21 октября 2015 в 19:24

Не тормоз, а медленный газ

Изменения на рынке автобусных пассажироперевозок доставляют неудобства горожанам. Тема изменений на рынке автобусных пассажирских перевозок во Владимире стала одной из самых обсуждаемых в областном центре. «Владимирские ведомости» проверили, справедливы ли утверждения, что качество пассажирского транспортного обслуживания в областном центре после смены перевозчика на ряде значимых автобусных маршрутов стало хуже.

Газомоторы против дизеля

Итак дано: во Владимире идет активный передел рынка пассажирских перевозок. Тема сложная, болезненная и неоднозначная. С одной стороны, чем больше перевозчиков и выше конкуренция, тем лучше для муниципалитета (больше маневра) и, конечно, для пассажиров. По идее, острая конкурентная борьба должна повысить качество обслуживания и влиять на цены билетов - хотелось бы, чтобы в сторону уменьшения.

С другой стороны, любая перестройка не обходится без «косяков», пусть и временных. Всем нам очень хочется, чтобы побочных проблем для нас, жителей Владимира, было как можно меньше и чтобы устранялись они быстрее.

Напомним, что одним из стратегических направлений в деятельности мэрии по развитию городского пассажирского транспорта стало внедрение газомоторных «Волгабасов». Логика лоббирования транспорта на ГМТ проста и понятна: это и экология, и финансовая экономия, что в конце концов должно сдерживать рост транспортных тарифов.

Но это в идеале в будущем. Пока же новые автобусы сложнее в обслуживании и довольно часто ломаются. Есть проблема с доступностью газовых заправок. Да и просто-напросто перевод автопарка на газомоторное топливо требует серьезных единовременных инвестиций.

У компании «БигАвтоТранс», которая одной из первых опробовала транспорт на газомоторном топливе, дело не пошло. А заставить частную компанию вкладывать средства во внедрение новых технологий, в дело, в которое частник не верит, было возможно только с применением административного ресурса. И это, кстати говоря, нормально, потому как именно мэрия должна формировать требования к транспортному сообщению в городе и добиваться своего от частника, а не наоборот, формировать свои требования под «хотелки» перевозчика.

Словом, власти Владимира прописали в конкурсных условиях, чтобы в автопарке компаний, претендующих на работу по городским маршрутам, обязательно наличествовали автобусы на ГМТ. Возможно, кто-то назовет это давлением на бизнес, но, повторимся, в данном случае мэрия была абсолютно в своем праве и изменяла конкурсные условия с вполне понятными целями.

Далее компании, все-таки согласившиеся играть по новым правилам, стали выигрывать муниципальные контракты. Часть маршрутов, которые ранее обслуживал «БигАвтоТранс», отошла к муниципальному ОАО «Владимирпассажиртранс» (маршрут № 24), часть ‑ к недавно созданному кольчугинскому ООО «АДМ». В результате от «БигАвтоТранса» ушли маршруты № 20, 22, 24, 27, 32, 6С, 12С. И скоро может уйти и 7С.

Переживания предпринимателя, упустившего маршруты, нас, обывателей, волнуют мало. Мы ведь в большинстве своем рассуждаем так: риск ‑ это часть бизнеса. Биганов рискнул - и проиграл. Нам главное, чтобы нам, жителям, было хорошо.

Тут и порылась собака. К сожалению, пока что внакладе остаются и простые владимирцы. Им перераспределение маршрутов принесло некоторые неудобства. В редакцию «ВВ» поступают жалобы на ухудшение режима движения транспорта. Мы решили их проверить.

Загородный

Начала я свое небольшое расследование с маршрута 7С. На его очередной розыгрыш (он проводился мэрией 1 октября) «БигАвтоТранс» даже не допустили. Однако в середине октября маршрут все еще обслуживался бигановским подвижным составом. И даже социальный проездной действовал. Толпа на остановке, как выяснилось, образовалась вовсе не пассажирами этого маршрута.

Прямо передо мной ушла одна «семерка». Я спросила у людей на остановке, долго ли ждать следующего рейса.

- Да нет... Эти часто ходят... Ну, самое долгое, может, минут десять между автобусами бывает, - ответили мне.

Именно к этому рейсу у живущих в Заклязьменской зоне никаких претензий нет. С тревогой обсуждают перспективу замены перевозчика и отмену проездных. И дело даже не столько в социальном проездном - его могут распространить и на рейсы другого перевозчика, тут все зависит от воли городских властей и возможности бюджета дотировать «пенсионные» проездные. Но для отрезанных рекой от «материковой» части города обычный «бигановский» проездной за 800 рублей был очень удобен. Кто-то ездил на работу, кто-то отправлял детей в городские школы, секции, музыкалку, кружки.... В Загородном выбор дополнительного образования для детей до сих пор не особо разнообразен. Да и взрослые свой досуг предпочитают проводить в центре. Не говоря уже о том, сколько горожан ездит в областную больницу, а с той стороны - на рынки и в торговые центры, стыкуя разные маршруты.

