На дошкольном уровне
Потому чиновники от образования в нашей области считают: разумно переводить детей, которые могут учиться со сверстниками (с сохраненным интеллектом), в обычные классы и группы, создавая для них условия, и одновременно сохранять специализированные учреждения - для тех, кому они необходимы.
К примеру, уже много лет в специализированном детсаду № 4 г. Владимира занимаются обучением, воспитанием и реабилитацией глухих и слабослышащих малышей. Да, к сожалению, их приходится отрывать от родителей, особенно если они не владимирские. Но это жизненная необходимость - иначе как им дальше жить? В результате дети-выпускники к семи годам умеют говорить и готовы к дальнейшему обучению в школе - опять-таки в специализированных классах и интернатах.
- У нас создана система выявления и своевременной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья, - говорит директор департамента образования области Ольга Беляева. - Ведется регистр таких ребят. Ведущая роль отводится психолого-медико-педагогической комиссии, которая взаимодействует с МСЭ. За последний год комиссия приняла 3780 детей.
В нашей области открыты три группы для глухих детей дошкольного возраста, 12 групп - для слабовидящих, 156 - с речевыми отклонениями, 16 - с задержкой умственного развития, одна - для ребят со сложной структурой дефекта. Кроме того, на базе ДОУ работают 134 логопедических пункта.
- В Собинском и Селивановском районах недавно организовано сопровождение детей-инвалидов, - сообщает Ольга Беляева. - Результаты потрясающие: очень большое продвижение в развитии благодаря созданию особых психологических условий.
На 1 сентября этого года 1020 детей дошкольного возраста имеют инвалидность. Из них 67% посещают детские сады. Для остальных на базе 139 ДОУ работают консультативные методцентры, куда могут обратиться за помощью родители ребенка-инвалида. Недавно такой центр открыт и в ВИРО (Владимирском институте развития образования).
Безбарьерная среда
Большой сдвиг произошел в этом направлении со школами. Еще год назад были частично или полностью доступны для ребят с ограниченными возможностями 52 школы, а в этом уже 70. В прошлом году на создание условий для таких детей из областного бюджета направили 127 млн рублей, в этом - 138 млн. Образцовой в этом плане является Вязниковская санаторная школа-интернат.
А что же школы?
Во Владимирской области сохранена сеть коррекционных школ, в том числе и 23 специализированных интерната, где для ребят бесплатны питание, форма, учебники. На содержание одного ребенка бюджет выделяет по 260 тысяч рублей в год.
- Как правило, в специализированных школах детей учат адаптироваться в обществе, дают основы трудового обучения - ребята осваивают по нескольку профессий и могут идти учиться дальше в средние профучреждения, - говорит Ольга Беляева. - Но иногда родители не слышат рекомендации специалистов, отдают своих особенных детей с отставанием в умственном развитии в обычную школу, совершая ошибку.
Всего в школах учатся 1318 ребят с инвалидностью. Из них 562 человека - в обычных школах. В основном это дети с сохраненным интеллектом. Кроме того, 71 школа предоставляет услуги дистанционного образования.
Жалобы и проблемы
- Инклюзив начинается не с помещения, а с головы педагога, - убежден председатель областной общественной организации ВОИ Михаил Осокин. - Важно, чтобы дети-инвалиды не были изгоями в обычном классе. К сожалению, пока у нас только 10% учителей со специальной подготовкой.
Причем иной раз не только учителя ведут себя профессионально некомпетентно, но и директора школ. Это подтвердил заместитель председателя общественной организации АРДИ «Свет» Юрий Кац, рассказав недавний случай: директор школы просто отчислил ребенка-инвалида из школы.
- Получается, что не все руководители знают законы! - возмущен общественник. - Сегодня право на обучение имеют абсолютно все дети. Необучаемых нет!
Слабую подготовку слепых ребят - и в плане образования, и в плане самостоятельности - отмечает председатель областной общественной организации ВОС Сергей Войнов.
- Это выяснилось после того, как в центр профессиональной подготовки инвалидов ВлГУ набрали группу слепых студентов, - говорит он. - Не знаю, смогли бы они учиться, если бы кураторство над ними не взяла преподаватель, которая сама слабовидящая. К сожалению, наши учреждения испытывают дефицит тифло-педагогов. А ВлГУ их не готовит.
Льготы ребенку-инвалиду
1) право на первоочередное зачисление в ДОУ;
2) плата за содержание в детском саду с родителей не взимается;
3) средств на дошкольное образование такого ребенка областной бюджет выделяет в три раза больше;
4) по личному заявлению родители за занятия по обучению ребенка на дому имеют право на компенсационные выплаты - 970 рублей в месяц.