- Павел Генрихович, спрошу напрямую. «Владимирский стандарт» уже стал реально крутым брендом. Его руководитель может себе позволить покупать картины и развешивать их в своем доме, если они так ему нравятся. Но почему галереи?
- Этап «покупать для себя» я уже давно прошел. Гораздо интереснее продвигать искусство в разных его проявлениях в самый широкий круг потенциальных ценителей. И по возможности, конечно, увеличивать число таких ценителей. Одно дело ‑ сидеть и любоваться прекрасной картиной одному, но совсем другое ‑ сделать так, чтобы ее увидели сотни, тысячи людей, десятки тысяч. Показать ее всем! И я делаю это не из личной симпатии к отдельным художникам, хотя и это иногда присутствует, а из уважения к искусству в самом широком понимании этого слова. Сейчас не только в России, но и в мире спрос на картины очень низкий. А художники ‑ люди, им нужно на что-то жить. И я таким образом стараюсь сделать то, что мне по силам, именно для развития владимирской школы живописи. Хотя сам художественными талантами обделен.
- Почему поддержка именно владимирской школы?
- Потому что я живу и работаю во Владимирской области. Можно сказать, я патриот нашего региона. К тому же владимирская школа авторской живописи ‑ действительно уникальное явление, единственная школа живописи, подаренная миру Советским Союзом. Ее основателями традиционно считаются Бритов, Юкин и Кокурин. И это наше наследие. Так что сгинуть оно не должно. В Москве на открытии наших новых экспозиций в ЦДХ ко мне подходят искусствоведы, люди, имеющие отношение к выставочным комитетам. Они говорят, что наши усилия по продвижению очень заметны. Когда о разнообразии владимирской школы живописи узнает все больше людей, что-то у них остается в душе, я уверен.
- В ЦДХ дорогая аренда...
- Дорогая. Но не зря один умный человек сказал, что искусство требует жертв. А другой, умный и ироничный, заметил, что для того, чтобы заниматься продвижением живописи, надо иметь один большой бизнес. А лучше - два.
- Вы поэтому хотите еще один завод строить?
- Это вещи не взаимозавязанные. «АртСоюзомЗебра», поддержкой живописи я занялся около шести лет назад, а реально успешным предприятием «Владимирский стандарт» стал на три года позже. Так что все это затеяно вовсе не от избытка денег.
- Да простят меня творческие люди, но иметь с ними дело непросто. Вы понимаете, что, скорее всего, особой благодарности за свой меценатский труд вряд ли дождетесь?
- Понимаю и воспринимаю это как данность. Нужно быть терпимым к разным проявлениям человеческой природы. За шесть лет я уже во многом в этой «кухне» и во многих людях разобрался, поэтому смотрю на все философски. Например, на то, что в «АртСоюзЗебре» состоят 450 художников, но единственный, кто никогда ‑ заметьте, никогда! - ни в чем не отказывался мне помочь ‑ это Дима Холин. Великолепный художник, очень солнечный и доброжелательный человек, абсолютно не завистливый к собратьям по кисти. Вы бы видели, как мы с ним вдвоем в пыли развешивали картины на одной из первых выставок нашего «АртСоюза» в гипермаркете «Глобус».
- Вы вдвоем? А остальные художники?
- А у остальных в таких случаях чаще всего что-то болит: рука, нога, голова. Никто не может и не хочет делать эту работу. Даже по развешиванию своих собственных картин. А Холин развешивает ‑ и свои, и чужие. Конечно, бывают разные нюансы во взаимоотношениях с большинством творческих людей. Например, человек выставляет картину, на нее находится покупатель, а он вдруг передумывает ее продавать. Либо же я вешаю картину на выставке в солидном банке, а художник в пятницу в девять вечера, когда банк уже закрыт и под охраной, звонит и требует немедленно свое творение назад. А на доводы и просьбы подождать открытия банка реагирует оскорблениями. Так что вы правы: поддерживать творческих людей ‑ занятие чаще неблагодарное. Но это не страшно. Зато очень интересно.
- С художниками - убедили. Но я тут узнала, что вы еще над сельским детским театром шефствуете. Вряд ли там высокое искусство. А значит, уж тут-то выбрасываете деньги на ветер...
- Ничего подобного. Там чудесные дети, которые ставят свои спектакли по Фазилю Искандеру и Борису Васильеву. Это тоже прекрасно. Кстати, этот детский театр из деревни Вышманово Собинского района уже не раз побеждал на международных фестивалях детских театров. Так что не принижайте значимость этого коллектива! А лучше поезжайте и сами посмотрите их постановки. Там замечательный худрук Сергей Грызов, который воспитывает детские души и не дает им пропасть, наполняя их чем-то замечательным...
Я на самом деле верю, что Россия возродится из провинции. С таких вот театров и художников. И если я могу им помочь, то ‑ да, с радостью буду делать это и дальше. Содержать галереи и оплачивать детям поездки на фестивали. Буду.
- Надо же... А обыватели считают всех бизнесменов акулами капитализма, которым безразлично все, кроме их прибылей.
- Ну, если я хоть немного убедил ваших читателей в обратном, то буду счастлив. Прибыли меня тоже интересуют, но жить только ими я никогда не пытался.
- «Владимирский стандарт» образован около 16 лет назад. Вы в нем со дня его основания. Не планировали сменить род бизнеса?
- Знаете, производство подобно большому каменному шару. Который ты сначала, как Сизиф, упорно закатываешь на вершину горы, но он с определенного момента начинает катиться быстрее, с нарастающей скоростью ‑ так, что остановить его никто не в силах. Вернее, остановить можно, но тогда велик риск того, что кто-то окажется придавленным этим камнем. Понимаете метафору? У нас на предприятии работают более 750 человек. Я за них в определенной степени отвечаю. Сменить род бизнеса я могу, но тогда не смогу дать никаких гарантий на будущее тем, кто в нем останется.
- По той же причине и художников не бросите?
- Да, перестать их поддерживать ‑ особенно теперь, в сложные кризисные времена - было бы... бесчеловечно. Я уже считаю, что они все находятся под моей опекой. Если не я, то кто будет содержать для них галереи?
Досье «ВВ»
Павел Генрихович Антов родился в городе Воскресенске Московской области. Во Владимире - с 1985 года. Окончил Военно-Медицинскую академию им. Кирова в Ленинграде. В бизнесе начинал с ювелирных салонов и ломбардов.
Возглавляемая Антовым компания «Владимирский стандарт» - одна из ведущих предприятий нашего региона. У предприятия есть диплом даже от Минобороны - за качество представленной продукции. Предприятие спонсирует детдома.
«АртСоюзЗебра» Павел Антов создал в 2009 году (сайт http://zebrazp.ru/). Первую выставку в ЦДХ он организовал уже в феврале 2010 года. Сейчас там присутствует как постоянная экспозиция владимирской школы живописи, так и «гастрольные» выставки. Очередная открылась вчера, 9 декабря.