Это, главным образом, курс рубля и цены на энергоносители. Прямо на наш регион они не влияют, но 53 процента доходов регионального бюджета ‑ это перечисления из федерального бюджета, а он от цены нефти и курса рубля зависит крепко. Некоторые депутаты, работающие в бюджетном комитете ЗС, даже засомневались: все ли наши планы исполнимы? Но и Тулякова, и первый вице-губернатор Вячеслав Кузин, и председатель комитета ЗС Максим Васенин объяснили: в нынешних условиях Владимирская область выглядит устойчивее многих субъектов именно потому, что в местной экономике нет стагнирующих отраслей. Зато есть разновекторная промышленность. Особый упор - на пищевку, на еду спрос есть всегда.
К тому же у нас нет мегапредприятий, от успеха или краха которых фатально зависит весь регион. Так что, по крайней мере, с собственными доходами подкачать не должны. Плюс, Кузин призвал не забывать: федеральный бюджет рассчитан исходя из среднегодовой цены на нефть. А за год она вполне может не раз отыграть любое падение.
А Васенин добавил о сильных и слабых сторонах регионального бюджета. Сильная ‑ область умеет эффективно тратить средства.
- Есть регионы богаче нашего, но не способные выполнить все обязательства. Мы с этим справляемся с куда меньшими доходами...
«Меньшие доходы» - это как раз наша слабость. Но она имеет объективные объяснения. Во-первых, в области нет ни одного капиталоемкого объекта (АЭС, ГРЭС или НПЗ), которые платят огромные налоги на имущество. Во-вторых, у нас в экономике велика доля малого бизнеса. Это хорошо, но и не хорошо. С точки зрения бюджета, у «малышей» упрощенные налоговые режимы плюс им ввиду своей малости легче «увиливать» от налогообложения. В-третьих, у нас в области мало производителей подакцизных товаров. ЛВЗ остался один, а табачных фабрик и вовсе нет. Несколько лет назад наши законодатели пытались лоббировать в Госдуме распределение акцизов по месту продажи и потребления этих товаров в расчете на число взрослого населения. При таком раскладе область могла бы получать около 1,5 млрд в год. Но лоббизм не удался - и акцизы у нас падают (640 млн в 2014 году, 498 млн должно получиться по итогам 2015-го, план на новый год ‑ 448 млн).
Еще нардепы поинтересовались, могут ли города с большими долгами (у некоторых - до половины размеров бюджета) перекредитоваться с коммерческих на бюджетные областные кредиты? Кузин сказал, что это не исключено. В этом году область потратила на такое перекредитование 132 млн рублей, но пока только сельских поселений.
Окончательно бюджет-2016 ЗС должно принять 22 декабря.
ЦИФРЫ
912 млн рублей
средств областного бюджета запланировано потратить в 2016 году на закупку лекарств для льготников. Из них 640 млн ‑ для региональных льготников. В списке - 630 наименований препаратов. Тендеры на сей раз проводят не ЛПУ каждое для себя, а департамент здравоохранения централизованно. На крупном опте можно сэкономить и закупить больше лекарств, если это потребуется.