Как пройти в библиотеку?
Влезть в шкуру человека, который ничего или даже почти ничего не видит, очень непросто. Но наше путешествие по Владимиру помогло узнать много нового о жизни слепого человека. Вплоть до тонкостей и мелочей.
...В советские времена во Владимире появился целый микрорайон для слабовидящих людей. Дома, детский сад, библиотека, Дом культуры, общества слепых - городское и областное, специализированное предприятие. Микрорайон остался, однако инвалидов по зрению со временем стало меньше.
Первый объект исследования - областная специализированная библиотека для слепых на улице Горького. Удобные подход и вход с пандусом. Контрастные перила. В фойе на полу - тактильная шершавая нескользящая плитка. Это чтобы не поскользнуться и не упасть. Сразу напротив раздевалки - окошко, в котором посетителя ожидает библиотечный работник.
- Что хотите почитать? - спрашивает она.
- «Крейцерову сонату» Толстого. На каких носителях есть?
- Есть с брайлевским шрифтом, на диске и на флеш-карте.
Алексей - постоянный читатель этой библиотеки. На него тут заведен формуляр, есть все данные. Значит, уже проще, расписываться не надо - бери и читай. Или слушай. Удобно.
- Библиотека полностью доступна, - делится он впечатлениями. - Есть тут и читальный зал, где компьютеры оснащены программами экранного доступа. На брайлевском принтере можно распечатать документы и учебные материалы - это очень востребовано у студентов и школьников. Я, к примеру, часто распечатываю для своих учеников программы по биологии.
Вышедший к нам навстречу директор библиотеки Николай Золин добавляет:
- Перед ремонтом библиотеки у нас был разработан специальный дизайн-проект «Доступная среда». Причем предусмотрены удобства не только для слепых, но и для других категорий инвалидов.
Немаловажен в «деле доступности» и человеческий фактор. Библиотеке и ее читателям повезло - коллектив подобрался не только профессиональный, но еще дружный и сердобольный.
- Если мы из окна видим, что незрячий человек проходит мимо, то выбегаем его встречать, - добавила одна из сотрудниц.
Штаб-квартира общества слепых
Областная организация ВОС располагается рядом с библиотекой. А мы через двор идем к дому, в котором квартирует городская организация. Сегодня в ней числятся 685 человек.
- Основная проблема для всех категорий инвалидов - это дороги, - комментирует Татьяна Лобачева. - Вот смотрите: здесь у нас достаточно широкий тротуар. Есть бордюрный камень, по которому мы можем идти как по ориентиру. Но часто он просто отсутствует. Если поверхность тротуара с ямами и канавами, то для колясочников, опорников и незрячих это целая проблема. Основное условие для удобства всех инвалидов - хорошее дорожное покрытие.
Во время рейда качества покрытия было не видно - его запорошило снегом. По словам общественников, оно неважное. Можно даже ногу подвернуть и вывихнуть.
Еще одна проблема - машины на тротуаре. Их ведь у нас ставят как попало, а незрячий человек на машины эти может наткнуться. Есть немало мест, где тротуара вообще нет, и тогда слепой человек и транспорт идут лоб в лоб.
При входе в штаб-квартиру владимирских незрячих есть все удобства: невысокие ступеньки, удобные перила.
- Все по стандартам! - улыбается наш эксперт Татьяна. - Осталось только покрасить первую и последнюю ступени в желтый цвет, как того требуют правила. Сделаем это в ближайшее время.
Берем банк...
Теперь пробуем перейти через дорогу. Здесь установлен светофор со звуковым сигналом: звенящий и разговаривающий. Вот он сказал, что переход улицы Горького разрешен. К счастью для слепых, таких светофоров в последнее время во Владимире появляется все больше и больше. И, кстати, показалось, что водители, зная про эти светофоры и их предназначение, притормаживают у них как-то особенно аккуратно.
