Вчера в районе полудня в этой очереди насчитывалось около 150 человек. С утра, говорят, было еще больше, кто-то записался в журнале ожидания, кто-то уехал попытать удачи в других регионах ‑ оплатить сборы можно в любом из офисов компании.
В теории система должна была работать без сбоев. Предполагалось, что большинство грузоперевозчиков зарегистрируется и проведет платежи через личные кабинеты на специализированном сайте, а те, кто не очень дружит с компьютерной техникой, смогут воспользоваться терминалами в офисах, где им помогут сотрудники «Платона». Реальность кардинально разошлась с ожиданиями.
- Министр транспорта Максим Соколов говорил, что система тестировалась с 2011 года. Так почему она не работает? Я не смог сразу зарегистрироваться через личный кабинет и оплатить через него не могу. Пытался с расчетного счета перевести деньги на личный кабинет, так еще и образец прислали с ошибками. Постоянно что-то сбоит в программе, все равно пришлось в сервисный центр ехать. Сейчас снова куда-то исчезли из базы две машины, хотя я их регистрировал, - не скрывает раздражения перевозчик Франц Корнатовский.
В офисе сервисного центра на Верхней Дуброве таких рассерженных ‑ огромная толпа. Кто-то, у кого по одной машине, пытается составить маршрутную карту через терминал. Аппарат то ли сбоит, то ли пользователи с непривычки путаются в интерфейсе.
- С утра вообще не было образцов заполнения маршрутных карт, а вчера терминал не работал. Но самое главное ‑ он в единственном числе на регион, - жалуются перевозчики.
Нет в наличии и обещанных бортовых приборов, которые должны отслеживать маршрут транспортного средства. Это удобнее, чем каждый раз составлять маршрутные карты. Но приборов просто нет. Предлагают записаться на очередь в журнал ожидания, но когда появятся бортовые устройства ‑ никто не знает.
- Сайт не работает, терминал не работает, трубку в офисах не берут. Из четырех окошек в офисе работает только одно. Приборов нет. Просили справку дать, что не могут нас обеспечить бортовыми устройствами. Мы бы с этой справкой в суд пошли. Ничего не дают. Говорят: «Не наша проблема. Пишите в правительство», - возмущается Рафаил Валеев, индивидуальный предприниматель из Подмосковья.
(Справедливости ради, стоит сказать, что при мне руководитель регионального сервисного центра в общении с перевозчиками проявляла достойное терпение и такт, чего не скажешь об охраннике, пытавшемся силой воспрепятствовать выполнению корреспондентом своих служебных обязанностей.)
Не сумев ничего добиться во Владимире, Рафаил отправился в Иваново, надеясь, что хоть там сможет получить бортовые приборы. Его надежды, скорее всего, напрасны. Ситуация одинаковая по всей стране.
- У вас тут еще спокойно и народу немного, - говорит, прощаясь, Валеев. - Я в Выхино в очередь под 1142-м номером записался. В Москве люди уже палатки разбивают перед офисами «Платона», в Орехове-Зуеве до мордобоя дело доходило, а в Тольятти так и вовсе офис подожгли.
Тимофей Трифонов тоже приехал из Москвы.
- Через сайт нереально зарегистрироваться, - подтверждает Тимофей. - Только подтверждение о регистрации нужно ждать 10 рабочих дней, то есть две недели. А работа встанет? Да и не факт, что все нормально пройдет. Ребята из Ивантеевки рассказывали, как безуспешно ждали подтверждения регистрации, приехали в офис, а там выяснилось, что у них все прошло. Так что вариант только один ‑ решать все в офисе, но в Москве такие очереди, пробиться нереально. Приехал сюда, думал быстрее обернусь. У меня же контракты под угрозой. Пока терпимо, но уже неприятно.
В очереди поговаривают, что крупным транспортным фирмам те же бортовые устройства привозили прямо в автопарки, да и расценки для них якобы «индивидуальные» и вообще, мол, все делается для того, чтобы выжить с рынка мелкого частника. Есть ли в этом доля правды ‑ кто знает, но то, что созданная ситуация спокойствию и стабильности в обществе не содействует, ‑ факт.
- У нас сейчас и так спад в работе. Мы в течение пяти лет не поднимаем, а только опускаем расценки. При том, что дизельное топливо дорожает постоянно. За последнюю неделю опять на рубль подорожало, и это при дешевеющей нефти. А нам дополнительные сборы еще ввели. И ведь это не все. Есть и скрытые расходы ‑ комиссии за переводы средств со счета на счет, необходимость вывода из оборота средств для оплаты. Конечно, мы недовольны. Чем тут быть довольным? Но мы законопослушные граждане. Мы исполняем законы, даже если не согласны с ними, - рассуждает Корнатовский. ‑ Так создайте же условия для этого нормальные! Чтобы внести оплату и получить бортовые устройства мы могли без нервотрепки!
Пока же в сложившихся обстоятельствах у грузоперевозчиков выбор небольшой: ждать, пока все «само рассосется», работа системы взимания платежей наладится, появятся бортовые приборы, и терять в это время доходы из-за простоев - или ездить в нарушение законодательства. Правда, штрафовать пока ближайшие полгода будут только в Московской области.
И в заключение. Не стоит винить перевозчиков, что они не озаботились проблемой заранее: размер платы был утвержден постановлением правительства лишь 3 ноября этого года. Вопрос в другом: почему не работает электронная система и где достаточный запас бортовых устройств, если к нововведению готовились несколько лет?