Почему «Воронежский»?
Резонный вопрос. Ведь это же наша область, Кольчугинский район...
- Когда-то в совхоз «Бавленский» (в поселке Бавлены была центральная усадьба), организованный в 1965-м, по стройотрядовским путевкам приехали студенты из воронежских вузов строить коровники. Теплые воспоминания об этих ребятах-энтузиастах нашли отражение в названии комплекса, - объясняет Акаев.
Нынешнее ООО АПК «Воронежский» образовано в 2005 году из совхоза «Воронежский». Изначально совхоз специализировался на откорме крупного рогатого скота. Этот профиль сохраняется и поныне. Когда-то это был совхоз-миллионер, где работал комплекс по выращиванию и откорму КРС на 10 тысяч голов. А полей в распоряжении совхоза было всего 1500 га. Сейчас АПК кратно прирос землями, в пользовании 6020 га. Салаудин Акаев убежден, что и это не предел:
- Мы нацелены на то, чтобы полностью обеспечивать своих бычков и телок кормами, а значит, надо выращивать свое зерно и кукурузу, самим заготавливать силос и сенаж.
В 2005 году хозяйство получило новое название - ООО «Агропромышленный комплекс «Воронежский». Его учредителем стало ООО «Инвестиционная компания «Индустрия». Главным инвестором модернизации производства стал МИнБ.
…На полях хозяйства всюду работает техника: идет сев озимых, заготовка сенажа, «закатка» силосных курганов. У хозяйства свои машиннотракторный парк и ремонтная мастерская, газозаправка, пилорама и еще много чего своего.
...Уроженец Чечни, по прописке москвич, Акаев приехал в Кольчугинский район по приглашению МИнБа как кризисный менеджер, управленец. Но по образованию он агроном. В 80-х окончил сельскохозяйственную академию. В 90-х годах вынужден был уехать с семьей из Чечни в Москву, где начал собственный бизнес. Дела шли успешно, дети ‑ у Акаева их шестеро - уже стали москвичами, а он все годы мечтал о проектах на селе. И они начали появляться. Теперь вот ‑ в нашей области.
- Если все нормально пойдет, собираюсь тут дом построить. Очень красивые места. Но это потом, а пока ‑ «Воронежский», - говорит Акаев.
Капитализм и советские рельсы
Руководитель дает понять, что в «Воронежском» кризиса не было и банк солидно инвестировал хозяйство. Но требовался рывок.
- Причины пробуксовки были и остаются внешние и внутренние. С внутренними проблемами мы справляемся сами. А внешний фактор ‑ острая потребность в поддержке со стороны федеральных и региональных властей. Картина типичная для России. Если область действительно заинтересована в росте показателей по мясу, молоку, поголовью, значит, нужны ресурсы, - рассуждает Акаев. - Опыт господдержки есть в Татарстане, Башкирии, Ленинградской области. Там я лично встречался и изучал АПК. В нашей области губернатор Орлова вскоре после избрания на должность плотно заинтересовалась агросектором. Она бывала у нас в «Воронежском», мы обсуждали и строили планы.
Комплексу более 32 лет. В европейских аналогичных хозяйствах каждые 15-20 лет идет полное обновление, в т.ч. зданий и сооружений. Это связано с накоплением патогенных факторов, материалов, которые вредят окружающей среде и животным. Акаев говорит:
- Наш комплекс уже дважды надо было снести и выстроить заново. Или как минимум обновить и расширить. На это требуются финансы. Пока все это, главным образом, мы делаем своими силами. Но и на поддержку властей рассчитываем, тем более с учетом интереса, который Светлана Орлова к АПК выказывает. С 2013 года мы планомерно инвестируем в удобрения. Кстати, о господдержке: в департаменте сельского хозяйства АВО только руками разводят. Мол, рады бы помочь, но бюджетных средств на эти цели не предусмотрено… Но в почву мало просто «насыпать» удобрения. Ее готовить надо, чтобы она воспринимала удобрения. Наши поля надо известковать, заниматься мелиорацией.
Главное - люди
За неполные три года руководства Салаудина Акаева дополнительно вспахано более 500 га пашни. Уже в 2014 году в «Воронежском» ни единого клочка пустующей земли не было. В 2015-м озимых уже более 1000 га посеяли. Все почвы обрабатываются, везде идет глубокая обработка. С 2013-го ежегодно по 15-20 млн рублей вкладывается в удобрение почвы.
И еще здесь не закупают корма - выращивают свои. Акаев говорит:
- Это импортозамещение, не связанное ни с санкциями, ни с кризисом. Зерно и кукуруза, которыми мы кормим бычков и телок, по питательным свойствам гораздо лучше готовых комбикормов. Это все равно, что лапшу быстрого приготовления с домашним обедом сравнивать. Кстати, домашняя кухня у нас работает для всех. Для работников действует столовая, чтобы во время страды не отвлекались. Земледельцу в разгар работы хорошее питание нужно...
