30 сентября 2015 в 17:35

Учитель истории владимирской школы № 15 Сергей Курасов: «В школе все должно быть гармонично»

Фото: автора
В школе, увы, редко встретишь учителя-мужчину. Да не просто мужика - физрука из анекдотов, а такого, который был бы образцом для подражания: без модных нынче «странностей» и рефлексий, мужественного, умного, любящего детей профессионала. Мы, как нам кажется, нашли одного из таких мужчин-педагогов. Знакомьтесь - учитель истории и обществознания владимирской школы № 15 Сергей Курасов. Ему 27 лет, и вот уже пятый год он учительствует.

- Сергей, это проблема, что в нашей школе не хватает педагогов-мужчин?

- Мужчин в школе мало - это безусловно. И это проблема. Недостаток мужского воспитания проявляется, прежде всего, в инфантильности мальчиков и в отсутствии у девочек представления о том, как к ним должен относиться нормальный воспитанный мужчина. Мужчина в школе призван быть образцом культуры, интеллигентности, рыцарства, порядочности, а с другой стороны - рационального поведения, образцом спокойного здравого смысла. В дореволюционной России мужчин-педагогов даже освобождали от службы в армии, потому-то их в школах и было больше. Учительский труд считался очень тяжелым, забиравшим много сил и нервов, но, в общем-то, высоко ценился. А уволившиеся педагоги получали неплохую пенсию.

Количественный перевес в школах женщин-педагогов у нас часто множится на то, что есть немало детей из неполных семей, где их воспитывают только мамы. И это воспитание даже для девочек-то не совсем подходит, потому что не рассказывает им, как должен вести себя нормальный мужчина. И уж совершенно оно не подходит для мальчиков.

Традиционное понимание того, в каких мужчин должны вырасти мальчики, сводится, как правило, к какому-то набору поведенческих функций, который должен или не должен делать настоящий мужчина. Например, мужчина не должен плакать, мужчина должен уметь постоять за себя и за своих близких, мужчина должен защищать слабых и женщин и т.д.

Все это бесспорно, и этим правилам могут научить и женщины. Но разница в том, что женщины учат этому на словах, а мужчины - на собственном примере. Особенно важно мужское воспитание в подростковом возрасте.

И вот пример. В конце учебного года мы с мальчиками ходили в поход на Спас-Купалище, работали в женском монастыре. Вначале они трудились неохотно: каникулы на носу, хорошая погода, речка рядом, им хотелось отдыхать и купаться. Но после двух-трех часов совместного физического мужского труда, шуток и общения все почувствовали единение. У ребят даже взгляд изменился.

В плане учителей-мужчин ученикам нашей школы повезло. Потому что у нас они есть. Одно время было даже девять мужчин-педагогов. Кроме учителей по труду и физкультуре еще и сам директор, математик, физик, два англичанина-историка... Наш математик Владимир Никифорович Кузнецов, кстати, сейчас работает директором школы при посольстве в Англии. Лично мне очень нравится работать в физматклассе, где почти одни мальчики и всего три девочки. Когда я пришел к ним в 7-й класс, они мне сказали: «Вы у нас третий!» Я подумал: дети своих учителей считают, как пилоты считали звездочки за сбитые самолеты противника... И я решил - буду с ними до конца. Очень сильный класс. Мне с ними интересно. Вот учу мальчишек уважительно к девочкам относиться.

- Вы с ними только на уроках занимаетесь?

- Нет, конечно. Обучение в школе не заканчивается. Мы общаемся и вне класса. Ходим в походы, участвуем в акциях «Ночь в музее»... Один раз даже на Князь-Владимирское кладбище поздно вечером ходили. Любим пешие экскурсии по городу. Владимир можно увидеть с иной стороны, если свернуть с центральных улиц на узкие улочки, к примеру на Муромскую или Спасскую. Вот где интересно! Вместе фильмы смотрим, книги читаем и обсуждаем. Кино как средство воспитания очень действенно. Вечером повесили экран в классе и на кинопроекторе посмотрели - как в кинотеатре. Смотрели «Список Шиндлера»... Фильм закончился, смеркалось, и я подумал, что надо что-то сказать. А дети сами предложили: «Давайте помолчим»...

- Какой теме посвящена ваша диссертация?

- Она о повседневности провинциального владимирского учительского института у Золотых ворот. Много интересного выяснил. К примеру, как в гражданскую войну строили высшее образование, какие интеллигенты здесь преподавали, какие конфликты им приходилось разрешать. Кстати, мужчин тогда в школе работало очень много. Да и в мировой педагогике что ни светило, то мужчина: Песталоцци, Корчак, Макаренко, Сухомлинский, Шаталов, Ямбург, Амонашвили...

- Как учитель-мужчина выживает в школе?

- Как говорил Гегель, свобода - это осознанная необходимость. Я сам свой выбор сделал. Учителю надо иметь призвание и много работать. Сейчас введены надбавки, премии, и в целом я получаю неплохую зарплату.

- Ваши любимые занятия в свободное время?

- Люблю, когда ранним утром, часа в четыре, выдвигаемся на сенокос целой компанией: папа, дядя и я. Роса на траве, солнце встает, косишь ряд за рядом и вдыхаешь все эти запахи. Работа на земле дает большую силу!

