- Половина территории Владимирской области покрыта лесами. Это наш общий капитал, который по всем законам бизнеса мы должны не только сохранить, но и приумножить. Это серьезное дело поручено работникам лесного хозяйства. Дмитрий Сергеевич, как департамент и подведомственные ему учреждения справляются с этой задачей?
- Сейчас мы подходим к окончанию пожароопасного сезона. По сравнению с прошлым годом число пожаров в лесах сократилось в два раза. Это заслуга работников лесного хозяйства, которые вместе с МЧС, органами местного самоуправления проводили серьезную, в том числе профилактическую, работу. Весной мы смогли удержать ситуацию по палам и не допустить перехода огня на земли лесного фонда. Кроме того, во взаимодействии с арендаторами делался акцент на недопущение выжигания порубочных остатков. В итоге мы и лес от пожаров уберегли, и бюджетные деньги сэкономили: по госзаданию текущего года нам на борьбу с пожарами было выделено 7 млн рублей, а израсходовали мы порядка 1 млн рублей. Появилась хорошая экономия, и сейчас мы ставим вопрос о том, чтобы направить 2 млн рублей на лесовосстановление. Дополнительно к плану посадить лес на 120 га. Это земли разобранных горельников, образовавшихся после пожаров 2010 года - будем возвращать их в хозяйственный оборот. К концу года мы планируем довести показатель лесистости Владимирской области до 50,7%.
- Кто будет проводить эти работы?
- Это функционал ГАУ ВО «Владлесхоз» и его филиалов. Замечу, что я принял хозяйство в убыточном состоянии. По первому кварталу убыток «Владлесхоза» составлял более 11 млн рублей. Поменяли систему управления, и к августу уже в плюс сработали - на 1 млн рублей. Динамика более чем положительная. Я еще раз убедился, что в ключевом для лесного хозяйства региона учреждении работают настоящие профессионалы. Надо лишь правильно подойти к организации их труда. Поэтому считаю своей первостепенной задачей: обеспечить финансовую состоятельность «Владлесхоза» и повышение зарплаты рядовых сотрудников. Трудно спрашивать эффективную работу с человека, у которого зарплата 6 тысяч рублей, а время требует, чтобы в лесном хозяйстве трудились мастера своего дела и с полной отдачей. Впереди у нас сложные и амбициозные проекты.
- Какие именно?
- При поддержке руководства области и лично губернатора Светланы Орловой была достигнута договоренность с Министерством природных ресурсов, и Владимирская область стала центром выращивания посадочного материала для всего ЦФО. По плану к 2019 году мы должны увеличить количество выращиваемых сеянцев на 20 млн штук. Этот проект идет в контексте политики импортозамещения. Только в Московской области ощущается нехватка 20 млн сеянцев, а по другим субъектам ЦФО потребность в посадочном материале - еще порядка 26 млн. Сейчас эту нишу занимает Белоруссия, но я надеюсь, что мы создадим конкуренцию и завоюем рынок. Во Владимирской области есть для этого и условия, и кадры. В отличие от большинства областей ЦФО у нас сохранились и работают хозяйства-тепличники. Мы способны поставлять сеянцы более ценных для экономического приложения хвойных пород.
В этом проекте могут поучаствовать и население, и малый бизнес. Я лично готов взять на себя заботу о реализации выращенного ими посадочного материала. Кстати, примеры такого сотрудничества у нас уже есть. Например, в Меленковском районе предприниматель на семейном подряде Роман Спиридонов (ООО «Лесные сны») вырастил 400 тыс. сеянцев. И мы поставили этот посадочный материал в Ивановскую область.
- Что даст этот проект бюджету области?
- Выращивание посадочного материала положительно повлияет на материальное положение ГАУ ВО «Владлесхоз», которое в общем порядке платит налоги в бюджет. Кроме того, в меньшей степени будут задействованы средства области на приобретение пожарной техники (на сегодняшний день у нас пожарная техника приобреталась за счет федеральных средств при 5% участии областных). В перспективе мы рассчитываем полностью перевести «Владлесхоз» на самообеспечение без привлечения дополнительных бюджетных средств области. Прогнозируемый экономический эффект только от налоговых поступлений оценивается в 7 млн рублей ежегодно.
