосредственно компании из Владимирской области. Штефан Лембке, директор фабрики в Собинском районе, говорит, что в идеале он стремится к тому, чтобы 100 процентов сырьевых продуктов для фабрики ‑ по крайней мере, на базе молока - производились во Владимирской области.

Дмитрий Шаченок уверяет, что очень хочет расширить число партнеров «Большевика» в области, но оговаривается:

- Нашим стандартам очень трудно соответствовать, не всем это по силам.

Штефан Лембке, признавая проблему, говорит все же иначе:

- Мы сами развиваем наших местных поставщиков, исходя из долгосрочных партнерских отношений. Это длительный процесс, так как нам, разумеется, нужно обеспечить устойчивое качество и ценовую конкурентоспособность. Мы уделяем внимание условиям работы у наших поставщиков и тому, как вообще там организовано производство. Так что наши поставщики постепенно растут вместе с нами.

Шаченок признает:

- Компаний, которые могут соответствовать нашим требованиям по качеству, по надежности работы, по финансовой стабильности, во Владимирской области становится все больше. Мы идем в этом направлении. Вы же знаете, из чего делают печенье. Мука. Масло. Молоко. Соль. Сахар. Все это нам интересно.

И, кстати, несмотря на рост мировых цен на какао-бобы и снижение покупательской возможности, производство на обеих сладких фабриках нашей области продолжает расти.

Стратегия на «долго и счастливо»

Я спросила у Дмитрия Шаченка:

- Если «Ферреро», «Мон`дэлис», «Генериуму», «Асконе», КЭМЗу, МЗРП удается честно платить налоги и при этом вести успешный бизнес, почему другие наши предприниматели так любят рассуждать, что это нереально?

- Для ответа на этот вопрос можно отдельную конференцию организовать. Но если говорить по-простому, все дело в аккуратности ведения бизнеса, в аккуратности ведения расчетов и способности хозяйствующего субъекта правильно строить экономику своего предприятия.

- И какая у них фундаментальная ошибка?

- Мне сложно ответить на этот вопрос, не зная мотивации людей, которые таким образом ведут бизнес.

- Обычная мотивация: хапнуть лично себе денег побольше...

- Это не похоже на долгосрочную стратегию. Если вы всерьез и надолго на рынке, то взаимоотношения с государством, со всеми его органами, с клиентами и потребителями надо строить на принципах долгосрочного сотрудничества. Вы вот удивлялись, зачем мы тратим огромные деньги на то, чтобы в магазины с наших линий попадала только безупречная с точки зрения стандартов продукция. Это вопрос репутации. Та же самая логика применима и к вопросу о налогах. Если жить только сегодняшним днем ‑ да, можно по десять раз менять название компании, перерегистрироваться, прятаться. Но если хочешь на рынке работать долго, то строить бизнес надо по-другому.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
16 минут назад Прокуратура оценила ход работ по благоустройству территорий новых ФАПов
Прокуратура Камешковского района опасается возможного затягивания сроков выполнения работ по благоустройству территорий вокруг двух новых фельдшерско-акушерских пунктов в поселке Новки и селе Патакино.
вчера в 19:34 Ольга Хохлова предложила расширить возможности для использования маткапитала
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова приняла участие в работе комиссии по вопросам социальной политики Совета Законодателей в Санкт-Петербурге. На мероприятии обсуждались вопросы повы…