- Приходилось ли вам с хулиганами разбираться?

- Хулиганов среди моих учеников нет. Проблема в другом. Современные дети в условиях сильной загруженности родителей остаются почти что всеми брошенными. Кружки, секции не все сегодня могут себе позволить. А ребенку нужно внимание, общение. Мой предмет, особенно обществознание, позволяет с детьми говорить о взаимоотношениях в разных ситуациях.

Редко, но я встречаюсь с детской агрессией. Думаю, это от ощущения нестабильности в обществе, в семье. От неумения общаться и чувствовать. Чувства сегодня притупились. Далеко не все могут радоваться каждому дню и петь по утрам песни. Я, кстати, по утрам в школе хорошую веселую музыку включаю.

- Занятия с учениками приносят вам удовольствие?

- Конечно. Это и совместный поиск, и интерес, и открытия. Есть ученики, которые очень много читают, кино снимают и книги пишут. Вместе с ними занимаюсь научными исследованиями. К примеру, ездим в экспедиции и изучаем микротопонимы (местные названия) деревень Владимирской области. Мой ученик, 10-классник Егор Матросов, в апреле этого года с докладом на эту тему занял первое место на Всероссийской научной конференции школьников в Ярославле.

У нас в школе традиционно проходят Дни науки, искусства и творчества. Я - председатель научного общества. В этом году мои ученики представили девять докладов. Темы для работы выбираем вместе - навязывать нельзя, потому что очень важна личная заинтересованность детей.

- Есть ли у вас двоечники?

- Таких, которые ничего бы не хотели делать, нет. Учителю должно хватать мудрости, чтобы каждого подтолкнуть, заставить поверить в себя. Бывает, некоторые дети и читать-то как следует не могут... У некоторых свое понимание истории и общества. Был у меня такой выпускник - с очень рациональным мышлением. Я просто терялся: как его оценивать? Но вот о культуре своего народа (езидов) он знал все! Сочинял и исполнял песни на национальном инструменте. Для педагога важно научить детей ценить и понимать прошлое, понимая, что в его руках будущее.

Стараюсь всех заинтересовать. Часто я на уроки приношу различные артефакты. Топор, которому четыре тысячи лет. Или бивень мамонта... Сейчас у меня 10-й класс. Попросил их принести на урок пластилин. Для них это, конечно, шок. Задумались: что же они будут делать на уроке с сумасшедшим историком? А практическим заданием для них будет - слепить деревню эпохи палеолита или неолита.

В прошлом году пятиклашки мне такие вещи слепили! Мамонт лежит. Рядом человек с копь-

ем. Виден красный кусок мяса, ребра торчат. Насколько хорошо работает фантазия у детей! А самое главное, дети не только увидели историю, что человек в древности охотился так - они ее воссоздали, смоделировали.

- Сергей, расскажите о своей семье.

- Родом я из села Бутылицы Меленковского района. В моей родной школе был свой музей, а система обучения строилась на принципах Макаренко. Мама, зоотехник по образованию, была учителем сельхозтруда и заведующей школьным фермерским хозяйством. Мы вместе выращивали коров, овец, поросят. При школе был большой огород, и ученики всегда были при деле. Многое мне дали школа и семья. Старшая сестра - математик - сегодня работает завучем в школе № 2 Суздаля. Папа много лет был главным инженером совхоза. Семейные ценности очень важны для любого человека, особенно педагога.

- О чем мечтаете?

- Все мечты должны становиться реальностью. Уверен, например, что все мои ученики займут достойное место в жизни. Но для этого надо не мечтать, а действовать! И дружная семья у меня точно будет. Впрочем, и своих учеников - один год их было 175 человек - воспринимаю как своих близких.

- Какой видите школу будущего?

- Это школа, куда дети приходят не учиться, а познавать мир. Все должно быть гармонично, как инь и янь. И мужчины в школе должны быть! А еще условия и для получения знаний, и для отдыха.

ДОСЬЕ «ВВ»

Сергей Курасов родился в селе Бутылицы Меленковского района. 27 лет. С серебряной медалью окончил Бутылицкую школу, с красным дипломом - истфак (с немецким языком) ВлГУ. В школе работает пятый год. Кроме 26 часов школьной нагрузки Сергей Александрович читает лекции коллегам во Владимирском институте развития образования, где он - доцент кафедры образовательных технологий. Занимается с воспитанниками областной школы для одаренных детей. Заканчивает аспирантуру ВлГУ, готовится защитить диссертацию. Внештатный экскурсовод ВСМЗ.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
15 минут назад Во Владимире завершился региональный этап конкурса «Директор года»
В нем участвовали 19 руководителей из городских и сельских школ. В нынешнем году он прошел в четвертый раз. Всего за это время его участниками стали 69 руководителей образовательных учреждений.
50 минут назад Во Владимире появилась официальная копия картины авангардистки Ольги Розановой
Владимирский Музей непридуманных историй заключил соглашение с Государственной Третьяковской галереей, благодаря чему теперь в его постоянной экспозиции выставляется качественная копия знаменитой картины Ольги Розановой…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.