13 октября 2015 в 17:54

«Инклюзивное образование начинается с головы педагога»

В связи с выделенным в новом федеральном законе инклюзивным образованием во многих регионах стали закрывать специализированные детские учреждения. Ведь если можно, то пусть все дети учатся вместе. Причиной такого решения стала очевидная экономия, ведь на содержание ребенка-инвалида в специнтернате или детском саду бюджетных денег идет в несколько раз больше, чем в обычном. Однако не все так просто. Ритм современной школы и переполненность классов зачастую не дают возможность особенным детям чувствовать себя хорошими учениками.

На дошкольном уровне

Потому чиновники от образования в нашей области считают: разумно переводить детей, которые могут учиться со сверстниками (с сохраненным интеллектом), в обычные классы и группы, создавая для них условия, и одновременно сохранять специализированные учреждения - для тех, кому они необходимы.

К примеру, уже много лет в специализированном детсаду № 4 г. Владимира занимаются обучением, воспитанием и реабилитацией глухих и слабослышащих малышей. Да, к сожалению, их приходится отрывать от родителей, особенно если они не владимирские. Но это жизненная необходимость - иначе как им дальше жить? В результате дети-выпускники к семи годам умеют говорить и готовы к дальнейшему обучению в школе - опять-таки в специализированных классах и интернатах.

- У нас создана система выявления и своевременной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья, - говорит директор департамента образования области Ольга Беляева. - Ведется регистр таких ребят. Ведущая роль отводится психолого-медико-педагогической комиссии, которая взаимодействует с МСЭ. За последний год комиссия приняла 3780 детей.

В нашей области открыты три группы для глухих детей дошкольного возраста, 12 групп - для слабовидящих, 156 - с речевыми отклонениями, 16 - с задержкой умственного развития, одна - для ребят со сложной структурой дефекта. Кроме того, на базе ДОУ работают 134 логопедических пункта.

- В Собинском и Селивановском районах недавно организовано сопровождение детей-инвалидов, - сообщает Ольга Беляева. - Результаты потрясающие: очень большое продвижение в развитии благодаря созданию особых психологических условий.

На 1 сентября этого года 1020 детей дошкольного возраста имеют инвалидность. Из них 67% посещают детские сады. Для остальных на базе 139 ДОУ работают консультативные методцентры, куда могут обратиться за помощью родители ребенка-инвалида. Недавно такой центр открыт и в ВИРО (Владимирском институте развития образования).

Безбарьерная среда

Большой сдвиг произошел в этом направлении со школами. Еще год назад были частично или полностью доступны для ребят с ограниченными возможностями 52 школы, а в этом уже 70. В прошлом году на создание условий для таких детей из областного бюджета направили 127 млн рублей, в этом - 138 млн. Образцовой в этом плане является Вязниковская санаторная школа-интернат.

А что же школы?

Во Владимирской области сохранена сеть коррекционных школ, в том числе и 23 специализированных интерната, где для ребят бесплатны питание, форма, учебники. На содержание одного ребенка бюджет выделяет по 260 тысяч рублей в год.

- Как правило, в специализированных школах детей учат адаптироваться в обществе, дают основы трудового обучения - ребята осваивают по нескольку профессий и могут идти учиться дальше в средние профучреждения, - говорит Ольга Беляева. - Но иногда родители не слышат рекомендации специалистов, отдают своих особенных детей с отставанием в умственном развитии в обычную школу, совершая ошибку.

Всего в школах учатся 1318 ребят с инвалидностью. Из них 562 человека - в обычных школах. В основном это дети с сохраненным интеллектом. Кроме того, 71 школа предоставляет услуги дистанционного образования.

Жалобы и проблемы

- Инклюзив начинается не с помещения, а с головы педагога, - убежден председатель областной общественной организации ВОИ Михаил Осокин. - Важно, чтобы дети-инвалиды не были изгоями в обычном классе. К сожалению, пока у нас только 10% учителей со специальной подготовкой.

Причем иной раз не только учителя ведут себя профессионально некомпетентно, но и директора школ. Это подтвердил заместитель председателя общественной организации АРДИ «Свет» Юрий Кац, рассказав недавний случай: директор школы просто отчислил ребенка-инвалида из школы.

- Получается, что не все руководители знают законы! - возмущен общественник. - Сегодня право на обучение имеют абсолютно все дети. Необучаемых нет!

Слабую подготовку слепых ребят - и в плане образования, и в плане самостоятельности - отмечает председатель областной общественной организации ВОС Сергей Войнов.

- Это выяснилось после того, как в центр профессиональной подготовки инвалидов ВлГУ набрали группу слепых студентов, - говорит он. - Не знаю, смогли бы они учиться, если бы кураторство над ними не взяла преподаватель, которая сама слабовидящая. К сожалению, наши учреждения испытывают дефицит тифло-педагогов. А ВлГУ их не готовит.

Льготы ребенку-инвалиду

1) право на первоочередное зачисление в ДОУ;

2) плата за содержание в детском саду с родителей не взимается;

3) средств на дошкольное образование такого ребенка областной бюджет выделяет в три раза больше;

4) по личному заявлению родители за занятия по обучению ребенка на дому имеют право на компенсационные выплаты - 970 рублей в месяц.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
сегодня в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…