Племенной материал тут тоже покупают в хозяйствах Владимирской и соседних областей.
- У нас с импортозамещением полный порядок, - улыбается руководитель. - У нас все не просто российское, а из Центральной России. Нет у нас импортного! Долгие годы шла пропаганда ошибочности советских подходов в сельском хозяйстве... Говорю как человек, который учился в СССР и начинал работу в советском АПК, - это полная ложь! Нас хорошо учили, внушали, что земля любит уход. Если все правильно делать на земле, она ответит богатым урожаем. Земледелие, сельское хозяйство в советский период развивалось хорошо. Ошибкой можно считать освоение целинных земель. Полезли без ума, уничтожили целину, это факт. А сегодня Россия могла иметь гораздо более мощный животноводческий комплекс в части мясных пород благодаря пастбищам, которых, по сути, нет.
Я, когда приехал в «Воронежский», первым делом побеседовал с местным агрономом. Грамотный человек, с опытом более 15 лет, Сафонов Павел Григорьевич ‑ моя надежда и опора. Сейчас на селе по-прежнему главные люди - агроном, зоотехник, механизатор, а в животноводстве еще и ветврач. Надо правильно засевать, чередовать посевы. Там, где это делалось, земли в порядке и по сей день. Сегодня государство и Владимирская область рассчитывают на деньги инвесторов. Вся земля теперь стала чья-то. Появились агрохолдинги, у которых сотни тысяч гектаров земель. У частного бизнеса появился интерес к земле, государство это поощряет. Тот же Московский индустриальный банк - в том, что хозяйство развивается, его огромная заслуга.
Но в канун юбилея «Воронежского» было бы правильно вспомнить и людей, которые стояли непосредственно у руля тут, на земле. И в первую очередь Акаев называет своего предшественника Виталия Васильевича Кокуркина, человека, на долю которого пришлись как годы расцвета, так и драматичные времена.
- Нельзя разрушать историю, память, - уверен Акаев. - Это все равно, что бездумно почву вспахать, нарушить самый ценный плодородный слой. И главными, самыми почетными нашими гостями на юбилее хозяйства станут вдова прежнего директора совхоза Кокуркина Виталия Васильевича и ветераны «Воронежского».
Сегодня в АПК работают 188 человек. Плюс сезонные рабочие на период страды. В основном это жители села Большое Кузьминское, поселка Бавлены, Кольчугина и Юрьев-Польского.
Есть и наемные работники для специальных операций. Акаев поясняет:
- У нас ведется халяльный забой. Это особый способ, ритуальный. Халяль - термин, напрямую связанный с исламом. Для мусульман халяльная пища ‑ очень важная часть религиозной культуры. А проблема поставок халяльного мяса в России ‑ мультикультурной страны - стоит очень остро. Если быть предельно откровенным, практически невозможно отличить по вкусу обычное мясо от халяльного. Но для мусульманина этот вопрос чрезвычайно важен. И право забоя и реализации такого мяса ‑ это всегда вопрос кристально чистой деловой репутации. Я своей репутацией очень дорожу.
Национальные традиции и высокие технологии
Может быть, халяль - это один из механизмов выхода «Воронежского» из кризиса? Акаев подтверждает:
- Да, это правда. Я использовал в том числе и личные связи в деловых кругах. Сейчас ко мне приезжают заключать договоры представители нескольких московских специализированных ресторанов, в том числе сетевых, представители ритейлеров. Приезжают шеф-повара, чтобы убедиться в аутентичности нашей продукции. Мы ведем переговоры с «Ашаном», у него есть отдел халяльного мяса и мясопродукции. Для этого сейчас проводим дополнительные работы на комплексе, нужны дополнительные сертифицированные постройки. Пока это перспектива, строительство новой бойни на 50 голов в смену начнется в 2016 году. И очень рассчитываю на поддержку в виде дотаций со стороны АВО. Понимание есть, но нужна еще и политическая воля. Чтобы процесс завершить, нужно провести ряд местных законодательных инициатив. Я изучил опыт Ленинградской области, где эта работа успешно завершена. Надеюсь, реализуем и у нас, во Владимирской области.
Акаев не устает повторять, что мы в постиндустриальном мире живем. Тут продвигают продукцию даже через Интернет (у «Воронежского» есть отличный сайт).
- В ближайшей перспективе интернет-торговлю поставим на поток, - говорит Акаев. - Разработчики сайта ‑ айтишники от инвестора, грамотные ребята. Идем и по классической схеме торговли - через фирменные магазины, они есть не только в Кольчугине, но и в других городах области. Договариваемся с местными ритейлерами. Ну и, разумеется, личные связи с рестораторами и ритейлерами Москвы.
Татьяна Горянина
На правах рекламы