- Дмитрий Юрьевич, а вы «Физрука» смотрите?
- Не смотрел ни одной серии и не собираюсь. Пошутить люблю, но юмор создателей сериала оценить не могу - они перешли границы. Не подумали, как после их фильма будут работать десятки тысяч учителей физической культуры. По счастью, мои ученики не проводят таких аналогий. И, насколько мне известно, за 30 лет работы в школе у меня даже клички не появилось.
- В какой ипостаси вы себя ощущаете более органично: педагог, политик, депутат?
- Я - Кушпита, и все, что вы перечислили, это органичное наполнение меня. Конечно, мне близка учительская работа, но уже нельзя представить мою жизнь без политики, общественной деятельности. И в депутаты я пошел не случайно. Через педагогику, через политическую деятельность и депутатскую работу я доношу до людей свои мысли, свое видение ситуации, проблем или пути их решения. Это внутренняя потребность: поделиться, а не закрываться, помочь, а не отходить в сторону.
- Поделиться своим видением - это хорошо, но есть цель решить проблему?
- Конечно, есть. Например, я хочу защитить нашу муниципальную власть от людских насмешек. Самое страшное для власти, когда над ней начинают смеяться. А люди смеются: «Как это глава города будет работать бесплатно?!» Априори такого быть не может. Нельзя управлять городом и Советом в обеденный перерыв между щами и компотом. Потому что если вы пришли во власть, вы должны профессионально работать и отвечать перед людьми. Бесплатная власть ‑ это нонсенс.
В предвыборной программе «Яблока» значилось: бороться за внесение изменений в устав города по возвращению прямых выборов мэра, и я буду этого добиваться.
- Каким образом вы собираетесь это сделать? Ведь в горсовете вы единственный «яблочник», и большинство голосов ‑ у оппонентов, депутатов от «Единой России».
- Во-первых, вода камень точит ‑ пять лет впереди. Я убежден, что законодательная и исполнительная власть должны быть равноценными. Сейчас ‑ явный перевес в сторону исполнительной власти, она диктует свои условия и может проводить любые решения через Совет. Но есть не только большинство в Совете, есть мнение горожан, и это колоссальный рычаг. Кроме того, есть противоречия и внутри самой «ЕР» - она не настолько монолитна, как пытаются представить.
- Сегодняшние депутаты «единороссы» - это в первую очередь представители партии или избирателей?
- Многие, кто избирался от «ЕР», случайно туда попали. Просто был интерес получить мандат, и путь через вступление в «ЕР» был самым коротким. Но партия у них не на первом плане, скорее ‑ интересы собственного бизнеса. Я знаю, что некоторые из них считают прямые выборы мэра более справедливой системой управления городом. Но пока они этого вслух не высказывают, а со временем, уверен, задумаются. Ведь многие мои коллеги-депутаты по-настоящему уважаемые в городе люди, и до бесконечности держать их за бездумных роботов для голосования не получится.
- Кстати, о голосовании. Когда вы проголосовали «за» кандидатуру Шохина, в ваш адрес посыпались упреки со стороны оппозиционно настроенных граждан.
- У нас какое-то странное восприятие оппозиционности. Вот партия власти предложила что-то реально хорошее, и я проголосовал «за», сразу шум: «Как ты мог, ты же оппозиционер?!» Да по одной причине - это дельное предложение.
Да и за кого мне было голосовать? Против всех? Но кто-то должен городом управлять.
А потом это чисто психологически верно: я выдал сити-менеджеру кредит доверия и теперь с полным правом могу с него спрашивать. И уж если объективно ‑ программа Шохина была лучшей. Другой вопрос, почему конкурсный отбор кандидатов провели до выборов? Это неправильно, но сделать уже ничего нельзя.
- «Яблоко» часто причисляют к системной оппозиции. Согласны с таким определением?
- Нет. «Яблоко» не в системе, а иначе мы поддержали бы Крым, Донбасс и Сирию, и нас не называли бы «пятой колонной». Более того, мы были бы как минимум в Госдуме. Сколько партий, которые не прошли в Госдуму, потом растворились в небытие. А партия «Яблоко» жива, мы работаем.
- Кто эти люди и сколько их? Кто сегодня в «Яблоке», например, в регионе-33?
- Региональное отделение ‑ более 200 человек. Среди них и ветераны, и молодежь. И мужчины, и женщины. Большинство с высшим и средним специальным образованием. Это люди, которые считают, что Россия должна развиваться в европейском направлении.
- Но сейчас мы не очень дружим с Европой…
- Но стремимся делать евро-, а не китайремонты, хранить сбережения в валюте ЕС и покупать товары западного производства.
- Кстати, а как вы относитесь к программе импортозамещения?
- Пока мы удачно заменили только дурость, назвав производство некачественных товаров импортозамещением. После введения санкций и контрсанкций нас начали травить пальмовым маслом. Это наглость и жадность, желание заработать копейку, совершенно не заботясь о том, что потом люди будут лечиться. Хвастаются производством, а смотришь - это позапрошлый век в развитых странах. Нам же пытаются преподнести как нечто передовое. Но ведь кроме желания должны быть технологии, а они по щелчку не появляются.
Даже при СССР, имея куда большие ресурсы, мы не могли полностью импортозаместиться. А сейчас решили отгородиться от всего мира? С миром надо сотрудничать, а не обижаться, как кисейные барышни: «Ах, вы вводите санкции, а мы тогда ‑ контрсанкции».
Цель поднять собственную экономику ‑ благая. Но кто мешал это делать, когда нефть была в цене? «Яблочники» 13 лет говорили, что надо вкладывать деньги в экономику, заниматься инфраструктурой. От нас отмахивались, как от назойливых мух. А ведь Россия так богато, как в 2000-е, никогда не жила ‑ ни при царе, ни при коммунистах. Как мы распорядились этим богатством? Проели, часть денег была просто украдена, а остальное ‑ в разные фонды задвинули и проедаем сейчас.
- Не боитесь новых упреков? В непатриотичности, например.
- Это как раз и патриотично, потому что я болею за будущее страны. Я не говорю, что у нас все плохо. Говорю, что надо делать: отменять контрсанкции, сотрудничать с миром и не на военной платформе.
- Как вы свои взгляды, расходящиеся порой с официальной точкой зрения, соотносите с работой с детьми?
- Ни один человек меня не может упрекнуть в том, что я в школе использовал символику «Яблока» или проводил агитацию. Политика и школа не должны пересекаться. Закон об образовании, кстати, запрещает вести партийную деятельность в учебных заведениях. Безусловно, работа педагога не может быть ограничена только преподаванием предмета. С детьми нужно разговаривать, воспитывать, помогать выстраивать собственную систему координат. И я это делаю, но никогда не навязываю свои взгляды, идеи. Моя задача как учителя другая ‑ запустить мыслительный процесс и с уважением относиться к плодам размышлений. Надо научить ребенка думать, анализировать, отличать белое от черного. И многим взрослым такое умение не помешало бы ‑ воздух в стране был бы чище.
ДОСЬЕ «ВВ»
Дмитрий Юрьевич Кушпита ‑ уроженец Мурома. После окончания школы поступил во Владимирский пединститут. Более тридцати лет работает в школе. Сейчас занимает должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в средней школе № 40 областного центра и ведет уроки физкультуры в старших классах.
В 1998 году вступил в партию «Яблоко». В 2005-м стал председателем Владимирского местного отделения, а через два года возглавил региональное отделение партии.
С 2005 по 2011 год был депутатом городского Совета народных депутатов г. Владимира. В сентябре 2015-го вновь получил депутатский мандат горсовета.