14 октября 2015 в 18:30

Правила счета

Наша газета посвятила разным переписным кампаниям не одну публикацию. Но вот началась Микроперепись-2015, и мы решили взглянуть на эту важную государственную акцию глазами тех, кто непосредственно работает с населением, проводит эту самую перепись. Наш корреспондент отправился по адресам респондентов вместе с переписчиком Ольгой Николаевной Афанасьевой.

С планшетом наперевес

С Ольгой Николаевной мы встречаемся на автобусной остановке рядом с указателем «Оборино». Именно эту деревню мы сегодня и будем переписывать.

У остановки есть доска объявлений. На ней самое яркое пятно ‑ листовка, призывающая участвовать в переписи. А через дорогу и первый дом, куда мы сегодня заглянем. Этот белый дом на две семьи, чем-то напоминающий мазанку, - местная достопримечательность. Известен на всю округу тем, что первым был газифицирован.

Хозяева одной из квартир, Сергей и Елена, как раз дома. Они соглашаются пройти анкетирование. А вот жильцы другой половины дома в отъезде, и переписчику придется прийти по этоту адресу еще раз. Так что каждую улицу приходится по три-четыре раза обходить. Но Ольга Николаевна не расстраивается. Для нее это к тому же и повод еще раз порадоваться выданному для анкетирования планшету.

- Представляете, раньше целый чемодан бумаг приходилось с собой таскать. А теперь только планшет в сумке, - показывает она новенький гаджет. - Анкету заполняем сразу в электронном виде. Ну, для страховки я всегда беру и несколько бумажных бланков, вдруг техника засбоит. Тогда заполню бумажную анкету, а потом перенесу данные в программу.

Работа не для пугливых

В зону ответственности Ольги Афанасьевой входят деревни Оборино, Немцово и частный сектор села Спасское. Она и сама живет в Спасском. Несколько лет была сельским старостой и знает всех односельчан. Да и профессия ее - клубный работник - предполагает умение и желание позитивно общаться с людьми.

К тому же для Ольги Николаевны это уже четвертая переписная кампания. Опыт большой. Скажем так: именно на таких людей, как Ольга Николаевна - ответственных, известных землякам, позитивных и авторитетных, - организаторы переписей и делают ставку.

Перед каждой кампанией для переписчиков проводят учебу. Учат не только устанавливать контакт с респондентами, соблюдать все положенные законом формальности, правильно заполнять анкеты, но и тому, как снизить риски.

- Всякое же бывает. Есть «нехорошие» квартиры и даже целые районы. Нам на курсах, например, рекомендовали на площадке звонить сразу во все квартиры. И респондентам спокойнее, когда они видят, что о «гостях» знают и их соседи, - рассказывает Ольга Афанасьева. - И переписчику безопаснее: если на площадке есть «нехорошая квартира», то опять же ее обитатели на глазах у соседей хулиганить поостерегутся. Учили нас и тому, как уходить от пьяных, если уж получилось так, что ты уже в квартире обнаруживаешь неадекватных людей...

В многоквартирных домах переписчиков иногда сопровождают старшие по дому или подъезду. Теоретически можно пригласить и участкового, но на практике такой совместный с полицией обход требуется редко. Зато нередко в городах переписчики ходят парами, отрабатывая сначала один участок, а потом - участок напарницы. Бывает, что женщин-переписчиков сопровождают мужья.

Рассказывали нам и о случае этой переписи, когда молоденькой девчонке-переписчице не только не открыли дверь, но и вызвали полицию. Девушке пришлось мерзнуть в ожидании правоохранителей. И не уйдешь, положено в такой ситуации дождаться полицию, чтобы после не было кривотолков. И при этом всегда нужно сохранять спокойствие и доброжелательность к респондентам.

В общем, синекурой работу переписчиков не назовешь. А получают они за такую работу по разовому контракту 16500 рублей «грязными». На руки выходит около 15 тысяч. Не так уж и много. Но и совсем неплохо для разовой подработки.

