Спектакль у него получился колоритным и психологически тонким. Он о нашем неумении видеть и чувствовать других, о потрясающем людском таланте упускать собственное счастье, а также о том, как часто мы, профукав настоящую любовь (или вовсе ее не дождавшись), подменяем ее ущербными комбинациями из боязни остаться в одиночестве и желания «жить не хуже людей».
Хотя Линас, как любой по-настоящему талантливый человек, вплоть до генеральной репетиции колебался в расстановке акцентов во взаимоотношениях персонажей. Размышлял ‑ жалеть их зрители должны или обсмеивать? В итоге в «Пяти вечерах» хватает и жалости к персонажам, и усмешки ‑ собственно, симбиоз двух этих качеств и называется «трогательностью». А блестяще подобранные художником-оформителем Маргаритой Мисюковой аутентичные для советских времен декорации (мебель, коврики, абажюры, сумочки, одежда - особенно мужские «семейники» и идеально чистые носочки у девушек под смешные для современного глаза угловатые «ботики») делают социально-эмоциональный срез той эпохи восхитительно завершенным.
В этой истории два главных персонажа - Ильин и Тамара. Два ‑ заметного второго плана, Слава и Катя. И два эпизодника, Зоя и Тимофеев, которые, несмотря на хронологическую малость своего участия, как раз помогают добавить важных штришков к портретам главных людей в истории и усилить эффект закономерной печальности в ситуации с их несбывшимися мечтами.
Главных играют Юрий Круценко и Любовь Гордеева. Его Ильин хорошо выглядит, он обаятелен и наглядно собой демонстрирует, почему на неунывающего мужика в любом возрасте хороший спрос. Он в командировке в городе своей юности, крутит романчик с работницей торговли (хорошей, нежной, но внешне огрубевшей) и прямо из ее квартиры смотрит на окна своей прежней, из юности, пассии. Досмотрелся до неудержимого желания увидеть ее снова ‑ и побежал-таки прямо от подушек расстроенной подружки Зои.
Она ‑ Тамара ‑ тоненькая, скукоженная, в дурацких бигуди, вся словно побитая молью тряпочка, тянущая лямку унылой повседневности и уже оставившая надежду устроить свою жизнь, что называется, «по-женски».
Они встречаются и ‑ зачем-то надувают щечки друг перед дружкой: дескать, оба довольны жизнью. Только она просто старается «держать фасон», уверяя, что так жить и хотела, а он врет о своей крутой должности на огромном заводе союзного значения. Она не понимает, что он врет. Видит великолепного принца, когда-то по дури упущенного. А вот он все про нее просекает сразу ‑ и, с минуту посмеявшись глазами над иронией судьбы, начинает реализовывать свое еще толком даже не оформившееся желание позаботиться о ней. Пожалеть. Приласкать. Начать бороться с ее ударами судьбы - вместо нее.
Но что с ней такое? То строит из себя принцессу, ставит условия, будто хороша, как Елена Прекрасная, и в приданом имеет королевство, а то унижается, набедокурив. Видимо, сказывается отсутствие опыта отношений, неумение подстраиваться под партнера и определенное скудоумие при вагоне нерастраченных «на безрыбье» эмоций. Он на этом словно обжигается ‑ и в неуверенности, страхе разочаровать ее признанием во вранье, пытается сделать то же самое, из-за чего потерял ее сто лет назад: трусит и бежит. Но вот сбежит ли?
А рядом другая пара, которая (это рефреном проходит по всем сценкам) очень похожа на Ильина с Тамарой в юности. Так что может наделать тех же ошибок. Или же ей повезет. Если, конечно, у племянника Тамары ‑ Славы ‑ хватит душевной щедрости и привязанности для того, чтобы мириться с излишне живым, напористым и непосредственным характером Кати. Позитивная болтушка, ночами поедающая сардельки и всегда говорящая все, что думает, ‑ она просто прелесть, но достать своей гиперактивностью тоже может. Наташа Демидова, играющая Катю, в этом спектакле просто бесподобна. А пьяная сценка на вокзале, когда девчушка пытается спасти отношения Ильина и Тамары, - это вообще нечто. Да и Слава у Толи Шалухина ‑ очень характерного актера - получился на загляденье: человеком с мятущимся внутренним миром, не до конца понимающим, чего он хочет, но уже умным и добрым. Так что хороший шанс им с Катей его герой точно дает.
Остаются Зоя и Тимофеев (Ирина Жохова и Андрей Щербинин). Статисты в жизни Ильина и Тамары, словно подчеркивающие несовершенство этого мира, в котором всегда, невзирая на уклад страны и политический строй, так много несчастных людей, не имеющих возможности добиться желаемого, а чаще просто не понимающих самих себя и окружающих. Или боязливых и нерешительных, или пробивных и грубых, как танки. Без крайностей никак. Зоя зачем-то хваталась за априори ускользающую соломинку ‑ от отчаяния? А он и вовсе пришел «нежданчиком» с цветами к женщине с растрепанными чувствами, пытающейся примирить себя с тем, что принца в ее жизни не было и нет. Хотя есть знающий и жалеющий ее мужчина, который, в общем-то, сам печалится, что он не принц.
...Лучше бы Тимофеев посмотрел на другие окна (те, откуда Ильин увидел возможность вернуться к незаконченному прошлому). «Не трусьте и научитесь видеть тех, кому вы, может быть, нужны», - словно говорит Линас Зайкаускас. Или мне так только кажется?