11 ноября 2015 в 18:00

После войны

Осень-зима 1945-го... Страна начала трудный переход к мирной жизни. Разруха, сиротство, голод... Домой возвращаются демобилизованные воины. Их надо устроить, дать работу. При этом стояла задача позаботиться о тысячах обездоленных семей, потерявших кормильцев на фронте, о детях, осиротевших в военное лихолетье.

Трудоустройство фронтовиков

Рассекреченная справка из госархива Владимирской области отражает масштаб проблемы с трудоустройством демобилизованных и инвалидов Отечественной войны (Великой ее тогда еще не называли) от 15 декабря 1945 года.

К тому времени в область вернулись 36888 демобилизованных. Из них удалось трудоустроить: на промышленные предприятия - 10240 человек, в сельское хозяйство - 14467 человек. Без работы оставались более 13 тысяч фронтовиков, в основном из тех, кто демобилизовался во вторую волну - по сентябрьскому 1945 года приказу Главнокомандующего.

В газетах того времени мелькают рассказы о том, как встречали дома солдат Победы. О проблемах с работой не сообщалось. «Призыв» от 14 августа 1945 года опубликовал заметку под заголовком «Фронтовики на работе в родном колхозе»: «Тепло встретили демобилизованных воинов в колхозе имени Сталина Клязьмо-Городецкого сельсовета Ковровского района. В честь их правление устроило торжественный вечер.

Каждому демобилизованному бесплатно отпущены продукты, некоторым отремонтированы дома.

Отдохнув несколько дней, бывшие фронтовики пришли в правление и стали просить работу.

- Мы не можем сидеть сложа руки в горячее время уборки, - заявили они.

Просьба их была удовлетворена. Тов. В.Коротков стал работать бригадиром, В.Петров - конюхом, Г.Белов - пахарем».

Кстати, село за годы войны осталось практически без мужиков - почти все они ушли на фронт. По «брони» в селе оставляли редко. Трудовой резерв формировался в основном в тыловых городах за счет рабочих и специалистов оборонных предприятий. Все это привело к тому, что после войны соотношение женщин и мужчин на селе составляло 2,7 к 12, хотя в 1940 году колхозников и колхозниц было примерно поровну. Таковы данные статистики, а в жизни все знают, что на одну дождавшуюся с фронта селянку приходилось по десять вдовых и еще пяток незамужних. Некоторые деревни и вовсе остались без мужиков.

В этой ситуации, казалось бы, ни один фронтовик не мог остаться безработным. Но с трудоустройством были трудности. Порой демобилизованные брались даже за временную работу, что, впрочем, в прессе подавалось исключительно как их добровольный порыв.

В начале 1946 года корреспондент «Призыва» сообщал из села Ляхи, которое тогда было районным центром: «Когда демобилизованные воины узнали, что Толстиковский колхоз отстает с заготовкой и вывозкой древесины, они решили ему помочь. 18 человек пришли в правление колхоза с просьбой отправить их в лес».

Всего до начала апреля 1946 года во Владимирской области были устроены на работу 45995 демобилизованных воинов и 20304 инвалида войны.

Как выжить инвалиду

Новая массовая категория льготников ‑ инвалиды войны - появилась официально еще в 1942 году. С тех пор число искалеченных людей с фронта все прибывало и прибывало. Пенсия для инвалида первой группы, получившего ранение в бою, в 1947 году составляла 350 рублей, а масло стоило 200 рублей, хлеб 60-70 рублей. Как им выжить?

Поэтому задачу помощи инвалидам-фронтовикам власти провозгласили в качестве общенародной. Передовица из «Правды», перепечатанная 70 лет назад в областной газете, призывала в дополнение к пенсиям и налоговым льготам помогать инвалидам на средства предприятий и колхозов, брать над ними шефство.

«Призыв» в номере от 23 декабря 1945 года приводил поучительный пример:

«Селиваново. Колхозники Корелковской сельхозартели проявляют большую заботу об инвалидах Отечественной войны. Так, тов. Сосенкину на средства колхоза построен новый дом, в котором он сейчас живет с семьей.

На колхозные средства построен новый дом также инвалиду войны тов. Абрамову в Малышевском колхозе».

А в начале 1946 года инвалид благодарил через газету работников горсобеса и завода во Владимире: «До войны я работал на Владимирском химическом заводе. Ушел на фронт. Получил три правительственные награды. Сейчас я инвалид первой группы. И советская власть меня не забывает, мне создают нормальные условия жизни».

Способных работать инвалидов старались трудоустроить. Например, в только что созданном тогда Владимирском областном суде работали несколько судей, не имевших кто руки, кто ноги. На отсутствие юридического опыта внимания не обращали...

