На глаз и на ось
Если въезжать в Ковров со стороны трассы М7, то «движуха» чувствуется. Если не считать совершенно дикой парковки у офиса налоговой инспекции, дороги вполне приличные. Хоть и узковаты. Увы, пока еще нет бордюров, но обочины - без жутких ям. Справа впечатляющая стройка крытой ледовой арены, которая на контроле у губернатора и федеральных властей. Там на прилегающей территории укладывают тротуарную плитку.
Главная здесь артерия - улица Комсомольская. Это многострадальная магистраль. Она долгие годы вызывала справедливые претензии автолюбителей. Работы на Комсомольской сейчас продолжаются на тротуарах (да, в Коврове начали делать и тротуары!). В августе шла реконструкция проезжей части, но сейчас автотранспорт движется без помех.
После площади 200-летия Комсомольская переходит в проспект Ленина. По нему тоже возможно ехать ровно. Но обе улицы остро нуждаются в расширении. О расширении хотя бы Комсомольской мечтают все мэры Коврова, но это дело чревато многочисленными спорами с частным сектором, который своими палисадами выползает чуть ли не на проезжую часть. Хватит ли воли у мэра Зотова? Время покажет.
После путепровода над железной дорогой въезжаю в «историческое ядро». Улица Дегтярева в порядке. Ямочно-карточным способом ее дорожники прошли. Подлатали и выезд в сторону Камешкова.
И да! В городе появилась, по сути, новая асфальтированная улица Тургенева. Она отчасти дублирует Комсомольскую. Ее сразу делали «цивильной»: с тротуарами и локальными ливневыми стоками. Это вселяет надежду, что асфальт не растает после первой зимы. Появился тротуар и на улице Маяковского, рассекающей город с запада на восток. Тротуар совмещен с велодорожкой.
Заметен ямочный ремонт второстепенных улиц, правда, пока без «захода» во дворы. Там водители по-прежнему переваливаются с кочек на ямы в поисках парковки. Но в целом впечатление, с учетом того, что было раньше, благоприятное.
Дорожная техника сейчас активно работает на многих улицах, и это немного смущает - как обычно, лета не хватило? Работники мэрии привычно ссылаются на сроки проведения торгов и на то, что средства областного бюджета поступили только во втором полугодии.
Город ждет
О средствах нам рассказал вице-мэр Коврова Максим Киселев. Пару месяцев назад он уже рассказывал «ВВ» о принципиально новых подходах к ремонту городских дорог. Максим Владимирович в должности третий месяц, но результаты уже есть.
Общий объем финансирования дорожных работ в Коврове в этом году ‑ 184,8 миллиона рублей. Львиная доля ‑ 154 миллиона ‑ областные деньги.
- В среднем ежегодно на дорожный ремонт нам необходимо не менее 100 миллионов, - говорит Киселев. ‑ А с учетом длительного недофинансирования дорожной инфраструктуры неплохо хотя бы несколько лет осваивать по 200 миллионов ежегодно, чтобы сформировать «дорожную базу». Именно этим администрация Коврова при поддержке АВО и занимается последние годы.
Киселев показал нам «историю болезни» ковровских дорог. Это справка о динамике финансирования с 2007 года. Городской бюджет ежегодно наскребал на дороги по 30-40 миллионов. Вся надежда была на область. Но та сигналы из Коврова слышала, мягко говоря, далеко не всегда. Менее всего повезло с поддержкой региона Виктору Каурову. Из-за специфического отношения к нему прежней команды АВО Кауров за весь период работы мэром получил на дороги из области менее 11 миллионов!
Адекватное финансирование дорожной инфраструктуры началось ровно с начала губернаторства Светланы Орловой. В 2013-2015 годах в дороги Коврова планомерно вкладываются деньги. Ежегодно - не менее 100 миллионов рублей. «При Орловой» город совокупно получил на ремонт дорог 644,5 миллиона.
И вот - первые очевидные результаты.