- Я тех, кто в городе работает, за смелость уважаю, все же страшновато в чужие квартиры заходить, - признается Ольга Николаевна. - По-хорошему бы, с переписчиками всегда должен быть участковый. Ему только польза, познакомится с населением. Все-таки у нас в сельской местности, а тем более в своем населенном пункте, работать переписчику проще: все знакомы, люди все доброжелательные, бояться нечего.

Впрочем, и на селе не всегда картина складывается благостно. Проблема ‑ в подборе кандидатур на вакансию переписчика. В случае с Афанасьевой, что называется, «все срослось» как надо ‑ по домам ходит «свой» для села человек. Раньше сотрудникам службы статистики не составляло труда найти таких «своих» людей для каждой деревни: библиотекари, фельдшеры, почтальоны... Их знали и стар и млад, им доверяли, охотно шли на контакт. А сейчас - где почтовое отделение закрыли, где ФАП...

Да и у Ольги Николаевны один отказ все же был.

- Три раза я тот дом посещала. Там не наши деревенские, а городские живут. Хозяин долго и тщательно проверял документы, а потом заявил, что он сам - работник. Мол, хозяев нет, придите еще раз. Хотя у нас в деревне ничего не скроешь... Я же знаю, что он и есть владелец дома. Прихожу во второй раз ‑ история повторяется. Он мне так с издевкой: мол, ничего, еще раз зайдете... На третий раз сказал, что они с женой не хотят участвовать в переписи. Отказался бы сразу! Зачем весь этот театр одного актера? Как издевается... Обидно еще и то, что и он, и его жена в государственных структурах работают, а ведут себя совсем не по-государственному, - досадует переписчица.

А вот жильцы муниципальных домов в Спасском, не попавшие в выборку Микропереписи, наоборот, даже обиделись, что их не сосчитали. Спрашивали, почему это родному государству обстоятельства их жизни и их мнения не интересны? Пусть и в шутку, но в каждой шутке - только доля шутки…Пришлось объяснять, что обследование выборочное, во Владимирской области им охвачено менее двух процентов населения.

Демография: планы ‑ в дело!

…Мы же тем временем шагаем по центру Оборино.

- Так, этих сегодня нет, в лес ушли, зайду позже, - комментирует Ольга. - А, вот и Лена приехала, нужно заглянуть...

Ольгу Николаевну встречают как родную. Зато мне не то что не везде рады... Просто не все легко относятся к появлению своей персоны в СМИ. Имеют полное право, тут уж только ‑ по любви и согласию.

Большинство селян отвечает на вопросы серьезно, вдумчиво. Дело-то государственное! Хотя для чего проводится перепись, многие так и не поняли, но рассуждают так:

- Раз государство проводит, значит, нужно. И мы поучаствуем. Нам скрывать нечего. В деревне же живем ‑ тут все на виду.

Находятся среди респондентов и юмористы. Больше всего острот породил вопрос: «Хотите ли вы иметь еще детей?» Причем острят в основном мужчины:

- А то не хотим! Конечно, хотим! И даже работаем над этим!

Женщины к вопросу планирования семьи относятся более прагматично, начинают прикидывать возможности, возрастные и материальные.

У калитки очередного двора Ольга Николаевна кричит куда-то в пространство:

- Славик, мы идем к вам!

- А нет никого, - раздается в ответ.

- Как это нет? А с кем я разговариваю? Открывай давай!

Во дворе нас встречают отец с сыном и два барбоса. Таким вот квартетом они заполняют анкеты на всех членов семьи. Методикой обследования это разрешается. Правда, там вроде бы говорится только о главе домохозяйства, а о братьях наших меньших ‑ ни слова.

Доходим до самого любимого народом вопроса о желании иметь детей.

- Уже, - отвечает Вячеслав.

- Что уже? - уточняет переписчица.

- Так утром жену в роддом отвез!

Становится понятно, где сейчас женщины семейства. Как только мы собрались покинуть дом, Вячеслав тут же схватился за телефон: разузнать обстановку. А вдруг в семье уже пополнение? Это будет уже второй ребенок, девочка.

