- Сергей, это проблема, что в нашей школе не хватает педагогов-мужчин?
- Мужчин в школе мало - это безусловно. И это проблема. Недостаток мужского воспитания проявляется, прежде всего, в инфантильности мальчиков и в отсутствии у девочек представления о том, как к ним должен относиться нормальный воспитанный мужчина. Мужчина в школе призван быть образцом культуры, интеллигентности, рыцарства, порядочности, а с другой стороны - рационального поведения, образцом спокойного здравого смысла. В дореволюционной России мужчин-педагогов даже освобождали от службы в армии, потому-то их в школах и было больше. Учительский труд считался очень тяжелым, забиравшим много сил и нервов, но, в общем-то, высоко ценился. А уволившиеся педагоги получали неплохую пенсию.
Количественный перевес в школах женщин-педагогов у нас часто множится на то, что есть немало детей из неполных семей, где их воспитывают только мамы. И это воспитание даже для девочек-то не совсем подходит, потому что не рассказывает им, как должен вести себя нормальный мужчина. И уж совершенно оно не подходит для мальчиков.
Традиционное понимание того, в каких мужчин должны вырасти мальчики, сводится, как правило, к какому-то набору поведенческих функций, который должен или не должен делать настоящий мужчина. Например, мужчина не должен плакать, мужчина должен уметь постоять за себя и за своих близких, мужчина должен защищать слабых и женщин и т.д.
Все это бесспорно, и этим правилам могут научить и женщины. Но разница в том, что женщины учат этому на словах, а мужчины - на собственном примере. Особенно важно мужское воспитание в подростковом возрасте.
И вот пример. В конце учебного года мы с мальчиками ходили в поход на Спас-Купалище, работали в женском монастыре. Вначале они трудились неохотно: каникулы на носу, хорошая погода, речка рядом, им хотелось отдыхать и купаться. Но после двух-трех часов совместного физического мужского труда, шуток и общения все почувствовали единение. У ребят даже взгляд изменился.
В плане учителей-мужчин ученикам нашей школы повезло. Потому что у нас они есть. Одно время было даже девять мужчин-педагогов. Кроме учителей по труду и физкультуре еще и сам директор, математик, физик, два англичанина-историка... Наш математик Владимир Никифорович Кузнецов, кстати, сейчас работает директором школы при посольстве в Англии. Лично мне очень нравится работать в физматклассе, где почти одни мальчики и всего три девочки. Когда я пришел к ним в 7-й класс, они мне сказали: «Вы у нас третий!» Я подумал: дети своих учителей считают, как пилоты считали звездочки за сбитые самолеты противника... И я решил - буду с ними до конца. Очень сильный класс. Мне с ними интересно. Вот учу мальчишек уважительно к девочкам относиться.
- Вы с ними только на уроках занимаетесь?
- Нет, конечно. Обучение в школе не заканчивается. Мы общаемся и вне класса. Ходим в походы, участвуем в акциях «Ночь в музее»... Один раз даже на Князь-Владимирское кладбище поздно вечером ходили. Любим пешие экскурсии по городу. Владимир можно увидеть с иной стороны, если свернуть с центральных улиц на узкие улочки, к примеру на Муромскую или Спасскую. Вот где интересно! Вместе фильмы смотрим, книги читаем и обсуждаем. Кино как средство воспитания очень действенно. Вечером повесили экран в классе и на кинопроекторе посмотрели - как в кинотеатре. Смотрели «Список Шиндлера»... Фильм закончился, смеркалось, и я подумал, что надо что-то сказать. А дети сами предложили: «Давайте помолчим»...
- Какой теме посвящена ваша диссертация?
- Она о повседневности провинциального владимирского учительского института у Золотых ворот. Много интересного выяснил. К примеру, как в гражданскую войну строили высшее образование, какие интеллигенты здесь преподавали, какие конфликты им приходилось разрешать. Кстати, мужчин тогда в школе работало очень много. Да и в мировой педагогике что ни светило, то мужчина: Песталоцци, Корчак, Макаренко, Сухомлинский, Шаталов, Ямбург, Амонашвили...
- Как учитель-мужчина выживает в школе?
- Как говорил Гегель, свобода - это осознанная необходимость. Я сам свой выбор сделал. Учителю надо иметь призвание и много работать. Сейчас введены надбавки, премии, и в целом я получаю неплохую зарплату.
- Ваши любимые занятия в свободное время?
- Люблю, когда ранним утром, часа в четыре, выдвигаемся на сенокос целой компанией: папа, дядя и я. Роса на траве, солнце встает, косишь ряд за рядом и вдыхаешь все эти запахи. Работа на земле дает большую силу!