- Основные работы завершены. Остался небольшой объем, надеюсь, дорожники уложатся до середины октября. В результате конкурсных торгов образовалась экономия бюджетных средств в размере 7,7 миллиона рублей. Этих денег хватило на ремонт небольшой улицы Циолковского. Именно на этом участке и продолжатся работы в октябре, - пояснил Киселев.
Асфальт по осени считают?
Или по весне?
Выборочное общение с жителями Коврова дало примерно ту же картинку, что и личные впечатления. Горожане видят и ценят качественные перемены и уповают на то, что этот асфальт не на один год. Кстати, дорожное покрытие в этом году впервые за много лет укладывают на подложку из гранитной щебенки. Это дороже, но надежнее. А сам состав асфальтной смеси на порядок лучше по качеству и прочности.
Но аппетит приходит во время еды, и ковровчане уже говорят о том, что такие дороги надо соответственно и освещать. И вдоль тротуаров лавочки бы не помешали. И это хороший тренд. Ковров ‑ город-труженик, он давным-давно заслужил внимания, поддержки и достойного отношения к себе.
Приведу мнения и оценки некоторых известных ковровчан. Александр Тменов, генеральный директор ОАО «Завод им. В.А.Дегтярева», тоже заметил, что дороги в целом стали лучше:
- Но пока о кардинальных изменениях говорить рановато. Жаль, что по-прежнему центральные улицы, такие как Дегтярева, ремонтируют ямочно. Есть вопросы к тому, насколько эффективно расходуются бюджетные средства. Надеюсь по окончании ремонтных работ услышать подробный отчет от депутатов и работников мэрии. А главный результат дорожных работ мы увидим весной.
Кстати, «ЗиД» в этом году и сам внес вклад в благоустройство Коврова. Предприятие реконструирует участок улицы Первомайской, прилегающей к центральным проходным завода. Ремонт связан с предстоящим в 2016 году 100-летием «ЗиДа». Ранее капремонт за счет завода прошел на улице Труда, также у центральных проходных. Теперь это одно из самых благоустроенных мест в городе.
Сергей Гришанков, заместитель генерального директора СК «Континент», считает, что по городу стало реально проехать практически везде:
- То, что качество асфальта кардинально иное, уже вижу. Но рассчитываю, что наша администрация и депутаты проверят качество и заставят подрядчиков исправить все недоработки, если такие будут.
«Континент» - одна из крупных ковровских компаний-девелоперов. Фирма в последнее время активно застраивает южную часть города. И в их проектах уже заложено благоустройство придомовых территорий.
Вячеслав Арсентьев, глава города в 1998-2005 годах, с 2010 по 2012 год - председатель горсовета, ныне действующий депутат горсовета, говорит, что впервые за долгий период Ковров увидел адекватное финансирование дорожного ремонта, на которое можно что-то делать:
- Но, разумеется, за работу надо спрашивать. На всех этапах работ контроль осуществлялся, в том числе и депутатский. Среди всех объектов особо отмечу дорогу на Погост, которую делали капитально, как надо.
В свое время Арсентьев был одним из активных лоббистов формирования проектной документации на такие объекты, как въезд в Ковров, дорога на Погост и другие. Серьезная стройка начинается с проектов, которые недешевы. Но в Коврове нашли деньги и получили результат.
Олег Поплавский в 2007-2009 годах руководил ООО «Центр-ЖКХ», которое производило большинство дорожных работ в Коврове:
- Дороги делают примерно так же, как мы в свое время делали улицы Строителей, Космонавтов и дорогу в микрорайон Заря. До 2015 года это были лучшие дороги в Коврове. Теперь к ним добавились новые магистрали. Я рад и доволен. Но уже сегодня надо думать, кто и как будет отстроенные дороги содержать. Каждые 3-4 года, как бы основательно ни была сделана дорога, надо восстанавливать слой износа. Тогда и до ям-колдобин не дойдет.