Заметки на полях

Старейшина семьи Николай Иванович, провожая нас до калитки, воспользовался случаем, чтобы пожаловаться на планы по асфальтированию улицы. Чем, признаться, немало удивил. Обычно жалуются на отсутствие асфальта. А тут, наоборот, просят не асфальтировать деревню: боятся, что дорожники нарушат газовые коммуникации, а потом по новенькому асфальту пойдут большегрузы. А жизнь на трассе совсем не похожа на сельскую идиллию.

К сожалению, в нынешнем обследовании вопрос об отношении к дорожному строительству не предусмотрен. И мнение Николая Ивановича и его односельчан по этому поводу в статистических данных отражено не будет.

Кстати, дома в Оборино ухоженные, крепкие, есть и вовсе солидные особняки. Интересуюсь, не столичные ли дачники понаехали?

- Да нет, наши, деревенские, строятся, - отвечает наша провожатая. - Причем не так давно у нас строительный бум начался. Вот этот вот дом ‑ совсем ведь развалюхой был, а сейчас как преобразился!

Торжество технологичности

В следующем дворе первой нас встречает красивая, но злобная зверюга, рвущаяся с цепи. Хорошо цепь крепкая. Бывает, что такие псы бегают без привязи. Встречи с собаками ‑ тоже обыденность в работе переписчика.

- Отличный сторож, - смеется Афанасьева, стуча в окно дома. ‑ Хорошо, что хозяева почтовый ящик ближе к дороге перенесли, а то им и почту не носили, к двери было не подойти.

- Да вы двором пройдите, - приглашает хозяйка.

Елена Александровна живет в деревне с раннего детства. Здесь же неподалеку, в доме мужа, живет и ее дочь. Неудивительно, что общение респондента с переписчицей напоминает беседу подружек. Очень заметно, что Елене Александровне интересен и сам механизм заполнения анкеты.

- Вот же все здорово придумали организаторы переписи, - замечает переписчица. ‑ Заполнение огромных бланков ‑ это очень большая работа. И возможность внесения ошибочных данных - ну, перепутала графу, не там галочку поставила, не туда записала ‑ была выше. Потом приходилось выверять. А сейчас умная программа сама все выверяет в процессе заполнения. Если есть нестыковки ‑ сразу сигнализирует. Логику опроса подсказывает. Например, если у человека очень солидный возраст, то вопросы из блока о планировании семьи программа уже не выведет. А потом планшет ‑ это еще один способ установить контакт с респондентами. Им же любопытно, как это работает!

Работает это так: после того как компьютер проверил анкету на логичность и отсутствие ошибок, программа автоматически уничтожает все адресные данные. В общий массив статистических данных анкета отправляется уже полностью обезличенной.

Нужно чаще общаться

Все анкетирование занимает около 15 минут. Но в деревне просто так, без «а поговорить?», не отпустят. Мы немного пообсуждали вопросы анкеты. Нашли «изъяны».

- Вот вопрос об источниках дохода есть, а почему нет вопроса, на что этих доходов хватает? Ведь это тоже важно, в том числе и для тех, кто планирует пополнение в семье, строительство жилья, - рассуждает респондент.

Правильно рассуждает, но нам пора к Марии Павловне, женщине 1933 года рождения.

- Здравствуйте, Мария Павловна! Я к вам сегодня пришла перепись провести. Вот листовки от службы статистики, вот мое удостоверение, паспорт…

- Ой, да что это с тобой? Зачем мне твой паспорт? А то я тебя не знаю! Да заходите же, заходите…

- Положено так, Мария Павловна...

Мария Павловна, несмотря на достойный возраст, бойка и вся лучится оптимизмом. С ней живет один из сыновей, помогает по хозяйству. Поэтому мы и уложились по времени в отпущенную на опрос четверть часа. А могли бы и засидеться в гостях.

- В Оборино много одиноких. И понятно, что у людей есть недостаток общения. Зайдешь к ним ‑ и с концами... В общем, нужно чаще общаться! ‑ итожит переписчица Афанасьева. ‑ Но я уже почти всех проанкетировала. Сегодня закончу перепись в Оборино, останется только обойти «сторонку» - и все, все адреса отработаны. Ждем следующей переписи!

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…