Хотелось бы подчеркнуть, что наши структурные подразделения умеют зарабатывать деньги. Мы не нахлебники у бюджета. Например, авиабаза активно включилась в работу по организации пассажирских перевозок из Владимира в Санкт-Петербург: предоставляет в аренду инфраструктуру аэропорта «Семязино», проводит заправку и авиадиспетчерское обеспечение бортов. Это тоже внебюджетные источники финансирования.
- Достойная работа, но все же главная задача тружеников леса - сохранить и приумножить наше «зеленое золото».
- Безусловно. Та же авиационная база активно участвует в мероприятиях по лесной охране. В этом году по трем лесничествам проводилась авиахимобработка по борьбе с вредителями леса. И, по заключениям экспертов, ее эффективность составила более 90%.
- Насколько проблема болезней леса сегодня остра? Не секрет, что порой под видом санитарной рубки поврежденных деревьев вырубаются зеленые леса...
- Когда я заступил на должность, первым поручением губернатора было разобраться с санитарными рубками и с теми фактами, о которых вы упомянули. Была сформирована комиссия и остановлены все санитарные рубки, назначенные на текущий год. Все участки перепроверили. Были выявлены многочисленные нарушения: превышение объемов вырубок, назначение санитарных рубок в зеленых, практически не поврежденных лесах. К сожалению, и факты служебного подлога имели место. На сегодняшний день мы сделали все, чтобы исключить подобное в будущем. В лесу надо наводить порядок!
- В своих выводах о состоянии лесных насаждений вы опираетесь на мнения экспертов. Но есть ли нормативно-правовые акты, регулирующие санитарные вырубки?
- До мая 2015 года эта работа регулировалась приказом Рослесхоза, потом его отменили. И на сегодняшний день существует некий правовой пробел. Решение проблемы отдано на откуп органам исполнительной власти в сфере регулирования лесных отношений. А вопрос сложный. Один специалист-лесопатолог утверждает, что этот лес надо вырубать, другой уверен, что его еще можно спасти, вылечить. Какой процент от общего количества пораженных деревьев разграничивает понятие сплошных и выборочных рубок? Законодательно это не регулируется. Между тем речь ведь идет не только о безопасности леса, но и людей. Например, не так давно Камешковское лесничество было признано ответчиком по судебному разбирательству по ДТП. Дерево, пораженное вредителем, упало на дорогу из-за того, что не было вовремя вырублено. Такое тоже бывает.
Но для меня главное в этом вопросе ‑ исключить факты вырубки зеленых лесов. Я понимаю, что многие арендаторы, которым не хватает объема древесины, таким образом пытаются загрузить свои производственные площади. Но это не является «индульгенцией».
- Древесина нужна не только предприятиям лесопереработки, но и гражданам ‑ для личных нужд. Изменилось ли что-нибудь в этом вопросе в связи с новыми нормами законодательства?
- Государство взяло лесное хозяйство под жесткий контроль. Введены дополнительные меры, в том числе уголовные, за незаконное приобретение древесины, которая добыта нечестным путем. Это в первую очередь касается предприятий и организаций, но и граждане не могут стоять от этого процесса в стороне. Закон - для всех!
Наш губернатор Светлана Орлова приводила тревожные цифры: для личных нужд выделено древесины, достаточной для постройки более 3000 домов, а построено меньше 40. Один заявитель-погорелец обратился за древесиной, а участок к этому времени уже продал. Свое видение проблемы мы оформили в предложениях по внесению изменений в областной закон о порядке отпуска древесины для граждан. По нашему мнению, у заявителя на руках должны быть правоустанавливающие документы на землю. Это поможет отсечь махинаторов уже на начальном этапе.
- Проектов много, задачи сложные - в одиночку их не поднять...
- Совершенно верно. Я опираюсь на опыт сотрудников департамента и ГАУ «Владлесхоз», не запятнавших свою репутацию сомнительными сделками или управленческими решениями. Благодаря им Владимирская область не утратила добрые традиции ведения лесного хозяйства и лидирующих позиций. Команда у нас есть, и моя задача как директора департамента максимально поощрять профессионально подготовленных сотрудников ‑ от работников департамента до рядовых лесничих. Пользуясь случаем, я желаю всем работникам леса всего самого наилучшего: и в профессиональном плане, и в личной жизни. Наш труд, коллеги, важен для страны - об этом нельзя забывать.