21 октября 2015 в 19:12

Ну что, съели?

Общественники обратили пристальное внимание на торговые сети. Российское продовольственное эмбарго (знаменитые антисанкции) дало шанс отечественным производителям попасть на прилавки больших сетевых магазинов. По некоторым позициям доля местных владимирских поставщиков в сетях сейчас уже дошла до 70-80 процентов. Это плюс. Но есть и минус: конкуренция между производителями снизилась и, значит, ухудшились ассортимент и требования к качеству. Мол, потребитель купит любое, раз альтернативы нет. А вот губернатор области Светлана Орлова, активно на всех уровнях продвигая продукцию владимирских предприятий, как раз постоянно предостерегает местный бизнес от искушения снижать качество и халтурить ради экономии издержек.

Кому - падение, кому - рост

Надо отчетливо понимать: сейчас для 75 процентов наших сограждан определяющим фактором при выборе того или иного товара становится его цена. Оборот розничной торговли в стране с начала года упал почти на 8 процентов в сравнении с АППГ. Во Владимирской области та же тенденция: минус 12,5 процента. Причем в товарной массе падение продаж продуктов питания у нас выше, чем по промтоварам. Неужели мы стали меньше есть? Если да, то не настолько. Все же большинство, скорее, перешло на более дешевые продукты. Этим вовсю воспользовались продвинутые игроки рынка.

В разгар всеобщего падения продаж трио крупных российских ритейлеров: «Магнит», Х5 Retail Group и «Дикси», напротив, сумели увеличить свою выручку на 20 процентов. Удобное местоположение рядом с домом, своевременный разворот к отечественным поставщикам, свои торговые марки и переориентация на товары более дешевого сегмента ‑ вот их «секрет успеха». А X5 в кризис даже потратился на расширение сети, купив более 25 «Спаров», из них восемь - во Владимире.

В абсолютных цифрах общий объем розничной торговли в регионе с января по август составил чуть менее 122,5

млрд рублей. Немногим более 52 процентов в оборотах розницы занимает именно торговля продуктами питания. Хотя в этот сегмент статистика традиционно записывает также напитки и сигареты.

За нас одни активисты?

С января этого года жители Владимирской области потратили на продукты без малого 64 миллиарда рублей. То есть продуктовая розница даже в масштабах региона-33 - это огромный и сложный рынок, за которым нужно присматривать.

Но вот казус - не успели владимирские активисты федерального проекта партии «Единая Россия» «Знак качества» озвучить результаты своих трехмесячных проверок в 100 продовольственных магазинах областного центра (http://www.vedom.ru/news/2015/10/15/19067-vyigryvaet), как завсегдатаи интернет-форумов обрушились на них с критикой: не тех проверили, не те победили в рейтинге, да и, дескать, кто общественники такие, эти новоявленные «ревизорро»?

Хотя это ли важно? Важно другое ‑ возможностей приструнить продуктовую розницу, если что, у нас не так уж много. А скоро станет еще меньше.

Летом был подписан закон о моратории на проверки малого бизнеса с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. В этот период юрлиц и индивидуальных предпринимателей в сфере малого бизнеса вообще освободят от плановых проверок (кроме тех, кто в последние три года попадался на нарушениях законодательства). Это, наверное, хорошо для бизнеса ‑ ему можно расслабиться и не нести административного бремени. Но это не может быть хорошо для покупателей. Ведь у нас даже комитетов по защите прав потребителей в их прежнем (советском, но удобном для граждан) виде давно нет.

Да, есть Роспотребнадзор и другие официальные контролеры. Но бизнес они, как велено сверху, «не кошмарят». За этим зорко следит прокуратура, все последние годы отсекая около половины из восьми тысяч (в среднем) заявок на проверки.

В итоге тот же Роспотребнадзор прийти с проверкой вне плана (о плановой проверке - это просто смех - проверяемый должен быть заранее предупрежден!) может лишь по жалобе. Этим некоторые торговцы вовсю пользуются сами и с успехом «кошмарят» уже покупателей. Так что все эти визиты активистов «Знака качества» в магазины и обнародование результатов их проверок хоть как-то помогают держать несознательных бизнесменов в тонусе. Чтобы мы, покупатели, не покупали за свои кровные гнилье и тухляк, просрочку и контрафакт. Чтобы мы усвоили наконец, что за свои деньги имеем право требовать качественный товар и сопроводительные документы абсолютно на любой товар. Кстати, материалы по выявленным нарушениям общественники отправляют в Роспотребнадзор. А это уже - предмет для официальной реакции.

