Не случайно на свой недавний бенефис популярный артист театра Игорь Клочков выбрал именно этот спектакль. Его роль - Антипа Зыкова - масштабная и сложнейшая, серьезный экзамен для актера на профессионализм и особую личностную зрелость. Клочков этот экзамен неизменно выдерживает. А после бенефисного спектакля в театре прошел круглый стол, организованный совместно с Институтом мировой литературы им. А.М.Горького РАН и Государственным музеем Горького из Нижнего Новгорода. На нем собрались ученые, филологи, театроведы из Москвы, Нижнего Новгорода и Владимира, решившие осмыслить проблемы современного общества через призму творчества Горького и особенности сценического воплощения его драматургии в современном театре.
Напомним, что Бланк как сценограф рискнул дерзко столкнуть изысканно-пряный стиль модерн с грубовато-«кичевой» атмосферой. Использовал традиции как психологического, так и «статичного» театра, характерные для символизма. Но тема обсуждения оказалась гораздо шире профессионального разбора постановки. Поскольку хрестоматийное представление о творчестве Горького как основоположника социалистического реализма до определенного времени существенно обедняло восприятие его драматургии. Отдельные его драмы, в советские времена считавшиеся «слабыми», сегодня оказались в выгодном положении. Так как лишены избыточного идеологического глянца и сценических штампов, от которых современная режиссура пытается избавляться довольно радикальными, порой агрессивными методами. Избавленная от навязчивых социально-политических мотивировок пьеса «Зыковы» эмоционально раскрывает такие жизненно важные, по-прежнему актуальные темы, как отцы и дети, одиночество, распад семьи, бунт против условностей, положение женщины в обществе, духовная «усталость» или, скажем так, инфантилизм молодого поколения... И сейчас эта пьеса А.М.Горького обретает новую жизнь, в том числе в нашем театре.
Татьяна ЛАВРОВА.