- Приходилось ли вам с хулиганами разбираться?
- Хулиганов среди моих учеников нет. Проблема в другом. Современные дети в условиях сильной загруженности родителей остаются почти что всеми брошенными. Кружки, секции не все сегодня могут себе позволить. А ребенку нужно внимание, общение. Мой предмет, особенно обществознание, позволяет с детьми говорить о взаимоотношениях в разных ситуациях.
Редко, но я встречаюсь с детской агрессией. Думаю, это от ощущения нестабильности в обществе, в семье. От неумения общаться и чувствовать. Чувства сегодня притупились. Далеко не все могут радоваться каждому дню и петь по утрам песни. Я, кстати, по утрам в школе хорошую веселую музыку включаю.
- Занятия с учениками приносят вам удовольствие?
- Конечно. Это и совместный поиск, и интерес, и открытия. Есть ученики, которые очень много читают, кино снимают и книги пишут. Вместе с ними занимаюсь научными исследованиями. К примеру, ездим в экспедиции и изучаем микротопонимы (местные названия) деревень Владимирской области. Мой ученик, 10-классник Егор Матросов, в апреле этого года с докладом на эту тему занял первое место на Всероссийской научной конференции школьников в Ярославле.
У нас в школе традиционно проходят Дни науки, искусства и творчества. Я - председатель научного общества. В этом году мои ученики представили девять докладов. Темы для работы выбираем вместе - навязывать нельзя, потому что очень важна личная заинтересованность детей.
- Есть ли у вас двоечники?
- Таких, которые ничего бы не хотели делать, нет. Учителю должно хватать мудрости, чтобы каждого подтолкнуть, заставить поверить в себя. Бывает, некоторые дети и читать-то как следует не могут... У некоторых свое понимание истории и общества. Был у меня такой выпускник - с очень рациональным мышлением. Я просто терялся: как его оценивать? Но вот о культуре своего народа (езидов) он знал все! Сочинял и исполнял песни на национальном инструменте. Для педагога важно научить детей ценить и понимать прошлое, понимая, что в его руках будущее.
Стараюсь всех заинтересовать. Часто я на уроки приношу различные артефакты. Топор, которому четыре тысячи лет. Или бивень мамонта... Сейчас у меня 10-й класс. Попросил их принести на урок пластилин. Для них это, конечно, шок. Задумались: что же они будут делать на уроке с сумасшедшим историком? А практическим заданием для них будет - слепить деревню эпохи палеолита или неолита.
В прошлом году пятиклашки мне такие вещи слепили! Мамонт лежит. Рядом человек с копь-
ем. Виден красный кусок мяса, ребра торчат. Насколько хорошо работает фантазия у детей! А самое главное, дети не только увидели историю, что человек в древности охотился так - они ее воссоздали, смоделировали.
- Сергей, расскажите о своей семье.
- Родом я из села Бутылицы Меленковского района. В моей родной школе был свой музей, а система обучения строилась на принципах Макаренко. Мама, зоотехник по образованию, была учителем сельхозтруда и заведующей школьным фермерским хозяйством. Мы вместе выращивали коров, овец, поросят. При школе был большой огород, и ученики всегда были при деле. Многое мне дали школа и семья. Старшая сестра - математик - сегодня работает завучем в школе № 2 Суздаля. Папа много лет был главным инженером совхоза. Семейные ценности очень важны для любого человека, особенно педагога.
- О чем мечтаете?
- Все мечты должны становиться реальностью. Уверен, например, что все мои ученики займут достойное место в жизни. Но для этого надо не мечтать, а действовать! И дружная семья у меня точно будет. Впрочем, и своих учеников - один год их было 175 человек - воспринимаю как своих близких.
- Какой видите школу будущего?
- Это школа, куда дети приходят не учиться, а познавать мир. Все должно быть гармонично, как инь и янь. И мужчины в школе должны быть! А еще условия и для получения знаний, и для отдыха.
ДОСЬЕ «ВВ»
Сергей Курасов родился в селе Бутылицы Меленковского района. 27 лет. С серебряной медалью окончил Бутылицкую школу, с красным дипломом - истфак (с немецким языком) ВлГУ. В школе работает пятый год. Кроме 26 часов школьной нагрузки Сергей Александрович читает лекции коллегам во Владимирском институте развития образования, где он - доцент кафедры образовательных технологий. Занимается с воспитанниками областной школы для одаренных детей. Заканчивает аспирантуру ВлГУ, готовится защитить диссертацию. Внештатный экскурсовод ВСМЗ.