Я же сторонник той точки зрения, что мудрый наш народ понимает одну простую вещь: в сегодняшней России жизнь каждого человека зависит всего от трех людей - его самого, его губернатора и его президента. Более того, первые двое тоже не могут повлиять ни на курс доллара, ни на уровень цен в магазине. Что уж говорить о местных депутатах, которые, сколько бы мы ни говорили «халва, халва», идут в местные Советы не для того, чтобы отдать свои силы, время и здоровье своим избирателям. От депутата местного Совета зависит разве что его личная карьера и бизнес-успех.
Депутат местного Совета не может даже влиять на личность сити-менеджера, поскольку отбор кандидатур сделали за него до выборов другие люди. Он не формирует меню. Тефтели - с рисом, котлеты - с картошкой. И менять нельзя!
Есть еще мнение, что вот если бы были прямые выборы мэра, то явка была бы сильно выше. Сомневаюсь. Голосование в Муроме, где выбирать Рычкова пришло чуть более 20 процентов взрослого населения, разрушает этот фантом. Ну, возможно, чуть поострее было бы в областной столице - но так, разница вряд ли была бы больше пределов статистической погрешности.
Давно и убежденно являюсь сторонником той точки зрения, что главы местного самоуправления должны быть включены в систему государственной власти. Губернатор, реализующий в территории политику главы государства, должен иметь право назначать глав ОМСУ. Они ведь, по сути, - его эмиссары на местах, они должны получать от губернатора и выполнять прямые команды руководителя области. Ровно так же, как губернатор в свою очередь получает и выполняет команды главы государства.
Сегодняшняя «двухголовая система» местного самоуправления, по сути, - это завуалированная под «демократию» практическая реализация жесткой связки губернатор - глава МСУ, только более дорогая и фарисейская.
Я не против демократии и выборов в принципе. Но система, когда местное самоуправление может формироваться народным волеизъявлением, будет работать только тогда, когда все без исключения муниципалитеты станут финансово самодостаточными.
Возможно ли это?
В обозримой перспективе - вряд ли.
Так стоит ли так настойчиво держаться надуманных принципов «народовластия», которые, во-первых, стоят дороже, во-вторых, все равно не работают, а в-главных - совершенно не востребованы самим народом?