- А как вы ориентируетесь, где светофор? - спрашиваю у Алексея.
- Во-первых, по левой стороне есть бордюр. Во-вторых, сейчас на месте перехода снег вычистили и это место выделяется черным пятном.
По сигналу светофора переходим дорогу. Идем довольно быстро, но вместе с нами успевает перейти дорогу и какой-то старенький дедушка. Значит, светофор работает нормально, и времени на переход хватает всем.
У входа в отделение «Сбербанка» есть пандус для колясочников. Правда, угол наклона, по словам Татьяны (она - эксперт по доступной среде, училась на курсах и получила соответствующие корочки), достаточно велик. Впрочем, это компенсируется удобными перилами, и пандус хорош для незрячих. Ступеньки справа зафактурены, их чувствуешь ногами. Алексей не сразу, с помощью наших подсказок, находит кнопку вызова, нажимает. Ждем... Но никто так и не вышел. Да и входная дверь в офис, к которой ведет рельефная дорожка, почему-то закрыта. Вход перенесен левее, но незрячий этого не может узнать.
При входе направляющие ведут к банкоматам. Приходится все делать самостоятельно. У Анны хоть и первая группа инвалидности, но небольшой остаток зрения есть. Она пробует воспользоваться банкоматом. Разъем, метки рельефные... Опыт у девушки есть, так что снять деньги получается без труда. Правда, когда Алексей попробовал найти гнездо для наушников (ведь тогда можно воспользоваться специальной программой для смартфона), то так и не нашел.
- Вообще, какая бы удобная среда ни была, в любом случае человека надо этой доступной средой научить пользоваться, - уточняет Алексей. - Я в этом банке всего второй раз, и поэтому мне непросто ориентироваться. В любом случае нужна практика, иначе инвалид всегда испытывает трудности. Вначале надо изучить улицу и объекты, причем - вместе с сопровождающим - научиться пользоваться указателями, знаками и ориентирами.
По запаху
Дальше по пути до остановки общественного транспорта нам попадаются несколько магазинов, почта и аптека. Интересуемся, как Алексей определяет, какой именно перед ним магазин. Оказывается - по запаху!
- Это хозяйственный! - твердо говорит он, входя в один из магазинов. И не ошибается. Подходит к прилавку, выбирает жидкое мыло. Без труда расплачивается, вынимая нужную сторублевую купюру.
Чуть позже они с Анной открыли нам секрет выработанной слепыми системы распознавания денежных купюр. Металлические монеты определяются на ощупь. А бумажные обычно, предварительно рассортировав (на купюрах есть метки, которые слепые тоже ошущают пальцами), раскладывают по разным отделениям и карманчикам кошелька. Или складывают, или сминают определенным образом.
Выходя из магазина, замечаем, что ступеньки металлические, да еще и половинчатые. Нога незрячего на такой лестнице может проскочить в дыру - и тогда беда.
- И так во многих магазинах, открытых на первых этажах жилых домов, - комментирует Татьяна. - Опорники сюда тоже не заберутся, потому что ступеньки крутые и очень скользкие.
Далее - аптека «Камея», которая оказалась для слабовидящих людей доступной и дружелюбной. Прилавки низкие, и здесь могут обслужить даже колясочника.
- Часто к вам инвалиды приходят? Бывают проблемы? - спрашиваем мы у продавца-фармацевта.
- Проблем никаких. Незрячие люди часто приходят, помогаем им всем.
Транспортная недоступность
- Самым страшным и недоступным местом для слабовидящих является Владимирский железнодорожный вокзал, - сетовали все мои спутники. - Подхода - никакого. По площади носятся таксисты как сумасшедшие. Очень сильно разбиты плиты возле входа. Да еще и промежуток между ними слишком большой.