Впрочем, к некоторым маршрутам того же «БАТа» у живущих «за речкой» есть претензии. Вяткинцы, например, жалуются на маршрут № 139.

- В «городе» у этого маршрута только две остановки: в Загородном и под мостом. Ну и конечная ‑ вокзал. Говорят, что так схема утверждена. А у нас много детей в третьей гимназии учатся... Да и взрослым удобно, чтобы была остановка под мостом и около рынка, чтобы можно было пересесть на любой транспорт, - делится наболевшим Марина Валерьевна из Вяткино. - Причем первые три утренних рейса и рейс в 16.30 даже на вокзал не идут, прямо под мостом и разворачиваются, нарушая, кстати, антитеррористическое законодательство (пассажиры пригородных маршрутов должны проходить досмотр на вокзале). Впрочем, нам удобно, что нас нелегально высаживают на Луначарке, оттуда школьникам ближе добираться. А лучше всего было, когда летом перекрывали Усти-на-Лабе и мы ездили через рынок. Но говорят, там все очень загружено, и так маршрут не пустят. Я даже на приеме у первого вице-губернатора Конышева была, просила, чтобы уж или на вокзал все рейсы шли, но сделали бы дополнительные остановки там, либо официально узаконили нам остановку хотя бы на Луначарке. После того приема нам хотя бы остановочные пункты нормальные сделали, и вот этот «карман» под мостом. Но с маршрутом № 139 так ничего и не решилось.

Пока я общалась с Мариной Валерьевной, мимо нас проехало то ли три, то ли четыре автобуса с трафаретом «7С». Итак, подтверждаю, ходят часто. Но вот как они будут ходить после смены компании, обслуживающей маршрут? Кто знает...

Например, на автобус № 20, связывающий город с микрорайоном Пиганово, жалобы уже поступают.

Еду в Пиганово.

Людей больше, рейсов меньше

На конечной остановке 20-го маршрута на приколе стоит, и, видимо, уже довольно давно один автобус. Народу на первый взгляд не так и много. Однако к отправлению рейса откуда-то набирается приличная толпа. Во всяком случае, на обратном пути все кресла были уже заполнены, а сюда от Юрьевца я ехала в гордом одиночестве. Среди пассажиров много пациентов медцентра. Есть детки на костылях.

Пока ждали отправления, разговорились с Владимиром Игоревичем. Он как раз работает в пигановском медцентре.

- Транспорт стал ходить реже. Раньше интервал был по 15-20 минут, а сейчас порой и по полчаса ждешь. А ведь микрорайон активно строится, людей становится все больше, а автобусов меньше, - недоумевает мужчина. - Много жалоб на утренние рейсы. Раньше было два автобуса. Один приходил в 7.50, а второй ровно в 8.00. Сейчас остался только один, восьмичасовой. И тот иногда опаздывает. Как только заменили перевозчика, в нашем медцентре начались опоздания. У нас в 8.15 процедуры начинаются, а сотрудники только на работу приходят. Нарушается лечебный процесс, пациенты тоже нервничают.

Люди говорят, что бывает так - вечером приходится дожидаться автобуса минут по пятьдесят.

Очень сожалеют жители Пиганова и о проездных билетах. Из поселка не уедешь напрямую в любой район города, нужны пересадки. Проездной позволял экономить на транспорте.

- У нас большинство ездили по проездным. Я внучке постоянно «бигановский» проездной покупал, она в Юрьевце учится, - говорит Владимир Игоревич. - Удобно было...

Оставьте проездной

Зато социальный проездной начал действовать на перешедшем от «БигАвтоТранс» к ОАО «Владимирпассажиртранс» маршруте № 24 после прошлогоднего (в ноябре 2014 года) конкурса. На днях «БАТ», как известно, проиграл кассацию в Арбитражном суде Волго-Вятского округа, где оспаривал результаты того конкурса.

Пассажиры, особенно пенсионеры, впрочем, довольны. Моя соседка, например. У нее я и поинтересовалась, насколько оптимален график движения.

- Да вроде нормально ходит. Хотя раз на раз не приходится. То два автобуса друг за другом идут, а то и ждешь, бывает. Ну так пробки в городе вон какие, по полчаса иногда простоять можно, - философски рассуждала собеседница.

А коллега вспомнила случай, когда «двадцатьчетверка» встала намертво у химзавода. Газ кончился. Пришлось пересаживаться на другой автобус. Да и насчет социального проездного ходят разные слухи. Причем даже сами кондукторы говорят, что вроде бы то ли на этом маршруте, то ли вообще социальные проездные в скором времени отменят.