В очередном газетном рассказе о возвращении фронтовика в родной колхоз встречается характерный случай:

«А в сапожной мастерской Сергей Грунин займется. Он вернулся с фронта инвалидом. Ему в помощь дадим сыновей (читай: сирот. ‑ Прим автора.) фронтовиков Анатолия Бесстрашнова и Александра Блохина».

Сиротская доля

Целые подборки материалов можно встретить в областной газете сразу после войны о кампаниях помощи сиротам.

В январе 1946 года «Призыв» писал: «Благородный почин коллективов завода «Автоприбор», Тракторного, стройуправления № 5 широко подхвачен владимирскими железнодорожниками. Всюду на собраниях принимаются решения об отчислении однодневного заработка для покупки обуви и одежды детям-сиротам. Секретарь партбюро паровозного депо тов. Зотов сдал валенки и белье, начальник ОРСа тов. Волков взялся обуть двоих сирот».

А что было делать? Сироты победителей, как правило, оказывались «нуждающимися», то есть - в нищете.

В 1945 году из-за отсутствия обуви и теплой одежды школу во Владимирской области не посещали 3,8 тысячи детей. Этот факт приводит историк М.Зезина. Также она выявила такие факты: в 1946 году детские дома Владимирской области не получили от торговых организаций 6564 кг мяса, 3436 кг жиров, 63771 литр молока, положенные по нормам снабжения. 70% полученных продуктов были заменителями.

В то же время большую часть детей, оставшихся без попечения родителей, устраивали на воспитание в семьи. В 1945 году во Владимирской области на воспитание в семьи передали 53% всех детей, оставшихся за этот год без попечения родителей.

Женский актив города Владимира в начале 1946 года призывал через газету всех участвовать в декаде по оказанию материальной помощи нуждающимся детям-сиротам и детям инвалидов, одобряя почин комсомольцев тракторного завода. Кроме прочего женщины обязались устроить 50 платных вечеров самодеятельности, чтобы пополнить денежный фонд помощи сиротам.

Больше ширпотреба

Встречаются в прессе первых послевоенных месяцев и проблемные сигналы о ситуации на предприятиях.

Руководство грамзавода (ныне «Точмаш») во Владимире в августе 1945 года критиковали за невыполнение плана.

В конце декабря 1945 года на машиностроительном заводе в Коврове на парт-конференции отмечены такие факты: «Техник чугунолитейного цеха тов. Шумов сообщил о том, что партийные руководители совсем упустили из вида вопросы заработной платы. Рабочие не получают зарплату по месяцам, имеются факты обсчета…». А комсомольский вожак завода явно заявил: «Лучшая стахановка военного времени комсомолка-токарь Ковалева теперь не выполняет нормы. Ее перевели на другой участок. И никто не хочет ей помочь быстрее освоить выпуск новых деталей».

Уже в 1945 году заводы и фабрики начали переходить с «гонки вооружений» на выпуск мирной продукции. Власть ориентировала предприятия на выпуск ширпотреба.

На 1946 год на заводе имени Киркижа (будущем «ЗИДе») в Коврове запланировали начать выпуск мотоциклов и веломоторов.

А вот такое совсем уж «гламурное» для того сурового времени сообщение в номере «Призыва» от 1 января 1946 года показывало, как власть хотела смягчить военизированный «мобилизационный» быт после войны:

«Основным изделием ширпотреба Киржачского завода «Красный Октябрь» определен электрокофейник. Предназначен он для городов и рабочих поселков в качестве необходимой принадлежности быта. Благодаря особой конструкции кофе в нем не заливается водой и не кипятится, а только обмывается струйками кипятка, и поэтому получается очень ароматным и приятным на вкус. В ближайшие дни завод должен изготовить весь необходимый инструмент и дать первую партию электрокофейников».

То и дело в газетных обзорах новостей Владимирской области уже летом 1945 года встречались подобные сообщения: «25 августа во Владимире открывается продовольственный магазин областной конторы Особторга. В продажу поступят мучные, крупяные, бакалейные, кондитерские и табачные изделия, всего до 1200 наименований. Намечено организовать широкую уличную торговлю с лотков булками, бутербродами, конфетами, папиросами и т.д. В начале октября на втором этаже гостиницы начнет работать ресторан Особторга».

Мирная жизнь брала свое...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
48 минут назад Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.
сегодня в 18:59 Минсоцзащиты населения Владимирской области передало автомобиль в зону СВО
Министерство социальной защиты населения Владимирской области передало Народному фронту для отправки в зону проведения Специальной военной операции микроавтобус «Фиат Дукато», оборудованный специальными подъёмниками для…