Не было бы счастья…
Пруд за 19-й школой я помню со студенческих лет. Еще до большого спорткомплекса на его берегу был приземистый каменный домик, где у нас проходила физра. 20 лет назад пруд был грязным, а летом его гладь покрывалась ряской. Над светло-зеленой поверхностью торчали острова мусора. По берегам была одна сплошная помойка. Студентами мы убирались там иногда во время субботников. Но чище становилось ненадолго.
Казалось: начавшееся рядом с водоемом строительство его поглотит. Но при возведении спорткомплекса и жилого дома пруд засыпали лишь частично. На самочувствии природного объекта и это сказалось: пострадали родники, пруд стал мелеть и зарастать камышом, превращаясь в болото, но окрестные жители начали устраивать субботники и консультировались со специалистами, как спасти водоем.
Перейти к решительным действиям их заставил случай. В декабре 2013 года председатель местного ТСЖ Татьяна Гришина увидела: к пруду вереницей идут «КАМАЗы», сваливают в водоем грунт. «Что вы делаете? Зачем? Кто разрешил? А как же публичные слушания?» - спрашивала она, но ей посоветовали не вмешиваться ради ее же блага.
- Пришла я домой. Помолилась. И стала звонить в милицию, прокуратуру, отдел экологии мэрии, - вспоминает Татьяна Петровна.
Первыми отреагировали в ГИБДД - грузовики устроили затор на узкой Студенческой. Работы были приостановлены. Тем не менее в пруд успели свалить семь машин земли.
Явное покушение на водоем стало переломным моментом в судьбе Соловьиного пруда. Люди поняли, что надо просыпаться.
Трудное возрождение
Начали, как водится, с письма губернатору. Просили защитить природный объект, ненужный вузу, но находящийся на его земле. В мэрии жители тоже встретили понимание, но тратить ресурсы на федеральную собственность город не имеет права. Люди - 300 человек - просили главу региона разрешить эту коллизию.
Через неделю Светлана Орлова приехала к водоему с ректором ВлГУ Анзором Саралидзе и директором департамента природопользования АВО Алексеем Мигачевым. Поручила им привести пруд в порядок.
- Университет будет вместе с Мигачевым за это отвечать! - пообещала Светлана Орлова защитникам пруда.
Но университет водоем прудом не считал и облагораживать не спешил. Ректор Саралидзе в очередной отписке жителям назвал его «территорией, покрытой водой», что предполагает качественно иной подход к благоустройству. Тогда около 3 тысяч жителей семи окрестных домов, населенных по большей части преподавателями ВлГУ, объединились в «Комитет спасения Соловьиного пруда». Собрав 190 тысяч рублей, они сами заказали проект очистки.
Подрядчика нашел департамент Мигачева. К работе приступили морозным январем 2015-го. Не все шло гладко. Жители заподозрили, что пруд чистят не по проекту. В итоге главе администрации Владимира Андрею Шохину пришлось проводить выездную планерку.
- К весне водоем станет шикарным местом отдыха, - обещал он.
Но вмешалась оттепель. Экскаватор, поработав несколько дней над углублением водоема, встал. Ил прекратили вывозить, техника вязла в глине. Весной Соловьиный пруд стал выглядеть еще хуже, чем до очистки. Берега превратились в грязное месиво. Но главное ‑ из водоема ушла вода. Пруд даже покинули населявшие его много лет утки.
- Вы устроили экологическую катастрофу и будете за это отвечать, - пеняли соседи активистке Гришиной.
Многим в тот момент казалось, что теперь-то уж точно на месте пруда будет стройка. Потом, правда, гражданам объяснили, что все это было частью плана. Воду откачали специально, чтобы раскрыть родники.
Началось дождливое лето, пруд наполнился. 10 июля местные активисты уже спускали на воду домики для вернувшихся уток.
Не с бутылкой, а с детьми
Отметив второе рождение Соловьиного пруда, жители не успокоились. Они расчистили заросли по берегам, чтобы в них не засиживались компании любителей некультурного отдыха. Поставили урны, стали регулярно убираться. Городские власти с прилегающей территории удалили несанкционированные гаражи. И да - пруд стал местом отдыха! Причем не только для жителей близлежащих домов, но и для всех горожан. На коллективное кормление уток 29 июля народ приезжал даже из Загородного.
По осени в Соловьиный пруд запустили рыбу ‑ 25 кило мальков карася. Праздник по этому поводу состоялся 5 октября. Пруд стал ареной показательных выступлений юных судомоделистов и байдарочников. Представители ВлГУ, городской и областной администраций обещали помочь жителям сохранить возрожденный всеобщими усилиями водоем. Жители попросили присвоить Соловьиному пруду статус памятника природы.
- Только когда наш пруд будет под защитой государства, я смогу быть спокойна за его судьбу, - объясняет Татьяна Гришина.
Пока инициатива жителей рассматривается во властных инстанциях, на пруду жизнь бьет ключом. Субботним утром 24 октября около 30 человек собрались кормить рыб. Организовано все было по науке: комитет спасения пруда раздобыл зерно и отруби, сделал корм, его забрасывали на середину водоема специальными рогатками. Учили горожан этим премудростям специалисты рыбхоза. Участвовать в аттракционе приехали даже люди из Радужного и Лакинска, которые прежде жили у Соловьиного пруда. Местные своих прежних соседей радушно встречали пирогами. Дети с родителями, доброжелательная атмосфера... Традиции времяпрепровождения на берегах водоема меняются на глазах. Теперь туда приходят не с бутылкой, а с детьми.
Комитету спасения пруда теперь со всех сторон поступают предложения о помощи. Один из жителей подарил бочки для хранения зерна. Некий бизнесмен обещал поставить детскую спортивную площадку. А Гришина мечтает о дорожках и фонарях на солнечных батареях. И можете себе представить - все это тоже на стадии обсуждения...
Благоустройство пруда обошлось в 4 миллиона рублей, полмиллиона из которых ‑ средства местных жителей. Остальное ‑ спонсорские деньги и бесплатный труд жильцов окрестных домов, учеников 19-й и 26-й школ, студентов ВлГУ, которые провели на Соловьином пруду 50 субботников. Хотя, возможно, главная инвестиция - это энергия Татьяны Петровны Гришиной, без которой не случилось бы второй жизни у Соловьиного пруда.