Автобусы есть, а не уехать

Ну а пока проверяю еще один маршрут - № 27. Он тоже - из разряда ушедших от «БигАвтоТранса» к компании «АДМ». По собранным среди знакомых отзывам там все нормально. Но лучше убедиться лично.

Знакомая, регулярно пользующаяся 27-м маршрутом, на вопрос, как ходит транспорт, ответила:

- Все нормально, нареканий нет.

Впрочем, со своей остановки она может уехать разными маршрутами, чем и пользуется. Поэтому ее оценка требовала перепроверки.

Еду на конечную остановку маршрута. Думаю, как долго мне придется ждать, когда подтянутся местные ‑ ведь, высадив меня, автобус заберет тех, кто сейчас на остановке. Мне повезло, ждать встречи с пассажирами не пришлось совсем. Не повезло пассажирам: машина, на которой я приехала, лихо проскочила пустой мимо ошарашенных людей. При этом рядом «отдыхали» еще два автобуса: один на остановке, второй ‑ на площадке рядом с заправкой.

- Я уже полчаса на них смотрю. Пришла в районе часа дня, а сейчас уже 13 часов 36 минут, - рассказывает Наталья. - А мне ровно к двум нужно быть на месте. Пришлось друзьям звонить, сейчас подъедут на машине, заберут...

В это время один из двух «отдыхавших» автобусов подруливает к остановке. Но мы с Натальей, которая уже ждет своих знакомых и не едет автобусом, продолжаем беседовать.

- Утром и вечером транспорт еще вроде нормально ходит, а днем - просто ужас. Очень сложно уехать. Раньше тоже были какие-то перерывы днем, но мы к тому графику уже приноровились. А теперь - снова такая нервотрепка. Повесили бы хоть расписание, чтобы люди смогли ориентироваться, - предлагает Наталья.

И вновь разговор сворачивает на проездные, с которыми было удобно всем жителям, особенно тем, кто ездит с пересадками.

Планы «БигАвтоТранса»

Кроме пассажиров есть и еще одна категория наших земляков, чьи интересы напрямую затрагивает передел рынка пассажирских перевозок во Владимире. Это сотрудники «БигАвтоТранса». Логично предположить, что утрата маршрутов для компании равнозначна утрате выручки, а это сказывается и на доходах работающих.

В подтверждение тому - случайно подслушанный мною разговор кондуктора с водителем. Женщина жаловалась, что протянула с ремонтом квартиры, все хотела сделать «по высшему разряду», а теперь вот надо ехать покупать самые дешевые обои, потому что с деньгами стало хуже и неизвестно, что будет дальше.

Чтобы узнать, как к ситуации относятся в самом трудовом коллективе «БАТ», я заехала в диспетчерскую «БигАвтоТранса» на Куйбышева.

Разворотная площадка по-прежнему уставлена автобусами. Постоянно подъезжают-уезжают. У диспетчеров, несмотря на уменьшение числа обслуживаемых маршрутов, работы невпроворот. Интересно, а как они раньше справлялись с нагрузкой?

Времени на разговор со мной у них не нашлось. А вот кондукторы и водители все-таки пожертвовали частью своего перерыва на общение с прессой.

- Несправедливо все это, - говорит Мария, кондуктор с семилетним стажем. - У нас все работало четко, как часы, расписание было отлажено. А сейчас и пассажиры жалуются, и у нас выручка стала меньше. Кто-то уходит из компании, но таких мало. Мы за коллектив держимся. Готовы до последнего терпеть. У нас действительно и коллектив хороший собрался, и руководителя мы очень уважаем. Может, все наладится?..

Тем не менее неопределенность ситуации порождает у людей тревожные ожидания. Это чувствуется. А «БигАвтоТранс» компания не маленькая, около 1300 сотрудников. Не на каждом крупном заводе сейчас столько работает. И это тоже владимирцы, о занятости и благополучии которых должен беспокоится не только Биганов.

Он, кстати, нас успокоил:

- Никаких сокращений мы проводить не будем, - сказал «ВВ» генеральный директор группы компаний «БигАвтоТранс» Автандил Биганов, не раскрыв, впрочем, конкретных планов. - Найдем выход, может, даже еще сотрудников привлекать будем...



Когда верстался номер

Мэрия и ОАО «Владимирпассажиртранс» проинформировали, что социальный проездной отменен не будет. Продажа единого социального проездного билета на ноябрь проводится с 20 октября по 5 ноября во всех почтовых отделениях города, а также в кассах предприятия на конечных остановках («1001 мелочь», МЖК «Мир», «Театр «Разгуляй», «Улица Балакирева»). Стоимость билета ‑ 337 рублей. Как и прежде, билет действителен на всех троллейбусных маршрутах и 12 автобусных с литерой «С».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…