- Может застрять каблук или трость. Ходим на вокзал в кедах и с сумками, которые несем на себе. А трости берем только с большим толстым набалдашником. Но мы-то эти проблемы хотя бы знаем. А если на наш вокзал попадет незрячий человек из другого города? Это будет катастрофа, - уверены мои проводники. - Через металлоискатель охранники заставляют все вещи пропускать. Но как быть слабовидящему? Как найти потом свои вещи, особенно мелкие предметы?
- Я с тростью по городу почти не хожу, а вот на вокзал с собой беру трость обязательно, - говорит Анна. - Чтобы меня освободили от процедуры проверки.
- Инвалиды по зрению должны себя обнаружить, - добавляет Татьяна. - У меня вторая группа инвалидности. Я иду в толпе вместе со всеми. Но если покажу удостоверение, то, думаю, мне помогут и проведут через турникет.
(Поскольку тема репортажа - доступность Владимира для незрячих, мы не будем распространяться о том, насколько наш железнодорожный вокзал страшен для других инвалидов, например, колясочников. Это отдельная тема, и «ВВ» к ней еще обязательно вернутся. - прим. ред.)
Другим страшным местом для незрячих является остановка «Новинка». Туда-то мы и отправились, забравшись в троллейбус 8-го маршрута. Незрячим без посторонней помощи забраться во владимирский троллейбус ох как нелегко. Особенно - попасть в дверь.
- Еще одна проблема для слепых в салоне - это кондуктор, который себя не обозначает, - говорит Татьяна. - У меня проездной, но если кондуктор молчит, то он ничего от меня не дождется. И тут опять свою роль играет человеческий фактор. Хорошо хоть, что остановки в транспорте стали объявлять. А вот когда я утром, проводив ребенка в школу, стою на пятачке у Дворца детского творчества, то мне приходится гадать, в каком направлении идет автобус - в Доброе или на проспект Строителей.
Итак, «Новинка». Напротив, в общежитии ВлГУ, живут слабовидящие и незрячие студенты. Они пользуются этой остановкой каждый день. Выходим из троллейбуса. Чтобы пройти к пешеходному переходу, нужно преодолеть часть тротуара, по которому постоянно снуют машины. Тут и зрячему-то человеку надо быть бдительным, а слепому, честно говоря, трудно не попасть под колеса.
- В час пик машины вообще идут сплошными колоннами, - жалуется Анна. - Мне с моими подопечными незрячими студентами приходится непросто.
Она рассказывает, как сама два корпуса ВлГУ сделала доступными для них: на всех кабинетах, где занимаются ребята, приклеила таблички с крупными надписями, которые дублируются брайлевским шрифтом. Анна помогает студентам оформлять документы, настроить ноутбуки, телефоны, даже починить сапоги. А еще она научила ребят пользоваться общежитием.
Правосудие доступно
...Наш троллейбус останавливается напротив областного суда. Правда, довольно далеко от поребрика. Слепым надо еще найти, где ступить ногой на тротуар.
- Зато здесь очень удобная парковая зона, - отмечает Татьяна Лобачева. - На подступе к зданию правильные пандусы с перилами. А вот ступеньки слишком маленькие, для незрячих они могут стать препятствием.
В здание суда нас пропускают без проволочек при предъявлении удостоверений личности. В холле первого этажа огромный информационный стенд, где все буквы и цифры рифленые. На полу - направляющие дорожки. Однако искать нужный кабинет на ощупь незрячему нет необходимости. С вахты просто поступает сигнал о приходе инвалида. Его встретит и сопроводит по зданию дежурящий администратор или пристав. Все в реале так и происходит. А для колясочников тут есть удобный подъемник.
Допустим, человек пришел подать жалобу. Сопровождающий провожает Алексея в нужный кабинет. Заявление за него пишет пристав, Алексей только ставит подпись. Впечатление от посещения суда у нас остается положительным. Но в целом незрячему человеку без сопровождения в нашем городе жить довольно сложно. Обнадеживает одно - отдельные зоны доступности все же появились и продолжают расширяться.