- Наша главная цель - безопасный потребительский рынок. Недобросовестные предприниматели должны осознавать меру своей ответственности и устранять нарушения, - говорит руководитель проекта «Знак качества» во Владимирской области Дмитрий Семенов. - Ну а те, кто не готов к этому, пусть пополняют бюджет региона штрафами. Мы об этом позаботимся.

Как «Алекс» «Пятерочки» побеждал

Как уже рассказывали «ВВ», активисты «Знака качества» на первом этапе проекта проверили во Владимире 63 сетевых магазина (гиганты вроде «Глобуса» в выборку пока не попали). Идеала не нашли нигде. Максимально возможные 100 баллов по итогам проверки не дали никому.

Но есть данные, которыми можно оперировать. Больше всех проштрафилась сеть магазинов «Верный». У нее обнаружили 29 процентов просрочки и 16 процентов товаров без сопроводительной документации.

На «Пятерочки» пришлось 16 процентов обнаруженных просроченных продуктов. На магазины сети «Визит-1» - 15 процентов.

На победившие в итоговом рейтинге «Алексы» - 14 процентов. А вот в «Перекрестках» «устаревшей» еды почти не нашлось.

Зато практически во всех магазинах проверяющие обнаружили драные упаковки, несоответствие ценников фактическим ценам, нарушение товарного соседства, грязь в торговых залах, заклеивание ценниками магазинов информации производителя...

В «лидерах» здесь уже упомянутые сети «Визит-1», «Алекс» и «Верный». Причем были отдельные магазины, где продавали просроченными даже мясные продукты и детское питание!

Кто-то наверняка скажет: если покупатели ориентируются прежде всего на цены, то зачем удивляться вялому салату, тухлым курам и порченым детским смесям? Но на самом деле и товар дешевого сегмента должен соответствовать нормам, быть свежим и безопасным.

Упомянутое ритейлерское трио, нарастившее выручку в разгар кризиса, успешно работает в нашем регионе. И все три сети попали в проверки «Знака качества». Результаты интересные. На «Магниты» и «Дикси» во Владимире пришлось 9 и 8 процентов обнаруженной просрочки соответственно. У «Пятерочки» - 16 процентов. По наличию товарно-сопроводительной документации лучше всех выглядят «Дикси» и «Пятерочки» (по 9 процентов). А на «Магниты» и также принадлежащие X5 «Перекрестки» пришлось по 13 процентов нарушений.

Еще занятнее картинка с наличием необходимых документов на алкоголь. Всего 3 процента нарушений у «Магнитов». А вот у «Дикси» с «Пятерочкой» - по 39 процентов.

Это, конечно, не значит, что в «Дикси» и «Пятерочках» продают сомнительные вина и коньяки.

- Алкоголь там легальный, - говорят активисты. - Никакого фальсификата не обнаружено. Но вот документов на месте, прямо в магазинах, нет. Нам ни в одном магазине не представили документации, ‑ сказал общественник Рубен Арустамян.

Победа «Алексов» в рейтинге общественного контроля смотрится довольно странно. Но это если не знать, что хорошее оформление уголка потребителя по балльной оценке приравнивалось к отсутствию просрочки. То есть хороший информационный стенд со всеми телефонами ‑ это максимальные 20 баллов. И те же 20 баллов давали за более важное отсутствие просрочки на прилавках. При этом наличие в лотках гнилых овощей и фруктов в бланке проверяющих было «засунуто» в большой и разнообразный блок «Дополнений контролеров» и отдельно не рассматривалось.

Итоговый результат по семи торговым сетям во Владимире по 100-балльной шкале выглядит так: «Алекс» - 85 баллов, «Квартал» ‑ 84, «Магнит» ‑ 82, «Визит-1» («Самбери» и «Все в розочках») ‑ 72, «Верный» ‑ 71, «Пятерочка» и «Дикси» ‑ по 66 баллов.

Аналогичные рейды и рейтинги магазинов в ближайшее время запланированы в Александрове, Муроме и Радужном. А во Владимире их периодически будут повторять.

Цифры

81 млрд 312 млн 789 тысяч рублей ‑ таков объем всех продовольственных товаров, проданных во Владимирской области в 2014 году. Из них 31,6 млрд купили и съели жители и гости Владимира. 8,9

млрд ‑ в округе Муром. 7,6 млрд ‑ в городе Коврове. А самыми скромными по затратам на еду оказались жители Радужного (498,7 млн рублей), Селивановского (478,3 млн), Камешковского (671,8 млн) и Гороховецкого (683 млн) районов.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
сегодня в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…