14 октября 2015 в 18:20

Поэт Есенин в Гусь приехал «зайцем»

История эта полна загадок и почти мистических совпадений. Судите сами: о связях Сергея Есенина с нашим краем неизвестно почти ничего, кроме факта знакомства в десятых годах прошлого века и поэтической дружбы с однокурсниками по университету Шанявского и тоже тогда молодыми поэтами Дмитрием Семеновским и Николаем Колоколовым, приехавшими в Москву из Владимирской губернии.

История этих отношений, приведшая к описанному далее событию, - и есть первая загадка, требующая собственного исследования. А первым совпадением в этой почти детективной истории можно считать то, что дружба их, видимо, не была случайной. Начинающих поэтов свело вместе не только желание «объять необъятное» мировой культуры, от которой они были отлучены далями русской провинции, но и родство в направленности дарований («Какая нежность!» - восхищался Есенин стихами Дмитрия Семеновского) и одновременно бунтарский характер, который заставил готовившегося в сельские учителя Есенина превратиться в «поэта-хулигана», а владимирских семинаристов стать участниками тайного кружка, взбаламутить тишину церковного учебного заведения и покинуть его с «волчьим билетом». Не случайно и то, что пути молодых литераторов пересеклись именно в народном университете имени Шанявского, принимавшем слушателей без каких-либо сословных и полицейских ограничений.

Загадка вторая ‑ вечная загадка человеческого характера ‑ состоит в том, что, интересуясь погодой в Америке, мы часто не замечаем того, что творится у нас под боком, читая захватывающий роман, не знаем, что в соседней квартире живет человек, чья жизнь достойна книги. Вот и произошло в нашей истории второе совпадение: учительница обычной средней школы города Гусь-Хрустального Алла Николаевна Лебедева подружилась с соседкой-старушкой Анной Ивановной Буриной. Бабушка заходила поговорить о жизни, о Боге, и Алла Николаевна, сама человек верующий, открыла в сухонькой девяноста с лишним лет женщине умного и интересного собеседника.

Жизнь Анны Ивановны оказалась достойной пера писателя: дворянские корни, простое рязанское детство, сиротство, попытка уйти в монастырь и долгая тяжелая трудовая жизнь на фоне фантастических зигзагов отечественной истории с судьбоносными встречами: духовник, отговоривший от монастыря, царь, показавшийся незначительным, мужчина, подаривший счастье любви и семейной жизни, чудо-странник, спасший ее и троих детей от голода…

Пораженная богатством событий жизни соседки, открывавшимся не в один вечер, учительница спросила однажды наугад: «Баба Аня, а Есенина ты не видела?» «Как же, - отвечала Анна Ивановна, - здесь, в Гусе, чай вместе пили!» Оправившись от первого шока, Лебедева постаралась записать воспоминания соседки, понимая всю их ценность. Это стало самым большим и неожиданным открытием: Анна и Сергей оказались приятелями детства. Их подружили рязанские просторы: игры, купания в Оке, юношеские споры…

Но 95-летняя Анна Ивановна вскоре умерла и унесла в мир иной тайну и подробности своих отношений с поэтом. Однако Бурина успела рассказать, как Сергей Есенин оказался в Гусь-Хрустальном.

Произошло это летом 1917 года. Анна Орловская (девичья фамилия Буриной) жила в Гусь-Хрустальном на воспитании у дяди после смерти родителей. В тот день Аннушка шла из Георгиевского собора, где пела в церковном хоре. «Кажется, - вспоминает Анна Ивановна, - была Казанская».

Вдруг кто-то громко воскликнул: «Да тут и наши рязанские есть!» Обернувшись, она увидела Сергея Есенина, своего давнего приятеля. Он шел от вокзала к привлекшему его внимание храму, когда увидел девушку. Надо сказать, что храм, выстроенный Бенуа и украшенный Васнецовым, расположен в прямой видимости от железнодорожного вокзала города. Сергей рассказал, что ехал во Владимир на встречу с поэтом Николаем Колоколовым. Почему ему пришлось сойти с поезда на середине пути, Есенин не объяснил, но сообщил, что решил возвращаться обратно в Рязанскую губернию вечерним поездом. Все выяснилось, когда Анна узнала, что у Сергея нет ни копейки денег. Видимо, его ссадил кондуктор как безбилетного, и назад ехать он тоже собирался «зайцем». Аннушка пригласила земляка в гости, они прошли по улицам города до Слободки (ныне ул. Октябрьская), где Анна жила, мимо озера, которое Есенину очень понравилось.

Несколько часов друзья провели за столом перед раскрытым в сад окном за разговорами и чаем. Вспоминали детство, отрочество, общие проказы, друзей, знакомых и родственников. Сергей тут же что-то писал в маленькую карманную книжечку, и Анюте сказал, что это стихи про них, их разговоры, ее кошку, которая вскочила Есенину на плечо и устроилась там. Анна Ивановна вспоминает, что он читал стихи про мать и про ребенка, спящего в колыбели…

Говорили они обо всем, что составляет жизнь молодых людей. Особенно спорили о вере в Бога, о соблюдении поста. Есенин бережно отнесся к убеждениям девушки, и когда речь зашла о его разочаровании в вере, ей запомнилась фраза «тебе этого знать не надо».

По словам Анны Ивановны, ей врезалась в память история о том, как однажды Есенин пошел куда-то из деревни и заблудился. Да так, что когда подошла темная ночь, нужно было найти, где ночевать, а ни следа жилья поблизости не было. Увидел он две отдельно стоявшие березки и решил переночевать под ними. Подошел, а за ними ‑ стог сена, он забрался в стог (а в нем будто разобрана лежанка) и крепко заснул. Проснулся перед рассветом от голоса: «С неба глаз мой видит тебя ‑ вставай!» Выскочил из стога ‑ но рядом никого не нашел. Потом покоя не давала мысль, что же это было. Когда вернулся домой, рассказал все матери, а она ему: «Эх, сынок, сынок, надо больше держать сердце Богу». И Сергей сказал, что заплакал тогда, а матушка: «Благодари Бога и проси у него прощения».

Во время разговора с Аннушкой Сергей продолжал записывать что-то в книжечку. День пролетел незаметно, а к вечеру Анна уговорила Есенина взять деньги хотя бы на билет на поезд, на паром же, который должен был перевезти его потом через Оку, тот брать деньги категорически отказался, слегка похвастав, что там «все свои». Аня проводила Сергея на вокзал: «Он помахал мне в окно рукой». Обещал написать письмо, и действительно, в августе она получила от него приглашение в гости. Позже родственники из Москвы передавали Анне приветы от поэта и его молодой жены, но больше они уже никогда не встречались.

Письмо Есенина и автограф стихотворения, подаренный при встрече, утеряны, Анна Ивановна умерла на 96-м году жизни, и единственным свидетельством пребывания Есенина в Гусь-Хрустальном остаются неполные записи ее воспоминаний. В начале 2000-х годов Алла Лебедева передала аудиозаписи разговоров с соседкой мне. Вместе мы надеялись обнародовать материалы во владимирской периодике, но не получилось... Сейчас, в год, объявленный в России Годом литературы, я решилась вновь достать эти записи. Может быть, народный поэт станет ближе жителям Владимирской земли после того, как будет раскрыта тайна мимолетного визита Есенина в наш край?

Ольга Гагина,

научный сотрудник отдела изобразительного и прикладного искусства Владимиро-Суздальского музея-заповедника

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…